Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 2 марта 2016 г. N 230
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
члены Комиссии:
в присутствии:
рассмотрев 02 февраля 2016 года жалобу ООО "Грэйдстрой" (далее - Заявитель) на действия администрации Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0109300016216000001 на выполнение работ по объекту "Реконструкция Дома культуры в с. Баево Ардатовского муниципального района Республики Мордовия под национальный культурный центр" (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 29 февраля 2016 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 01.03.2016 N 129 рассмотрение жалобы назначено на 02.03.2016 года в 13 часов 30 минут.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Мордовского УФАС России объявлен перерыв до 02.03.2016 г. до 17 часов 00 минут (мск).
В своей жалобе Заявитель указывает:
1) Заказчиком неправомерно отклонена первая часть заявки на участие в Аукционе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и в результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее
Заказчиком 30.01.2016 на Официальном сайте: http://zakupki.gov.ru, одновременно на сайте электронной торговой площадки http://www.rts-tender.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0109300016216000001 на выполнение работ по объекту "Реконструкция Дома культуры в с. Баево Ардатовского муниципального района Республики Мордовия под национальный культурный центр".
09.02.2016 года Заказчиком размещены изменения извещения о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта: 27 099 612,14 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок: 25.02.2016 г. 9 ч. 00 мин. (мск).
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 26.02.2016 г.
По окончании указанного срока подачи заявок поступили 10 (десять) первых частей заявок на участие в Аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 26.02.2016, заявки под номерами 1,2,3,5,7,9 допущены к участию в электронном аукционе.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 26.02.2016, заявка Заявителя отклонена по следующему основанию: Отказать в допуске к участию в аукционе участнику с порядковым номером заявки N 4: - на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ, подп. 21.1 п. 21 главы 1 документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту "Реконструкция Дома культуры в с. Баево Ардатовского муниципального района Республики Мордовия под национальный культурный центр". По результатам рассмотрения первой части заявки участника размещения заказа с порядковым номером N 4 комиссия установила, что заявка участника размещения заказа (подпункты 15, 21, 34, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 80, 81, 85, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 146, 182, 183, 189, 193, 232, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272, 273, 274, 288, 289) не содержит сведений, предусмотренных пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно: не указаны конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным технической части документации об аукционе. В подпунктах 15, 21, 34, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 80, 81, 85, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 146, 182, 183, 189, 193, 232, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272, 273, 274, 288, 289 заявки участника присутствуют общепринятые "от", "до", "не более", "не менее", тире "-" между числовыми значениями в отношении показателей, характеризующих конкретные физические свойства товаров. Такие обозначения следует понимать как минимальные и максимальные требования к значениям показателей товаров, установленные в соответствии с положениями ст. 33 44-ФЗ, и подразумевающие предоставление в первой части заявки конкретного числового значения, отвечающего таким требованиям.
В соответствии с главой 2 "Техническое задание" документации об Аукционе, Заказчиком установлены требования к материалам, а именно: "Используемые материалы должны соответствовать государственным стандартам или техническим условиям. Применяемые при ремонте материалы должны быть новыми, то есть не бывшими в эксплуатации, выпущенными не ранее 2014 года, не поврежденными, без каких-либо ограничений (залог, запрет, арест и т.п.) к свободному обращению на территории Российской Федерации.
Маркировка должна соответствовать требованиям ГОСТ.".
В приложении N 1 к главе 2 "Техническое задание" документации об Аукционе, Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, а также показатели, используемые для определения соответствия (эквивалентности) потребности заказчика предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров и материалов, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с п. 21 Информационной карты документации об Аукционе, первая часть заявки должна содержать: согласие, предусмотренное ч. 2 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к техническим характеристикам предлагаемого товара представлены в Приложении 1 к Техническому заданию: "Требования к используемым при выполнении работ товарам, а также показатели, используемые для определения соответствия (эквивалентности) потребности заказчика предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров и материалов, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться".
В соответствии с Приложении 1 к Техническому заданию, Заказчиком установлено, что при подготовке заявки участник закупки должен исходить из того, что он готовит своё предложение с учетом требований к техническим характеристикам и показателям, установленным в документации об электронном аукционе после полного изучения содержания документации и всех приложений к ней. Показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, в том числе законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так как аукционная документация содержит указание, что товар должен соответствовать ГОСТ. Это автоматически устанавливает требования к товару по допустимым значениям характеристик, устанавливаемым государственным стандартом. При этом при рассмотрении первых частей заявок следует проверять именно соответствие предлагаемого товара ГОСТ.
Комиссия Мордовского УФАС России, изучив заявку Заявителя установила, что в отношении товара по позициям 15, 21, 34, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 80, 81, 85, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 146, 182, 183, 189, 193, 232, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272, 273, 274, 288, 289 указаны наименования товара, их технические характеристики с указанием номеров государственного стандарта по каждой из вышеуказанных позиций.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о неправомерности отказа в допуске Заявителя к участию в торгах, поскольку заявка Заявителя соответствует техническому заданию документации об Аукционе, в которой однозначно установлено требование о необходимости использования товара, соответствующего ГОСТ.
Между тем, при изучении заявки Заявителя установлено, что по позициям 21 и 104 характеристики не соответствуют ГОСТ 26633-2012 и ГОСТ 8486-86 соответственно.
Аукционная комиссия, отклонив заявку Заявителя по основаниям, указанным в протоколе от 26.02.2016 года, нарушила требования части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках проведения внеплановой проверки установлено.
2. Согласно ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций
Как установлено Комиссией, в п. 31.1 Информационной карты аукционной документации содержится требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), что подрядчик обязан привлечь к исполнению Муниципального контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций в объеме 16 % от цены контракта. В случае привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Подрядчик предоставляет, по запросу Заказчика, сведения о привлечении данных организаций к исполнению настоящего Контракта (договор, акт - приемки выполненных работ).
Согласно ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе в контракт должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Как установлено, в нарушение ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе, в проекте контракта отсутствует вышеуказанное условие.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии установлено, что в Приложении N 1 к документации об Аукционе, к товару "Бетон тяжелый, класс В10 (М150)" и "Бетон тяжелый, класс В7,5 (М100)", в том числе, установлены следующие требования: "содержание галоидов (галит, сильвин и др.), включающие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,2% по массе, соответствие требованиям ГОСТ 26633-2012".
В соответствии с ГОСТ 26633-2012, для крупного заполнителя содержание галоидов (галит, сильвин и др.), включающие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,1% по массе.
Таким образом, указание Заказчиком в документации об Аукционе требования для крупного заполнителя содержание галоидов (галит, сильвин и др.), включающие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,2% по массе, не соответствуют требованиям ГОСТ 26633-2012, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Так же по позициям 51, 98, 99, 100, 104 "Бруски обрезные хвойных пород" установлен параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не более 1600 мкм, что не соответствует ГОСТ 8486-86.
Согласно инструкции по заполнению заявки: "При подготовке заявки участник закупки должен исходить из того, что он готовит своё предложение с учетом требований к техническим характеристикам и показателям, установленным в документации об электронном аукционе после полного изучения содержания документации и всех приложений к ней. Показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, в том числе законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если в наименовании товара или параметрах или показателях (характеристиках) присутствуют обозначения, означающие по правилам русского языка перечисление, как например: перечисление через знак "и",",",";", и без указаний на возможность выбора путём исключения (например, слов "или", "либо") то подразумевается, что необходимо представить все написанные значения с учетом изложенных требований к такому товару. Если в наименовании товара или параметрах или показателях (характеристиках) присутствуют обозначения, означающие по правилам русского языка возможность выбора, как например: слова "или", "либо" то подразумевается возможность выбора в предоставлении значения показателя такого товара из представленных, с учетом остальных изложенных требований к такому товару. Если в Требованиях присутствуют общепринятые обозначения, обозначающие максимальное и минимальное значения какого-либо показателя , как например, общепринятые "от", "до", "не более", "не менее", тире "-" между числовыми значениями в отношении показателей, характеризующих конкретные физические свойства товаров (например: "бруски деревянные должны быть: толщиной 22-23 мм; лента липкая изоляционная на поликасиновом компаунде марки ЛСЭПЛ: шириной 20-30 мм, толщиной от 0,14 до 0,19 мм"), то такие обозначения следует понимать как минимальные и максимальные требования к значениям показателей товаров, установленные в соответствии с положениями ст. 33 44-ФЗ, и подразумевающие предоставление в первой части заявки конкретного числового значения, отвечающего таким требованиям (например: ""бруски деревянные толщиной 22 мм; лента липкая изоляционная на поликасиновом компаунде марки ЛСЭПЛ: шириной 25мм, толщиной 0,15 мм"), за исключением нижеперечисленных случаев. В случае, требования к показателю отражают требования к эксплуатационным характеристикам, как то: характеристики среды эксплуатации, условия эксплуатации , например: в требованиях заказчика установлено: "рассчитан на температуру рабочей среды до 450 град.С", в заявке участника должно быть указано: "рассчитан на температуру рабочей среды до 450 град.С", то есть, в заявке должно быть явно отражено, что товар соответствует по такому эксплуатационному показателю, а не предоставлен показатель типа "рассчитан на температуру рабочей среды 10 град.С", что отражало бы невозможность эксплуатации товара при заявленных в документации требованиях. Если в Требованиях встречаются обозначения, являющиеся стандартизированными, общепринятыми, или являющиеся неизменными обозначениями, применяющиеся в нормативной документации, как то: обозначение фракций щебня в виде "10-20мм" или "5-10мм", зернистости шлифовальной бумаги типа "40-25", то такие обозначения следует понимать как неизменяемые и не требующие понимания как установленные максимальные и минимальные значения показателя, указанные обозначения, как правило, используются в неизменном виде.
Если в Требованиях присутствуют слова "может, "возможные", "могут" и тому подобно то это означает что перечисленное дано участнику на выбор и он вправе выбрать один тип, марку, значение или иное, указанное в Требованиях. Если в Требованиях присутствует разграничение посредством знака "/", то это, как правило, означает что перечисленные марки или иное дано участнику на выбор (например: "цвет: зелёный/красный/белый", или "сталь ст3кп/пс") и он вправе выбрать один тип, марку, значение или иное, указанное в Требованиях, за исключением случаев, когда знак "/" входит в состав стандартных обозначений, таких как единицы измерений ("м/с2"), марки битумов ("БН-90/10"), и подобного".
На основании вышеизложенного следует, что документация об аукционе содержит противоречивые требования к характеристикам применяемых при выполнении работ материалам.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что содержание документации об аукционе должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об аукционе, в которых содержатся требования к содержанию и порядку заполнения заявки на участие в аукционе, затрудняет формирование своих предложений и создает препятствия для потенциальных участников электронного аукциона.
Многие характеристики в техническом задании документации об аукционе являются специфичными и известными только производителю, которые имеют значение на стадии лабораторного контроля произведенной продукции, но не в сфере обращения и реализации товара (материала) как такового. В сопроводительных документах при продаже товаров (материалов) могут отсутствовать в силу закона те характеристики, которые Заказчик определил как значимые и существенные.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика не представил доказательства и не привел доводов и аргументов в подтверждение необходимости установления таких сложных требований к используемым материалам при выполнении работ, что он обладает необходимым инструментарием, лабораториями и квалифицированными специалистами по проверке заявленных требований и предложений исполнителя по контракту, что также подтверждает бессмысленность и искусственное усложнение документации об аукционе в части требований к материалам. В результате чего возможно необоснованное и неправомерное ограничение количества участников закупки, трудности с заполнением заявки, отказ в допуске к участию в аукционе и нарушение прав и законных интересов участников закупки.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России N 148-од от 30.09.2015 года "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Грэйдстрой" на действия администрации Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия при проведении электронного аукциона N 0109300016216000001 на выполнение работ по объекту "Реконструкция Дома культуры в с. Баево Ардатовского муниципального района Республики Мордовия под национальный культурный центр" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.6 ст.30, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, в связи с выдачей Мордовским УФАС России предписания в рамах рассмотрения дела N 96.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 2 марта 2016 г. N 230
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2016