Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 марта 2016 г. N А90-03/16
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу индивидуального предпринимателя Чечиной М.В. (далее - Заявитель)на действия муниципального заказчика - Управления дорожного строительства, благоустройства и озеленения г.Владикавказа при осуществлении закупки на выполнение работ по посадке луковичных цветов согласно локальному сметному расчету и техническому заданию (электронный аукцион N 0310300026216000018) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
11 марта 2016 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба Заявителяна действия муниципального заказчика - Управления дорожного строительства, благоустройства и озеленения г.Владикавказа.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Заявитель указал, что в документации о проведении электронного аукциона N 0310300026216000018 в пункте 11 части 2 установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а именно: "В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N1457 О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории РФ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016г. участвовать в закупках работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд."
В соответствии с ч. 5. ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: 6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системеили копии этих документов".
Однако в пункте 20 части 2 документации об аукционе N0310300026216000018 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе. Исчерпывающий перечень документов, необходимых к предоставлению участником аукциона", заказчик не приводит никакой информации относительно требований о предоставлении каких - либо документов, подтверждающих соответствие участника установленным запретам. Также нет такой информации и в других разделах документации.
Заявитель считает, что запреты в соответствии со ст. 12 Закона о контрактной системе заказчиком установлены, а требование к содержанию второй части заявки не содержит необходимого в соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе требования о предоставлении документа или его копии подтверждающего соответствие участника установленным запретам.
В соответствии с ч. 1. ст. 64 Закона о контрактной системе "документация об аукционе должна содержать следующую информацию: 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению."
Таким образом, потенциальные участники закупки не могут определить должны ли они прилагать какие либо документы подтверждающие свое соответствие установленным запретам или нет и какие это должны быть документы.
В извещении о проведении закупки N 0310300026216000018 формируемом в ЕИСуказано:
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя),установленное в соответствии с Законом о контрактной системе (согласнопункту 4 статьи 42Закона о контрактной системе).
Заявитель указал, что ему не ясно какого рода ограничение установлено в соответствии с Закона о контрактной системе, т.к. нигде более ни в извещении, ни в документации не указано о каких либо ограничениях.
В Закона о контрактной системе упоминается об ограничениях которые могут быть установлены в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации и об ограничениях допуска товаров, работ, услуг, которые могут быть установлены в соответствии с ст. 14Закона о контрактной системе. Однако в данном аукционе никаких ограничений в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе не установлено. Установлен запрет в части соблюдения Постановления Правительства N 1457.
Таким образом, в извещении неправомерно указано на установление ограничения участия в определении поставщика.
Таким образом, Заявитель считает, что при составлении документации об аукционе Заказчиком был нарушен целый ряд положений Закона о контрактной системе.
Представитель АМС г. Владикавказа пояснил, чтоДокументация о закупке для муниципальных нужд разрабатываетсявсоответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N1457 О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории РФ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в документации был установлен запрет участвовать в закупках работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом в п/п 20 документации об аукционе указан Исчерпывающий перечень документов, необходимых к предоставлению участником аукциона. А в п/п 9 Документации об аукционе указано, что никакие дополнительные документы не предоставляются. Таким образом, в случае если Постановлением N 1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 настоящего Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.
Пунктами 2-6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе установлено, что оператор передает заказчику следующие документы:
2) копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя). полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением. указанным в пункте 1 настоящей части, копия документа, удостоверяющего личность этого участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
3) копии учредительных документов этого участника (для юридического лица). копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица);
4)копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
5) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом. уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
6) идентификационный номер налогоплательщика этого участника или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика этого участника (для иностранного лица);
8) решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки - юридического лица.
Таким образом, при рассмотрении вторых частей заявок на рассмотрение комиссии поступает достаточное количество документов, из которых комиссия имеет возможность определить соответствие участника установленному требованию.
При этом выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей представляемая участником закупки во второй части заявки на участие в электронном аукционе, является документом, с помощью которого заказчик в том числе устанавливает соответствие такого участника требованиям указанного выше запрета. Следовательно, аукционная документация не содержит нарушений законодательства РФ.
Также в извещении об осуществлении закупки отражаются ограничения участия вопределении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленные в соответствии сЗаконом о контрактной системе.
Запрет на допуск к закупкам работ или услуг, выполняемых (оказываемых)иностранными лицами, может действовать также в рамках применения специальныхэкономических мер (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ).
Так, например, с 1 января 2016 г. запрещено выполнять работы (оказывать услуги) для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациям:
-находящимся под юрисдикцией Турции;
-контролируемым организациями, которые находятся под юрисдикцией Турции, и (или) ее гражданами (п. 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457). То есть они попали под ограничение (запрет).
Как указано в примечании к Перечню, запрет не распространяется на работы (услуги), выполнение (оказание) которых предусмотрено контрактами, заключенными до дня вступления в силу Постановления N 1457, на срок действия таких контрактов.
Если участнику было непонятны какие то положения данного положения документации он мог обратится с запросом разъяснений положений аукционной документации. Кроме того оно никак не ограничивает его участие в закупке.
Извещение формируется автоматическими средствами единой информационной системы. В части заполнения поля "Ограничение участия в определении поставщика..." у уполномоченного органа есть одна возможность - отметить радиокнопкой наличие такого ограничения. Поля для внесения информации о содержании данного ограничения единая информационная система не содержит. Для целей ознакомления с установленными ограничениями и другими подробными условиями участия в единой информационной системе размещена аукционная документация. Исходя из жалобы участника суть ограничений участия ему ясна.
На основании изложенного просит жалобу признать необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1.25.02.2016 г. в ЕИС опубликовано извещение N 0310300026216000018 о проведении Аукциона и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 25.02.2016года главным специалистом Управления по закупкам и торгам АМС г. Владикавказа (далее - Аукционная документация).
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N1457 О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории РФ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики установлен запрет участвовать в закупках работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с 1 января 2016года.
Согласно ч.1 ст.64 и п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, извещение о проведенииэлектронного аукциона и Аукционная документация должны содержать условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч.1 ст.64 и п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в п.11 Информационной карты Аукционной документации установлено, что в соответствии Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N1457 О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории РФ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики запрещено с 1 января 2016 года участвовать в закупках работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2.Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Приэтом, в силу ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
Пункт 20 Информационной карты Аукционной документации содержит требования к содержанию второй части заявки на участие в Аукционе, которые соответствуют требованиям ч.5 ст.66Закона о контрактной системе.
В силу п.4 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать ограничения участия в определения поставщика, установленные в соответствии с Законом о контрактной системе.
Извещение о проведении электронного аукционаN0310300026216000018 содержит информацию о ограничении участия в Аукционе, поскольку Аукционная документация содержит запрет на участие в закупке организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ИП Чечиной М.В. на действия муниципального заказчика - Управления дорожного строительства, благоустройства и озеленения г.Владикавказа при осуществлении закупки на выполнение работ по посадке луковичных цветов согласно локальному сметному расчету и техническому заданию (электронный аукцион N0310300026216000018)
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 марта 2016 г. N А90-03/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2016