Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 февраля 2016 г. N 06-47/16т
изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Ивановой В.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее также - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад "Сардаана" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)" (далее также - МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сардаана" МО "Ленский район" РС(Я)", заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения "Районное управление образования" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее по тексту решения - МКУ "Районное управление образования" МО "Ленский район" РС(Я)): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие уполномоченного органа,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сардаана" МО "Ленский район" РС(Я)", уполномоченного органа МКУ "Районное управление образования" МО "Ленский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на ремонт помещений третьего этажа здания МБДОУ "ЦРР - д/с "Сардаана" г. Ленска в целях организации группы на 25 мест в помещении отапливаемой веранды (извещение N 0316300175315000112), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
28 января 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сардаана" МО "Ленский район" РС(Я)", уполномоченного органа МКУ "Районное управление образования" МО "Ленский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на ремонт помещений третьего этажа здания МБДОУ "ЦРР - д/с "Сардаана" г. Ленска в целях организации группы на 25 мест в помещении отапливаемой веранды (извещение N 0316300175315000112).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 04 февраля 2016 года в 17 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" оглашена в полном объеме. Из текста жалобы следует, что:
1. В аукционной документации не установлено обязательное требование к участникам закупки о наличии лицензии на право выполнять работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем и средств противопожарной защиты. Между тем, вышеуказанная деятельность, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" подлежит лицензированию.
2. В нарушение статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте муниципального контракта надлежащим образом не указаны значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее по тексту решения - Правила).
3. В нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчиком в разъяснениях положений аукционной документации не указан предмет запроса.
Просят признать жалобу обоснованной, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта, выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела письменные пояснения уполномоченного органа МКУ "Районное управление образования" МО "Ленский район" РС(Я) оглашены в полном объеме. Из пояснений следует, что уполномоченный орган с жалобой не согласен по следующим основаниям:
Электронный аукцион на ремонт помещений третьего этажа здания МБДОУ "ЦРР - д/с "Сардаана" г. Ленска в целях организации группы на 25 мест в помещении отапливаемой веранды ориентирован, прежде всего, на участников закупки, являющихся субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями.
Таким образом, участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.20107 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В техническом задании аукционной документации действительно присутствуют работы, которые должны выполняться на основании лицензии, однако пунктом 1.3 проекта контракта установлена обязанность подрядчика выполнить работы, указанные в техническом задании своими силами и/или привлеченными.
Указывает, что проект контракта составлен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В разъяснениях, размещенных на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.ru дан исчерпывающий ответ на запрос, направленный участником закупки.
Просят признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" необоснованной.
На рассмотрение дела пояснений от заказчика МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сардаана" МО "Ленский район" РС(Я)" не поступило.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
31 декабря 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" опубликовано извещение N 0316300175315000112 о проведении электронного аукциона на ремонт помещений третьего этажа здания МБДОУ "ЦРР - д/с "Сардаана" г. Ленска в целях организации группы на 25 мест в помещении отапливаемой веранды, а также аукционная документация.
13 января 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" опубликованы изменения N ИИ1 извещения N 0316300175315000112, а также аукционная документация
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 146 231,00 рубль.
03 февраля 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316300175315000112-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 10 (десять) заявок, с соответствующими порядковыми номерами. Заявка с порядковым номером 5 была отозвана до начала рассмотрения первых частей заявок Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, приняла решение о признании соответствующими таким требованиям заявки участников с порядковыми номерами 1, 3, 7, 8, 9, 10, несоответствующими - заявки участников с порядковыми номерами 2, 4 и 6.
08 февраля 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0316300175315000112-2. Согласно указанному протоколу минимальные предложения о цене контракта, поступившие от участников электронного аукциона выглядят следующим образом:
п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
4 895 168,22 |
понижение |
31.50 % |
08.02.2016 5:20 |
7 |
2 |
4 930 899,38 |
понижение |
31.00 % |
08.02.2016 5:19 |
3 |
3 |
5 359 673,25 |
понижение |
25.00 % |
08.02.2016 5:13 |
9 |
4 |
5 744 236,99 |
понижение |
19.62 % |
08.02.2016 5:12 |
8 |
5 |
6 850 000,00 |
понижение |
4.15 % |
08.02.2016 5:06 |
10 |
6 |
7 110 499,84 |
понижение |
0.50 % |
08.02.2016 5:05 |
1 |
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной на основании следующего.
Из материалов дела следует, что в томе 6 "Пожарная сигнализация" 15-14-00 ПС Рабочей документации на выполнение работ по ремонту помещений третьего этажа здания МБДОУ "ЦРР - д/с "Сардаана" в г. Ленске в целях организации группы на 25 мест в помещении отапливаемой веранды по адресу: РС (Я),г.Ленск, ул.Орджоникидзе, д.9" приведено техническое задание на выполнение, в том числе, работ по монтажу пожарной сигнализации.
Также материалами дела установлено, что расчет начальной (максимальной) цены контракта выполнен на основании следующих локально-сметных расчетов:
- N 02-01-01 на общестроительные работы;
- N 02-01-02 на водоснабжение;
- N 02-01-03 на канализацию;
- N 02-01-04 на вентиляцию;
- N 02-01-05 на систему электроснабжения;
- N 02-01-06 на пожарную сигнализацию;
- N 07-01 на пусконаладочные работы.
Кроме того, из материалов дела следует, что пунктом 1.1 проекта муниципального контракта установлено следующее: "заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по ремонту помещений третьего этажа здания МБДОУ "ЦРР - д/с "Сардаана" г. Ленска в целях организации группы на 25 мест в помещении отапливаемой веранды, (далее - объект), в полном объеме согласно проектно-сметной документации и Техническому заданию (Приложение N 1 к муниципальному Контракту).
В Техническом задании на выполнение работ по ремонту помещений третьего этажа здания МБДОУ "ЦРР - д/с "Сардаана" г. Ленска в целях организации группы на 25 мест в помещении отапливаемой веранды, являющемся Приложением N 1 к проекту муниципального контракта, приведены, в том числе, перечни монтажных работ и материалов, необходимых для ввода в эксплуатацию пожарной сигнализации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее также - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) определен перечень видов деятельности, которые должны выполняться на основании лицензий (разрешений), выданных федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее также - Постановление Правительства РФ N 1225) определен порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ N 1225 лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - лицензирующий орган).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1225 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (далее соответственно - работы, услуги).
Приложением к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлен перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В данный перечень входят монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Таким образом, наличие лицензии МЧС России является обязательным условием для осуществления указанной деятельности на всех стадиях жизненного цикла объектов защиты, в том числе при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В этой связи, в целях соблюдения законных прав субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, организациям, осуществляющим работы и услуги в указанной сфере и являющимся членами саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, необходимо иметь лицензию МЧС России.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 названной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Содержание документации об электронном аукционе регламентируется статьей 64 Закона о контрактной системе.
Частью 1 названной статьи устанавливается перечень сведений, которые должна содержать такая документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной систему установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона должны указываться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Федерального закона.
Частью 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, вышеперечисленные требования к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона, должны быть также указаны в извещении о проведении закупки и в аукционной документации.
Между тем, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки, а также в аукционной документации не установлены требования к участникам закупки о наличии лицензии на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063.
В соответствии с пунктом 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион на ремонт помещений третьего этажа здания МБДОУ "ЦРР - д/с "Сардаана" г. Ленска в целях организации группы на 25 мест в помещении отапливаемой веранды (извещение N 0316300175315000112) составляет 7 146 231,00 руб.
Материалами дела установлено, что в соответствии с пунктом 8.3 проекта муниципального контракта в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) заказчиком иных обязанностей, предусмотренных настоящим Контрактом, заказчик уплачивает подрядчику штраф. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы в размере 2,5 % от цены Контракта.
Пунктом 8.5 проекта муниципального контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы в размере 10 (десять) % от цены Контракта.
Из смысла части 4 статьи 34 закона о контрактной системе следует, что размер штрафов, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров штрафов целесообразно считать включение в проект контракта:
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента от цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, в соответствии с подпунктами "а" - "г" пункта 4 Правил.
Таким образом, поскольку начальная (максимальная) цена контракта, на право заключить который проводится электронный аукцион составляет 7 146 231,00 руб., а в проекте муниципального контракта на ремонт помещений третьего этажа здания МБДОУ "ЦРР - д/с "Сардаана" г. Ленска в целях организации группы на 25 мест в помещении отапливаемой веранды размеры штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязанностей о контракту установлены в размере соответствующем размеру начальной (максимальной) цены контракта не превышающей 3 млн. рублей, заказчик/уполномоченный орган признаются нарушившими часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений регламентируется статьей 65 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 4 названной статьи Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из материалов дела усматривается, что в ответе на запрос разъяснений, опубликованном заказчиком на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.ru, предмет запроса, направленного участником закупки не указан.
Между тем, из контекста вышеуказанного разъяснения положений документации об электронном аукционе не представляется возможным сделать выводы о содержании самого запроса, следовательно, данное обстоятельство могло помешать участникам закупки сделать однозначные выводы о предмете закупки и сформировать наилучшее ценовое предложение.
Не указание предмета запроса в разъяснениях положений аукционной документации не является надлежащим исполнением порядка предоставления разъяснений положений аукционной документации, установленного статьей 65 Закона о контрактной системе. Заказчик/уполномоченный орган признаются нарушившими часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признана обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Из смысла вышеизложенной нормы Закона о контрактной системе следует, что при заключении контракта по итогам электронного аукциона, в проект контракта вносятся изменения только в части информации о победителе закупки, цены контракта, а также размере обеспечения исполнения контракта. Возможность внесения изменений в остальные условия контракта Законом о контрактной системе не предусмотрена.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 146 231,00 рубль.
Из материалов дела следует, что в ходе электронного аукциона цена контракта была снижена на 31,5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Как следует из материалов дела, пунктом 7.1 проекта муниципального контракта установлено следующее: "Размер обеспечения исполнения контракта - 30 % от начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет______________________________). (п. 6 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд")".
Таким образом, в проекте муниципального контракта не указаны требования обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта. Обеспечение исполнения контракта указано в размере 30 %, указание в скобках пункта 6 статьи 96 Закона о контрактной не является надлежащим исполнением положений Закона о контрактной системе об установлении требований обеспечения исполнения контракта.
Заказчик/уполномоченный орган признаются нарушившими часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Требования, которые заказчик устанавливает в отношении участников закупок приведены в частях 1, 1.1, 2, 2.1 Закона о контрактной системе. При этом установление требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не является обязательным, а установление требований, предусмотренных частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе обязательно лишь в определенных случаях - если предметом контракта являются работы, которые в силу их технически и/или технологически сложного, специализированного характера способны выполнить только подрядчики с соответствующей квалификацией. Работы по ремонту помещений третьего этажа здания МБДОУ "ЦРР - д/с "Сардаана" г. Ленска в целях организации группы на 25 мест в помещении отапливаемой веранды не относятся к таковым, поскольку начальная (максимальная) стоимость контракта, на право заключения которого проводится закупка, составляет менее 10 млн. рублей (7 146 231,00 рубль).
Единые требования, предъявляемые заказчиками к участникам закупки в обязательном порядке, определены частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Так, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки к участнику закупки устанавливается требование о том, чтобы он не являлся офшорной компанией.
Частью 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Однако в нарушение положений пункта 10 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, в документации об электронном аукционе на ремонт помещений третьего этажа здания МБДОУ "ЦРР - д/с "Сардаана" г. Ленска в целях организации группы на 25 мест в помещении отапливаемой веранды (извещение N 0316300175315000112) отсутствует требование к участникам такого аукциона в части того, чтобы участник закупки не являлся офшорной компанией.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сардаана" МО "Ленский район" РС(Я)", уполномоченного органа МКУ "Районное управление образования" МО "Ленский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на ремонт помещений третьего этажа здания МБДОУ "ЦРР - д/с "Сардаана" г. Ленска в целях организации группы на 25 мест в помещении отапливаемой веранды (извещение N 0316300175315000112) обоснованной.
2. Признать заказчика МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сардаана" МО "Ленский район" РС(Я)"/уполномоченный орган МКУ "Районное управление образования" МО "Ленский район" РС(Я) нарушившими пункты 1 и 10 части 1 статьи 31, часть 4 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64, часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сардаана" МО "Ленский район" РС(Я)", а также уполномоченному органу МКУ "Районное управление образования" МО "Ленский район" РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В. А. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 февраля 2016 г. N 06-47/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2016