Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 2 марта 2016 г. N 07-37-16
резолютивная часть решения объявлена 02.03.2016г.
в полном объеме решение изготовлено 09.03.2016г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя заказчика - ГКУ "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Намыс" Министерства труда, занятости и социальной защиты КБР (далее - Заказчик) -без права дачи пояснений, в отсутствии заявителя - ООО "Грандстрой", уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304200018516000007 "Строительство "под ключ" жилых зданий одноэтажных и двухэтажных", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России 25 февраля 2016 года поступила жалоба ООО "Грандстрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304200018516000007 "Строительство "под ключ" жилых зданий одноэтажных и двухэтажных".
Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением Закона о контрактной системе, в частности: 1) извещение о проведении электронного аукциона противоречит аукционной документации в части наименования объекта закупки и указании кода ОКДП; 2) в пункте 31 раздела II документации об электронном аукционе указанно Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе с указанием их значимости и содержания. Согласно извещению способом определения поставщика является электронный аукцион; 3) в пункте 36 раздела II документации об электронном аукционе установлено требование о правомочности участника закупки заключать контракт; 4) в пункте 42 раздела II документации об электронном аукционе указанно, что датой проведения электронного является не рабочий день 07.03.2016г; 5) в проекте контракта в пунктах 7.2 и 7.5 заказчиком штрафы за ненадлежащее исполнение контракта установлены с нарушением требований Постановления Правительства РФ от 25.11.2013г. N1063; 6) пункт 9.3 проекта государственного контракта не соответствует требованию Закона о контрактной системе; 7) инструкция по заполнению первой части заявки вводит участников закупки в заблуждение.
На основании вышеизложенного, заявитель просит выдать предписание заказчику об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы, состоялось 02 марта 2016 года.
От заказчика 01 марта 2016 года поступили письменные возражения на жалобу заявителя.
Рассмотрев доводы заявителя, возражения заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам:
18.02.2016 13:04 г. на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru (http://sberbank-ast.ru) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0304200018516000007 "Строительство "под ключ" жилых зданий одноэтажных и двухэтажных". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 299 999,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 18.02.2016 13:04.; Дата и время окончания подачи заявок -25.02.2016г. 15:00ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 03.03.2016г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 07.03.2016г.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении электронного аукциона наименовании объекта закупки указанно "Строительство "под ключ" жилых зданий одноэтажных и двухэтажных". Код ОКДП 43.99.90.190. В аукционной документации в пункте 10 раздела II указанно наименование объекта закупки "Текущий ремонт здания". Код ОКДП 45.205.01.
Данное несоответствие вводит участников закупки в заблуждение.
В нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в разделе 31 документации об аукционе, установлено требование, о правомочности участника закупки заключить контракт. Федеральным законом от 04.06.2014г. N140-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗN140).
Из статьи 31 Закона о контрактной системе исключено требование о правомочности участника закупки заключить контракт.
Поправки вступили в силу 04.06.2014г., извещение с документацией об аукционе размещена на сайте 18.02.2016г.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию о дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контактной системе.
В соответствии с пунктом 3 частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.
Заказчиком дата проведения электронного аукциона назначена на 07.03.2016г.
В соответствии с производственным календарем 07.03.2016г. является нерабочим днем.
На основании части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В проекте государственного контракта указано, что размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств, установленных контрактом, устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 25 ноября 2013г. N1063 (далее - Постановление).
Согласно пункту "а" пункта 4 Постановления за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Согласно пункту "а" пункта 5 Постановления за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Согласовано подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе , указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В рамках части подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об аукционе заказчиком предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: 1) согласие участника аукциона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование
места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" слова "места происхождения товара или наименование производителя" заменены словами "страны происхождения", в связи с этим, требование, установленное заказчиком, о необходимости указания в первой части заявки на участие в аукционе "наименование производителя товара" является требованием к участником закупки, не предусмотренным Законом о контрактной системе, и расцениваются инспекцией УФАС по КБР как дополнительное требование.
В нарушении частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе и Постановления в статье 7 проекте государственного контракта указанно Размер штрафа устанавливается в размере 2 процентов от Цены Контракта. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов от Цены Контракта.
В пункте 9.3 проекта государственного контракта указан: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем своих обязательств по контракту, Исполнитель обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда соответствующее обеспечение контракта перестало действовать, представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение контракта на тех же условиях и в том же размере".
Из толкования приведенного пункта проекта контракта следует, что он дает заказчику право требовать замены обеспечения в случае, когда обеспечение перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта, то есть действие банковской гарантии должно прекратиться в период исполнения контракта.
Согласно пункту 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта в соответствии с Закона о контрактной системе . Пунктом 3 статьи 96 закреплено: "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. При этом у заказчика имеется возможность получения актуальной информации о состоянии банковской гарантии. Так как согласно части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Кроме того, Закона о контрактной системе не предусмотрено право заказчика требовать замены банковской гарантии на иную форму обеспечения исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Заказчиком в пункте 35 раздела II документации об аукционе размещена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
В пункте 31 раздела II документации об аукционе установлено "критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии со статьей 32 Закона о контрактной". В связи с тем, что способом определения поставщика является электронный аукцион критерии оценки заявок заказчиком не применяются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать ООО "Грандстрой" обоснованной в части: наименования объекта закупки, код по ОКДП, правомочности участника закупки заключать контракт, указанная даты проведения аукциона на нерабочий день, указания в проекте контракта ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, обеспечения исполнения контракта.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 7, части 6 статьи 31, частей 5, 6, 8 статьи 34, пункт 2 статьи 42, пункты 3, 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 66, Пункты 1, 5 части 1 статьи 64, части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору ЭТП предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 2 марта 2016 г. N 07-37-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2016