Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 4 марта 2016 г. N 147А-2016
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Мамеднебиева А.М. - Вр.и.о. зам. руководителя Дагестанского УФАС России,
Членов Комиссии:
Гебекова К.Д.- Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. -Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "ТрейдКом" (далее - Заявитель) на действия ГБУ РД "Госветснаб" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303200050716000002 на поставку противопаразитарных препаратов (далее - Аукцион) и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в присутствии представителя Заказчика Бариева Ю.А. (Доверенность от 03.03.2016г. N11), в отсутствии представителя Заявителя (извещен),
У С Т А Н О В И Л А:
26.02.2016г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Заявитель указывает на следующие нарушения, допущенные Заказчиком при проведении Аукциона:
1) сроки исполнения обязательств сторон по контракту выходят за пределы срока действия контракта, указанного в проекте контракта;
2) в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о представлении во второй части заявки копий регистрационных удостоверений на предлагаемые к поставке лекарственные препараты;
3) документация об Аукционе не содержит указания на то, какой вид лицензии на фармацевтическую деятельность требуется во второй части заявки: на оптовую или розничную торговлю лекарственными препаратами;
4) инструкция по заполнению заявки не содержит указания на порядок заполнения заявки по показателю "для корректировки PH до 3,8-4,2";
5) Заказчик неправомерно не разместил закупку через орган исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченный на осуществление функций по регулированию контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Республики Дагестан.
Выслушав представителя Заказчика, исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок, а также на электронной площадке - ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
09.02.2016г. Заказчиком на Официальном сайте и на сайте Оператора электронной площадки были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 109 850 000,00 рублей.
1. Заявитель указывает на то, что срок выполнения работ - до 31 декабря 2016 г. - выходит за рамки срока действия контракта, который в соответствии с проектом контракта действует до 1 декабря 2016г.
В п. 3.2 проекта контракта указано:
"Оплата за поставляемый Товар производится после поставки всего Товара на основании подписанных сторонами товарной накладной и Акта приёма-передачи Товара по мере поступления средств из источника финансирования, путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика до 31 декабря 2016 г.".
В п. 11.1 проекта контракта указано: "Настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до 1 декабря 2016 г. включительно, а в части расчетов - до полного их исполнения Сторонами.".
Таким образом, срок оплаты работ выходит за рамки срока действия контракта, указанного Заказчиком в проекте контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Комиссией установлено, что проектом государственного контракта не предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Контракт продолжает действовать до момента окончания исполнения сторонами обязательств по нему (до 31.12.2016г.), в связи с чем пункт 11.1 проекта контракта, которое предусматривает действие контракта до 01.12.2016г. не отвечает требованию об необъективности описания объекта закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, указанное нарушение не ограничивает количество участников закупки, в связи с чем его устранение возможно при заключении контракта.
2. Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
В требованиях ко второй части заявки, установленных в пункте 11.2.3 Части II аукционной документации "Информационная карта электронного аукциона", указано: "Копии документов, предоставляемых в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, - не установлены.".
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 12 Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.10.2012 N428н, регистрационное удостоверение лекарственного препарата подтверждает факт государственной регистрации лекарственного препарата.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчик должен был установить требование о предоставлении участником закупки в составе второй части аукционной заявки копии регистрационного удостоверения на предлагаемое к поставке лекарственное средство (лекарственный препарат). При этом, аукционная документация не содержит такого требования.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Таким образом, документация об аукционе в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе содержит требования к составу второй части заявки не в соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель указывает, что документация об Аукционе не содержит указания на то, какой вид лицензии на фармацевтическую деятельность требуется представить во второй части заявки: на оптовую или розничную торговлю лекарственными препаратами.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе и требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установлено Комиссией, в требованиях ко второй части заявки, установленных в пункте 11.2.3 Части II аукционной документации "Информационная карта электронного аукциона", указано на необходимость представлении копии действующей лицензии на производство лекарственных средств или на фармацевтическую деятельность.
Согласно пункту 34 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями Закона об обращении лекарственных средств.
Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии со статьей 54 Закона об обращении лекарственных средств оптовая продажа лекарственных средств может осуществляться только производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 7 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 N 1222н "Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения" оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Организация обязана разместить в удобном для ознакомления месте копию лицензии на фармацевтическую деятельность.
Также в соответствии со статьей 53 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации, в том числе и медицинским организациям.
Порядок розничной торговли установлен статьей 55 Закона об обращении лекарственных средств, в соответствии с которым розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В соответствии со статьей 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
При реализации товаров оптом оформляется договор поставки или иной договор гражданско-правового характера, содержащий признаки договора поставки.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчику в требованиях ко второй части заявки надлежало указать вид лицензии на фармацевтическую деятельность. Отсутствие указания на необходимость представления лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами может ввести участника закупки в заблуждение относительно представляемых в составе заявки документов.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Таким образом, документация об аукционе в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе содержит требования к составу второй части заявки не в соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель указывает, что инструкция по заполнению заявки не содержит указания на порядок заполнения заявки по показателю "для корректировки PH до 3,8-4,2";
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком п. 1 технической части аукционной документации указано: "Препарат для дегельминтизации крупного и мелкого рогатого скота в форме суспензии для перорального применения, содержащий в качестве действующего вещества _ лимонную кислоту (для корректировки PH до 3,8-4,2)".
Из содержания данного пункта аукционной документации усматривается, что показатель "PH" не является показателем, значение которого должен указать участник для своего товара и указать в составе заявки на участие в Аукционе. По мнению Комиссии, указание в заявке информации о содержании в препарате лимонной кислоты является достаточными сведениями по данной позиции.
Таким образом, требования к составу первой части заявки установлены Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Положения инструкции по заполнению заявки не противоречат установленным требованиям.
Кроме того случае неясности указанных Заказчиком в аукционной документации показателей, участник закупки вправе был обратиться в адрес Заказчика в соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе с запросом о предоставлении разъяснений положений документации об Аукционе.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
5. Заявитель указывает, на то, что Заказчик неправомерно не разместил закупку через орган исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченный на осуществление функций по регулированию контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Республики Дагестан.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Жалоба Заявителя не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении обжалуемыми действиями Заказчика прав и законных интересов участников закупки.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Комиссия, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, его единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии А.М. Мамеднебиев
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 4 марта 2016 г. N 147А-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2016