Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 14 марта 2016 г. N 165А-2016
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Мамеднебиева А.М. - Вр.и.о. зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г.- Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова Ш.М. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Стандарт Групп" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" (далее Заказчик), при проведении электронного аукциона N 0803200013716000001 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Школа на 120 ученических мест в с. Кадыротар Хасавюртовского района Республики Дагестан" (далее - Аукцион),
в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
03.03.2016 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что Заказчиком утверждена документация об Аукционе не соответствующая требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1. В пункте 5-7 Технического задания описаны избыточные требования к материалам;
2. В пункте 7 технического задания установлены требования к материалу в нарушение требований СП 82-101-98;
3. В проекте государственного контракта установлен объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, с нарушением требования Закона о контрактной системе;
4. Порядок расчета неустойки по контракту установлен с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), Комиссия установила следующее.
17.02.2016 Заказчиком в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 96 750 690 рублей.
1. Комиссией установлено, что в пунктах 5-7 Технического задания "Спортивный блок" документации об Аукционе установлено требование, что растворная смесь должна сопровождаться документом о качестве. По мнению Заявителя, данное требование является избыточным.
В вышеуказанных пунктах Технического задания документации об Аукционе установлено также требование о соответствии товара (материала) ГОСТу 28013-98.
В соответствии с разделом 4.15 "Маркировка, упаковка" ГОСТа 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" растворные смеси должны иметь документ о качестве.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требование о наличии документа о качестве, не является требованием к качественным характеристикам товара (материала) в связи с чем, обязанности предоставления данного документа либо сведений о нем в составе первой для участников закупки отсутствует.
Кроме того, документация не содержит требования о предоставлении вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. Комиссией установлено, что в пункте 7 Технического задания "Спортивный блок" документации об Аукционе установлено следующее требование, в том числе: Состав цементно известкового раствора должен быть следующим: (цемент: известь: песок) 1:1,4:10,5 или 1:0,8:7 или 1:0,3:4 или 1:0,1:2. Далее указывается, что для приготовления растворов следует применять портландцемент удовлетворяющий требованиям ГОСТ 31108-2003 и ГОСТ 10178-85. Марка цемента 100 или 150 или 200 или 300.
В жалобе Заявителем указывается, что для марки М100 не применяется соотношение 1:0.1:2.
Согласно Своду правил СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции" объемная дозировка для раствора марки 25 составляет для марок вяжущего: марки 100 - 1:0,1:2; марки 150 - 1:0,3:4; марки 200 - 1:0,8:7; марки 300 - 1:1,4:10,5.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии для марки вяжущего М100 соотношения 1:0.1:2 не нашел своего подтверждения.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Пунктом 4.15. проекта государственного контракта установлено следующее положение: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 15% от цены Контракта".
Таким образом, при установлении в проекте государственного контракта обязанности по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, Заказчиком ненадлежащим образом установлен объем такого привлечения, что нарушает часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя.
4. В жалобе Заявителя указывается, что используемый в проекте контракта расчет неустойки "ставка рефинансирования Банка России" с 1 января 2016 года заменена и должна применяться "ключевая ставка Банка России".
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1340 "О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России", в соответствии с которым к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 г. вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В этой связи при расчете неустойки как для заключенных контрактов, так и для заключаемых применяются положения постановления от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", то есть используется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая с 1 января 2016 г. приравнена к ключевой ставке Банка России.
Учитывая изложенное, пеня в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.
Таким образом, по мнению Комиссии, в случае если в контракт включено условие о расчете пени от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, то размер такой ставки признается равным размеру ключевой ставки Банка России.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
5. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
5.1. Комиссией установлено, что проект контракта содержит противоречивые сведения относительно срока действия банковской гарантии, предоставляемой победителем в качестве обеспечения исполнения контракта.
В п. 3.1 проекта контракта указано: "Срок выполнения работ по Контракту - до 01 мая 2017 года".
В п. 9.1 проекта контракта указано:
"Подрядчик гарантирует:
- своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийной эксплуатации объекта, гарантийный срок устанавливается в соответствии со статьями 755, 756 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляет 3 года".
В п. 10.2 проекта контракта указано:
"Вне зависимости от способа обеспечения исполнения обязательства по Контракту, выбранного Подрядчиком, обеспечение исполнение Контракта должно обеспечивать:
- своевременное и надлежащее исполнение Подрядчиком всех обязательств, включая сроки исполнения Контракта в целом и (или) его отдельных этапов, качества выполняемых по контракту работ, гарантийные обязательства".
Исходя из содержания вышеуказанных положений проекта контракта, срок окончания обязательств участника закупки, исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, должен составить не ранее 01.05.2020г.
При этом, в п. 14.1 проекта контракта указано: "Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 1 июля 2017 года".
Согласно п. 27 раздела 10 документации об Аукционе: "Информационной карта электронного аукциона" срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 27 раздела 10 документации об Аукционе: "Информационной карта электронного аукциона" срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, документация об Аукционе содержит противоречащие друг другу требования к сроку действия банковской гарантии, что свидетельствует об отсутствии определенности в установленных требованиях к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
5.2. Комиссией установлено, что в п. 28 Технического задания "Благоустройство СМР" документации об Аукционе при описании досок обрезных хвойных пород установлены требования к размерам брусков, что свидетельствует о необъективности описания объекта закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Таким образом, вышеуказанное описание товара свидетельствует о необъективности описания объекта закупки, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5.3. Комиссией установлено, что Заказчиком в пункте 16 Технического задания "Пищеблок СМР" документации об Аукционе в позиции "Горячекатаная арматурная сталь" указано: "Для производства работ требуется арматура класса А-I, диаметром 14 мм_Арматура должна соответствовать Требованиям ГОСТ 5781-82_Маркировка должна быть нанесена непосредственно на металлопродукцию, если она не подлежит упаковке, или на ярлыки, если металлопродукция упакована в пачки или мотки или рулоны или связки мотков или стопы рулонов".
В п. 1.12 ГОСТа 5781-82 указано: "Арматурную сталь классов А-I (А240) и А-II (А300) диаметром до 12 мм и класса А-III (А400) диаметром до 10 мм включ. изготовляют в мотках или стержнях, больших диаметров - в стержнях.".
Согласно п. 5.1 ГОСТа 5781-82: "Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение - по ГОСТ 7566 со следующими дополнениями:
- стержни упаковывают в связки массой до 15 т, перевязанные проволокой или катанкой. По требованию потребителя стержни упаковывают в связки массой до 3 и 5 т.".
Учитывая то обстоятельство, что требуемая в соответствии с аукционной документацией арматура упаковывается в связки стержней, требование Заказчика о том, что маркировка арматуры должна быть нанесена непосредственно на металлопродукцию или на ярлыки мотков или рулонов или связок мотков или стоп рулонов, не соответствует требованию об объективности описания объекта закупки.
В соответствии с п. 5.1 ГОСТа 5781-82 "На ярлык, прикрепленный к каждой связке стержней, наносят принятое обозначение класса арматурной стали (например А-III) или условное обозначение класса по пределу текучести (А400).".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Таким образом, вышеуказанное описание товара свидетельствует о необъективности описания объекта закупки, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5.4. Комиссией установлено, что Заказчиком в пункте 17 Технического задания "Пищеблок СМР" документации об Аукционе указано: "Арматура должна быть изготовлена из углеродистой стали одной из следующих марок 35ГС, 25Г2С, 32Г2Рпс_Для производства работ требуется арматура класса А-III, диаметром 8 мм. Арматура должна соответствовать требованиям ГОСТ 5781-82".
При этом, в соответствии с таблицей 6 ГОСТа 5781-82 стали марок 35ГС, 25Г2С, 32Г2Рпс относятся с низколегированной стали.
Таким образом, требование Заказчика о том, что арматура должна быть изготовлена из углеродистой стали одной из следующих марок 35ГС, 25Г2С, 32Г2Рпс не соответствует требованию об объективности описания объекта закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Таким образом, вышеуказанное описание товара свидетельствует о необъективности описания объекта закупки, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5.5. Комиссией установлено, что в п. 64 Технического задания "Пищеблок СМР" документации об Аукционе при описании брусков обрезных хвойных пород установлены следующие требования: "Бруски обрезные должны соответствовать требованиям ГОСТ 8486-86...Длина: от 4 до 6,5 м; Ширина: 150; Толщина 150 мм".
В соответствии с п. 1.1 ГОСТа 8486-86 Пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья. Термины и определения - по ГОСТ 18288.
В соответствии ГОСТ 18288 брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины, а брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более.
Таким образом, Заказчик, требуя бруски, устанавливает требования к размерам пиломатериала, которым по ГОСТ 18288 соответствуют брусья, что свидетельствует о необъективности описания объекта закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Таким образом, вышеуказанное описание товара свидетельствует о необъективности описания объекта закупки, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной в части довода жалобы, изложенного в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 33 и п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику, его аукционной комиссии, Оператору электронной выдано предписание N 160А-2016 от 14.03.2016 об устранении выявленных нарушений, предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии А.М. Мамеднебиев
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
Ш.М. Магомедов
Исп. Магомедов К.Г. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 14 марта 2016 г. N 165А-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2016