Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 марта 2016 г. N 06-128/16т
изготовлено в полном объеме 14марта2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н.- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Саввиновой Ю.И. -старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Сахакад" (далее также - ООО "Сахакад", Общество, заявитель):Скрябина Ю.Н. (директор);
от заказчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"(далее также -ФГБУ "Якутское УГМС",заказчик):Смирнова О.З.(представитель по доверенности),
рассмотревжалобуООО "Сахакад" на действия заказчика ФГБУ "Якутское УГМС" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по уточнению границ земельных участков, межеванию и постановке на государственный кадастровый учет объектов ФГБУ "Якутское УГМС" в Булунском улусе (извещение N 0316100010516000008),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 года,
у с т а н о в и л а:
29февраля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Сахакад" на действия заказчика ФГБУ "Якутское УГМС" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по уточнению границ земельных участков, межеванию и постановке на государственный кадастровый учет объектов ФГБУ "Якутское УГМС" в Булунском улусе (извещение N 0316100010516000008).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 09марта2015 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Сахакад" пояснила следующее:
16 февраля 2016 года Общество признано победителем электронного аукциона.
24 февраля 2016 года Общество подписало проект контракта, приложив платежное поручение в качестве обеспечения исполнения.
25 февраля 2016 года заказчик признал ООО "Сахакад" уклонившимся от заключения контракта, поскольку им была предложена цена контракта, которая на более чем на 25 % ниже начальной (максимальной) цены контракта, и в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе в качестве обеспечения исполнения контракта Обществу необходимо было представить денежную сумму, превышающую полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в аукционной документации или информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки. При этом, к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Вся информация об успешно выполненных контрактах Общества находится в открытом доступе на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, то есть представлена автоматически, при этом, обязанность представлять такую информацию через электронную торговую площадку отсутствует.ООО "Сахакад" посчитало, что заказчик самостоятельно проверил добросовестность заказчика, в связи с чем разместил проект контракта без увеличения. На основании чего, обеспечение исполнения контракта было представлено Обществом также без увеличения.
Просит обязать заказчика отменить протокол об уклонении заявителя от заключения контракта и подписать контракт с ООО "Сахакад".
В ходе рассмотрения дела представитель ФГБУ "Якутское УГМС" с жалобой не согласилась и пояснила следующее:
Чч.1, 2 ст. 96 Закона о контрактной системе установлены случаи, в которых заказчик обязан и вправе установить обеспечение исполнения контракта в извещении, документации и проекте контракта при размещении закупки. В случае снижения в результате торгов начальной (максимальной) цены контракта на 25 (двадцать пять) и более процентов, ч.2,ч.3,ч.5,ч.6 ст.37 Закона о контрактной системе предусмотрено право выбора участником закупки, с которым заключается контракт: предоставить обеспечение исполнения контракта, увеличенное в полтора раза или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника закупки на дату подачи заявки. Заказчик не вправе навязывать на свое усмотрение предоставление увеличенного обеспечения контракта, как заявляет заявитель в своей жалобе. Заказчик проверяет достоверность информации, подтверждающей добросовестность, после предоставления ее победителем аукциона, а не проверяет добросовестность победителя, разыскивая на официальном сайте единой информационной системе контракты, которые исполнял победитель.
В соответствии с ч.3 ст.70 Закона 44-ФЗ, в течение 5 (пяти) дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона в соответствии с ч.1 ст.37 Закона 44-ФЗ, или информацию, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки предусмотренную ч.2 ст.37 Закона 44-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст.60 Закона 44-ФЗ обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Согласно вышеуказанных статей Закона 44-ФЗ заявитель должен был предоставить информацию о добросовестности заказчику непосредственно на электронной площадке, понятие автоматически предоставленная информация, как утверждает заявитель в своей жалобе в данном случае не уместно.
Заявителем проект контракта был подписан в последний срок, предоставленный ему для подписания. Это не дало возможности заказчику направить замечания к обеспечению контракта - после наступления окончательного срока операции функция направления замечаний на электронной торговой площадке становиться не активной.
Заказчик не мог заключить контракт с заявителем, поскольку в соответствии с ч.1, ч.2 ст.37 Закона 44-ФЗ - "контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки". В соответствии с ч.5, ч.6 ст.37 Закона 44-ФЗ, обеспечение, указанное в ч.1, ч.2 ст.37 Закона 44-ФЗ предоставляется участником закупки при направлении заказчику проекта контракта. При невыполнении таким участников данного требования контракт с таким участником не заключается, и он признается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
26января2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ruи на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" опубликованы извещение N 0316100010516000008опроведении электронного аукциона на выполнение работ по уточнению границ земельных участков, межеванию и постановке на государственный кадастровый учет объектов ФГБУ "Якутское УГМС" в Булунском улусе, с установкойи аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила1 042 551,00 руб.
10февраля2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол 0316100010516000008-1.
Согласно указанному протоколу поступило13 заявок, 1 отозвана. Аукционная комиссия приняла решение допустить всех участников закупки к участию в электронном аукционе.
15 февраля 2016 года состоялась процедура проведения электронного аукциона. Предложения участников закупки выглядят следующим образом.
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
1 |
Участник N13 |
15-02-2016 12:48:10 [GMT +9] |
474 787.24 |
RUR |
Заявка N13 |
2 |
Участник N11 |
15-02-2016 12:40:33 [GMT +9] |
480 000.00 |
RUR |
Заявка N11 |
3 |
Участник N9 |
15-02-2016 13:04:28 [GMT +9] |
489 574.47 |
RUR |
Заявка N9 |
4 |
Участник N12 |
15-02-2016 12:11:23 [GMT +9] |
527 872.40 |
RUR |
Заявка N12 |
5 |
Участник N1 |
15-02-2016 11:58:00 [GMT +9] |
580 000.00 |
RUR |
Заявка N1 |
6 |
Участник N8 |
15-02-2016 13:04:30 [GMT +9] |
599 999.00 |
RUR |
Заявка N8 |
7 |
Участник N2 |
15-02-2016 13:01:44 [GMT +9] |
600 000.00 |
RUR |
Заявка N2 |
8 |
Участник N7 |
15-02-2016 11:53:29 [GMT +9] |
680 000.00 |
RUR |
Заявка N7 |
9 |
Участник N10 |
15-02-2016 11:47:03 [GMT +9] |
950 000.00 |
RUR |
Заявка N10 |
16 февраля 2016 года проведена процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316100010516000008-2.
Согласно указанному протоколу все вторые части заявок признаны соответствующими требованиям аукционной документации. Победителем закупки признано ООО "Сахакад".
25 февраля 2016 года заказчиком составлен протокол об уклонении ООО "Сахакад" от заключения контракта.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Сахакад"необоснованной на основании следующего.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона должна содержать, в том числе информацию, предусмотренную ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информацияо размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Материалами дела установлено, что извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация содержитинформацию о том, что заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 52 127,55 руб., в виде банковской гарантии либо внесения денежных средств. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки самостоятельно. При этом, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 % и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участиев аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт.Обеспечение исполнения контракта, должно быть предоставлено до заключения контракта. В противном случае обеспечение исполнения контракта считается не предоставленным.
Данные положения установлены в соответствии с нижеследующими нормами Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контрактав размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В силу ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
При этом антимонопольный орган отмечает, что согласно ч. 1 ст. 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Следовательно, все документы/сведения, представляемые участником закупки, в том числе в отношении информации, подтверждающей его добросовестность, направляются заказчику через электронную торговую площадку.
Согласно ч. 1 ст. 70 Закона N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии ч. 2 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В силу ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Материалами дела установлено, что согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0316100010516000008-2 от 16 февраля 2016 года победителем электронного аукциона признано ООО "Сахакад". При этом Обществом предложена цена контракта 474 787, 24 руб., что более чем на 25 % ниже начальной (максимальной) цены контракта, поскольку как установлено выше начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 042 551,00 руб.
Следовательно, из анализа вышеперечисленных норм Закона о контрактной системе, извещения о проведении электронного аукциона, аукционной документации следует, что ООО "Сахакад" необходимо было представить в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта обеспечение исполнения контракта одним из следующих способов:
- банковской гарантиейв размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта;
- перечислением денежных средств в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта;
- информацией, подтверждающей добросовестность участника закупки в отношении соответствующих исполненных контрактов, а также представлением обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в аукционной документации.
При этом, информация об исполнении требования об обеспечении исполнения контракта любым из вышеуказанных способов подлежит представлению заказчику через электронную торговую площадку.
Материалами дела установлено следующее:
19.02.2016 года заказчик направил проект контракта в адрес ООО "Сахакад" через электронную торговую площадку.
24.02.2016 года ООО "Сахакад" направил подписанный проект контракта в адрес заказчика через электронную торговую площадку с приложением обеспечения исполнения контракта в виде платежного поручения на сумму 52 127,55 руб., что не превышает установленный размер обеспечения исполнения контракта в полтора раза.
Доказательств представления обеспечения исполнения контракта иным способом до окончания установленного срока заявителем не представлено.
Следовательно, ООО "Сахакад"не выполнило требования ч. 2 ст. 37, ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе, то есть не представил надлежащее обеспечение исполнения контракта.
25 февраля 2016 года заказчиком составлен протокол об уклонении ООО "Сахакад" от заключения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно ч. 5 ст. 93 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, заказчик правомерно признал ООО "Сахакад" уклонившимся от заключения контракта, поскольку Обществом не было представлено надлежащее обеспечение исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобуООО "Сахакад" на действия заказчика ФГБУ "Якутское УГМС" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по уточнению границ земельных участков, межеванию и постановке на государственный кадастровый учет объектов ФГБУ "Якутское УГМС" в Булунском улусе (извещение N 0316100010516000008)необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
Ю.И. Саввинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 марта 2016 г. N 06-128/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2016