Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 марта 2016 г. N 05-43/16
резолютивная часть решения объявлена 16.03.2016г.
в полном объеме решение изготовлено 21.03.2016г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
,
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Грандстрой" (далее - ООО "Грандстрой", заявитель) представители не явились, надлежащим образом извещены уведомлением N07/819 от 14.03.2016г.;
от муниципального заказчика - Местной администрации городского поселения Чегем (далее - заказчик) в лице , действующей на основании доверенности N3 от 16.03.2016г.,
рассмотрев жалобу ООО "Грандстрой" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0104300010616000003 "Капитальный ремонт 2 этажа местной администрации г.п. Чегем" (далее - аукцион), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба ООО "Грандстрой" на действия заказчика при проведении аукциона. Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением норм Закона о контрактной системе, тем самым ущемляя права и законные интересы участников закупок, в частности, на официальном сайте "http://www.zakupki.gov.ru" заказчиком размещена документация об аукционе в формате, который не позволяет обеспечивать возможность поиска и копирования фрагментов теста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат). Информация, на основании которой участники должны составить свои предложения по товарам, представлена в формате "PDF". Соответствующий формат не позволяет осуществить процесс поиска и копирования фрагментов текста, что затрудняет работу с текстом. Размещение на сайте документа в одном формате, который необходимо перевести в другой формат документа для поиска и копирования текста, вводит участников закупки в заблуждение и является нарушением законодательства о контрактной системе. Свои доводы заявитель основывает ссылкой на письмо ФАС России NАЦ/26237/14 от 30 июня 2014 года, а также на решение УФАС по КБР N07-178/15 от 10.09.2015г., также заявитель в своей жалобе обращает внимание на то, что локально-сметный расчет составлен для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, что по мнению ООО "Грандстрой" является признаком ограничения конкуренции.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; провести внеплановую проверку на предмет соответствия действий (бездействия) заказчика требованиям Закона о контрактной системе; выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 16 марта 2016г., представитель заказчика пояснил, что в соответствии со статьей 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать информацию, перечень которой определен рамками статьи 64 Закона о контрактной системе и не имеет требований к формату документации об аукционе, а также к прикрепленным файлам. Кроме того, согласно пояснениям представителя заказчика, документация об аукционе размещена на официальном сайте в формате как "PDF", так и в элеронном виде. Данный формат указан в инструкции сайта как разрешенный формат для применения, который позволяет обеспечивать ознакомления с содержанием документации об аукционе без дополнительных программных или технологических средств обеспечения. Дополнительно представитель заказчика пояснил, что ссылки заявителя на письмо ФАС России NАЦ/26237/14 от 30 июня 2014 года и на решение УФАС по КБР N07-178/15 от 10.09.2015г. в подтверждение своих доводов являются не состоятельными, так как вышеуказанные документы не являются нормативно-правовыми актами, на которых должны зиждиться деятельность заказчиков.
Рассмотрев доводы ООО "Грандстрой", выслушав представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
02.03.2016г. 17:35ч. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru электронный аукцион N0104300010616000003 "Капитальный ремонт 2 этажа местной администрации г.п. Чегем" (извещение о проведении электронного аукциона - 02.03.2016г. 17:35ч.) опубликован заказчиком для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 1 499 700,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 02.03.2016г. 17:35ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 11.03.2016г. 09:00ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 13.03.2016г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.03.2016г.
В соответствии с письмом от 30.06.2014г. Федеральной антимонопольной службы информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (документ в электронной форме). Если документация о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления, - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, то данное действие нарушает законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 50, частью 2 статьи 65, частью 2 статьи 74 Закона о контрактной системе документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положения установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Пунктом 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Следовательно, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (документ в электронной форме).
Заказчиком размещена и представлена документация об аукционе в формате "PDF". Соответствующая документация об аукционе позволяет осуществить процесс поиска и копирования фрагментов текста, но вместе с тем, необходимо отметить, что при процессе копирования фрагментов текста из технического задания документации об аукционе теряются некоторые слова, единицы измерения, символы, буквы, знаки препинания, что затрудняет участникам закупки работу с текстом при формировании заявки.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Осуществляя анализ извещения о проведении электронного аукциона и документации об аукционе Комиссией установлено, что в документации об аукционе (пункт "Требования к участникам закупки") отсутствует требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015г. N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено". Соответствующее требование носит обязательно-волевой характер в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и устанавливается как требования к участником закупок при проведении закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015г. N1457 (далее - ПП РФ от 27 декабря 2015г. N1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень). В указанный Перечень включены в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).
Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Таким образом, в случае если ПП РФ от 27 декабря 2015г. N1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.
В пункте 22 информационной карты документации об аукционе предусмотрено, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В силу части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, тогда как заказчиком не установлено ограничение в извещении о проведении электронного аукциона.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
В проекте государственного контракта не предусмотрено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В рамках части 4 статьи 65 Закона контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В адрес заказчика было направлено 4 запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе, на которые заказчиком в качестве ответов была размещена на официальном сайте документация об аукционе в электронном виде 4 раза, но без указания предмета запроса, тогда как норма части 4 статьи 65 Закона контрактной системе гласит, что в течение двух дней с даты поступления запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
Проверка на предмет правильности и обоснованности формирования заказчиком локально-сметного расчета будет проведена Управлением в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать ООО "Грандстрой" необоснованной.
2.Признать в действиях Местной администрации городского поселения Чегем нарушения части 3 статьи 7, части 3 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 31, части 13 статьи 34, части 3 статьи 64, части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.Выдать Местной администрации городского поселения Чегем, Оператору ЭТП - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 марта 2016 г. N 05-43/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2016