Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 12 февраля 2016 г. N 04-02/1317
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сантенорм" (далее - ООО "Сантенорм", заявитель) исх. от 05.02.2016 (вх. от 05.02.2016 N 360эл) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сысольская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ РК "Сысольская ЦРБ") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка перчаток (ЭА-074)", извещение N 0107200002716000094 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
-<_>,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Сантенорм", ГБУЗ РК "Сысольская ЦРБ", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
ЗАО "Сбербанк-АСТ" исх. от 10.02.2016 (вх. 10.02.2016 N 414эл) заявлено о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Заявителем обжалуется действие заказчика - ГБУЗ РК "Сысольская ЦРБ" в части установления в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) характеристик товара, требуемого к поставке - "перчаток хирургических": по пунктам 1-15 Технического задания - "упаковка: термоформованный пакет из 100% полиэтилена"; по пунктам 1 - 10 Технического задания - "количество слоев: 3; отделка поверхности: гладкая с противоскользящим эффектом, без опудривания; манжета: рельефная", что, по мнению заявителя, соответствует товару единственного производителя Cardinal Health.
Согласно доводов жалобы, установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки и противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
ГБУЗ РК "Сысольская ЦРБ", Министерством финансов Республики Коми в отзывах на жалобу исх. от 10.02.2016 N 429 (вх. от 11.02.2016 N 607), исх. от 11.02.2016 N 20-17/735 (вх. от 11.02.2016 N 616) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
2.1. ООО "Анком" исх. от 11.02.2016 (вх. от 11.02.2016 N 606) заявлено ходатайство о присутствии при рассмотрении жалобы своих представителей с правом дачи комментариев по закупке.
В силу части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 11.02.2016 N 0107200002716000094-1 ООО "Анком", подавший единственную заявку на участие в электронном аукционе, и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, следовательно, при рассмотрении жалобы непосредственно затрагиваются права и законные интересы ООО "Анком" как единственного участника электронного аукциона, с которым по результатам закупки будет заключен контракт.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России основания для отклонения ходатайства ООО "Анком" исх. от 11.02.2016 (вх. от 11.02.2016 N 606) отсутствуют.
ООО "Анком" до рассмотрения жалобы представлено ходатайство исх. от 11.02.2016 (вх. от 12.02.2016 N 637) об ознакомлении с материалами жалобы.
На заседании Комиссии Коми УФАС России ООО "Анком" отказался от заявленного ходатайства исх. от 11.02.2016 (вх. от 12.02.2016 N 637).
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО "Сантенорм", ГБУЗ РК "Сысольская ЦРБ", ООО "Анком", пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком осуществления закупки явилось ГБУЗ РК "Сысольская ЦРБ", уполномоченным органом - Министерство финансов Республики Коми.
Наименование объекта закупки - "Поставка перчаток".
Начальная (максимальная) цена договора составила 1 231 234,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств ОМС.
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0107200002716000094, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 01.02.2016.
3.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пунктам 1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3.3. Техническим заданием установлены характеристики товара, требуемого к поставке - перчаток хирургических, в том числе: по пунктам 1-15 Технического задания - "упаковка: термоформованный пакет из 100% полиэтилена"; по пунктам 1 - 10 Технического задания - "количество слоев: 3; отделка поверхности: гладкая с противоскользящим эффектом, без опудривания; манжета: рельефная".
ГОСТ Р 52238-2004 (ИСО 10282:2002). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация, утвержденный и введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 09.03.2004 N 103-ст (далее - ГОСТ Р 52238-2004), устанавливает эксплуатационные характеристики стерильных хирургических одноразовых перчаток из каучукового латекса, предназначенных для защиты пациента и медицинского работника от взаимного заражения во время проведения хирургических операций.
Пунктами 3.1, 3.4 ГОСТ Р 52238-2004 определено, что перчатки классифицируют, в том числе по отделке, при этом различают 4 вида отделки: текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки; гладкая поверхность; опудренная поверхность; поверхность без опудривания.
Подпунктом 2 пункта 3 ГОСТ Р 52238-2004 определены требования к манжете: манжета перчатки может быть обрезана или закатана в венчик.
Пунктом 7 ГОСТ Р 52238-2004 установлено требование к упаковке: перчатки должны быть упакованы в двойную индивидуальную упаковку (внутреннюю и внешнюю).
Согласно письменной информации ГБУЗ РК "Сысольская ЦРБ" исх. от 10.02.2016 N 429 (вх. от 11.02.2016 N 607) и устных доводов представителя заказчика, данных в ходе рассмотрения жалобы, при формировании характеристик товара, требуемого к поставке, заказчик исходил из собственных потребностей с учетом собственного опыта работы.
Требование к упаковке закупаемого товара - перчаток медицинских - "термоформованный пакет из 100% полиэтилена" обусловлено потребностями заказчика, в том числе "в снижении риска контаминации воздуха в стерильной операционной, снижения микрочастиц бумаги в воздухе и на поверхностях операционной, перчаток, хирургического белья и т.д. ввиду нарушения целостности бумаги в процессе разрыва упаковки; в обеспечении сохранения стерильности в случае случайного контакта упаковки перчаток с жидкостями, спиртами и прочими антисептиками в операционных и предоперационных".
Требование к закупаемому товару - перчаткам медицинским "количество слоев: 3" обусловлено потребностью заказчика, в том числе, в снижении риска инфицирования медицинского персонала во время работы с ВИЧ-инфицированными, гепатит-инфицированными и др. пациентами.
Требование к закупаемому товару - перчаткам медицинским "отделка поверхности: гладкая с противоскользящим эффектом, без опудривания" обусловлено потребностью заказчика с учетом собственного опыта работы, при этом заказчик не конкретизирует, каким образом (при помощи какой технологии) будет достигаться запрашиваемые параметры.
Требование к закупаемому товару - перчаткам медицинским "манжета: рельефная" обусловлено потребностью заказчика, в том числе, в прочности перчатки в области манжеты, что обеспечивает защиту медицинского персонала и пациента от инфицирования в процессе хирургических манипуляций.
В Коми УФАС отсутствуют, заявителем в материалы жалобы не представлены доказательства, что заказчиком при описании объекта закупки в части определения оспариваемых показателей использованы нестандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Доводы жалобы о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Для установления начальной (максимальной) цены контракта источниками информации о ценах товара, являющегося объектом закупки, явились 3 коммерческих предложения потенциальных поставщиков.
Заказчиком - ГБУЗ РК "Сысольская ЦРБ" в материалы жалобы представлена письменная информация общества с ограниченной ответственностью "Медбизнессервис" исх. от 10.02.2016 N 16/024, согласно которой ООО "Медбизнессервис" является официальным европейским дистрибьютором компании Cardinal Health USA, производителем хирургических перчаток, поставляемым без ограничений любым торговым организациям; вместе с тем запросов и обращений от ООО "Сантенорм" на продукцию Cardinal Health в адрес ООО "Медбизнессервис" не поступало.
Заказчиком - ГБУЗ РК "Сысольская ЦРБ" в материалы жалобы представлен договор от 16.12.2015 N 0107200002715001714-0044635-01 на поставку перчаток медицинских, заключенный государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми "Центральная поликлиника г. Сыктывкара" с ООО "Сантенорм" по результатам осуществления закупки способом электронного аукциона N 0107200002715001714, согласно которому ООО "Сантенорм" обязуется осуществить поставку перчаток медицинских, соответствующих оспариваемым в жалобе требованиям.
В материалах жалобы отсутствуют, заявителем не представлено достаточных доказательств того, что установление оспариваемых характеристик к товару влечет за собой ограничение количества участников закупки на товарном рынке поставки, в том числе ограничивает право ООО "Сантенорм" на участие в электронном аукционе.
Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что положения документации об электронном аукционе противоречат пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - ГБУЗ РК "Сысольская ЦРБ" в части установления в документации об электронном аукционе требований к закупаемому товару - перчаткам медицинским, в том числе: по пунктам 1-15 Технического задания - "упаковка: термоформованный пакет из 100% полиэтилена"; по пунктам 1 - 10 Технического задания - "количество слоев: 3; отделка поверхности: гладкая с противоскользящим эффектом, без опудривания; манжета: рельефная", противоречит пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивает количество участников осуществления закупки.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 12 февраля 2016 г. N 04-02/1317
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2016