Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 22 февраля 2016 г. N 85А-2016
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России,
Членов Комиссии:
Гебекова К.Д.- Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Мамеднебиева А.М. - Начальника отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. -Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова Ш.М. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "ТрейдКом" (далее - Заявитель) на действия ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "РЕПРОДУКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ОСЕТРОВОДСТВА" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303100023016000019 на углубление водопроводящих и сбросных каналов Мехтебских НВВ в Бабаюртовском районе РД (далее - Аукцион) и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в присутствии представителя Заказчика Микаилова О.Д. (Доверенность от 17.02.2016г. N08), в отсутствии представителя Заявителя (извещен),
У С Т А Н О В И Л А:
15.02.2016г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Заявитель указывает на следующие нарушения, допущенные Заказчиком при проведении Аукциона:
1) Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457;
2) срок подачи заявок на участие в Аукционе установлен с нарушением действующего законодательства;
3) Заказчиком не установлено требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией;
4) установленный Заказчиком срок предоставления разъяснений положений документации об Аукционе не соответствует Закону о контрактной системе;
5) положение контракта о том, что в цену контракта включена сумма НДС, нарушает права и законные интересы участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения;
6) проект контракта не содержит срок действия контракта, что не позволяет участнику закупки установить срок действия банковской гарантии;
7) Заказчиком опубликован ответ на запрос о предоставлении разъяснений положений документации об Аукционе без указания предмета запроса.
Выслушав представителя Заказчика, исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся на Официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт), а также на электронной площадке - ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
09.02.2016г. Заказчиком на Официальном сайте и на сайте Оператора электронной площадки были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 409 026,00 рублей.
1. Заявитель указывает на то, что в извещении о проведении Аукциона не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457;
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Перечень).
В указанный Перечень включен вид работ: "Выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссией установлено, что в извещении о проведении Аукциона указано: "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: информация отсутствует".
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В нарушение указанной нормы Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не указаны сведения об установленном запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457, в связи с чем Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя.
При этом, сведения об установленном Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, указаны в п. 46 ч. 1 раздела II документации об Аукционе "Информационная карта электронного аукциона".
Учитывая наличие сведений об установленных в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе запретах на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в документации об Аукционе, отсутствие указанных сведений в извещении о проведении Аукциона, по мнению Комиссии, не повлияло на результаты Аукциона.
2. Заявитель указывает, что срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлен с нарушением действующего законодательства.
В соответствии со 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из содержания указанной нормы закона усматривается, что законодатель исчисляет срок подачи заявок в днях.
Комиссией установлено, что Заказчиком извещение о проведении Аукциона размещено 09.02.2016 00:15. Сроком окончания подачи заявок, согласно извещению, является 16.02.2016 00:20. Таким образом, извещение о проведении Аукциона размещено за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком срок подачи заявок не противоречит ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе, в связи с чем жалобу в данной части следует признать необоснованной.
3. В жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком не установлено требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Комиссией установлено, что Заказчиком не установлено требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
участник закупки не является офшорной компанией.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы в данной части.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, допущенное нарушение не повлияло на результаты Аукциона.
4. Заявитель указывает, что даты начала и окончания срока дачи разъяснений положений документации о закупке установлены с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчиком в п. 30 Информационной карты аукциона указаны следующие сроки предоставления разъяснений:
"С момента размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе (на официальном сайте) по 13 февраля 2016г.".
Комиссией установлено, что Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона 09.02.2016 00:15. Сроком окончания подачи заявок, согласно извещению, является 16.02.2016 00:20.
Таким образом, Заказчиком установлены сроки предоставления разъяснений положений документации о закупке в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
5. Комиссией установлено, что в п. 2.1 проекта контракта указано: "Цена Контракта составляет _________ (_____________) рублей, включая НДС - 18 % в размере ________ (________________) рублей.".
По мнению Заявителя, указанное положение контракта нарушает права и законные интересы участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения.
При этом, Заявителем не приводится доводов, свидетельствующих о том, что данное положение контракта противоречит Закону о контрактной системе и нарушает права и законные интересы участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована с учетом суммы НДС в размере 18 %.
Закон о контрактной системе не предусматривает изменение цены контракта в зависимости от применяемой участником закупки, с которым заключается контракт, системы налогообложения.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
6. Заявитель указывает на отсутствие в проекте контракта срока действия контракта, что не позволяет участнику закупки установить срок действия банковской гарантии, используемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Комиссией установлено, что п. 8.1 проекта контракта указано: "Настоящий Контракт вступает в силу в течение 3-х дней с момента заключения контракта, а в части исполнения обязательств до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.".
Комиссией установлено, что Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих указывать в проекте контракта срок его действия. При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Комиссией установлено, что проектом государственного контракта не предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 425 ГК РФ, контракт признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Документация об Аукционе и проект контракта содержат сроки окончания исполнения сторонами обязательств по контракту, которые в соответствии с ч. 3 ст. 425 ГК РФ признаются сроком действия контракта. При наличии указанных сроков участник закупки может определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
7. Заявитель указывает на то, что Заказчиком опубликован ответ на запрос о предоставлении разъяснений положений документации об Аукционе без указания предмета запроса.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что Заказчиком 09.02.2016г. опубликованы следующие разъяснения положений документации об Аукционе:
"Отсутствие конкретных показателей не будет являться основанием для отклонения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Документация не содержит никаких скрытых файлов или скрытых описаний материалов".
Таким образом, Заказчиком опубликованы разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запроса, что нарушает требования ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, из содержания предоставленных Заказчиком разъяснений усматривается, что предметом запроса являются положения документации об Аукционе в части требований к содержанию первой части заявки. Учитывая, что все четыре заявки, поданные на участие в Аукционе, были допущены к участию в Аукционе, по мнению Комиссии, неуказание Заказчиком в разъяснениях положений документации об Аукционе предмета запроса, не помещало участниками закупки правильно подготовить первые части заявок.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Аукциона.
Комиссия, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 10 ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 5 ст. 63 и ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты Аукциона предписание об их устранении не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
А.М. Мамеднебиев
В.А. Агамирзаев
Ш.М. Магомедов
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 22 февраля 2016 г. N 85А-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.02.2016