Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 февраля 2016 г. N 06-55/16т
изготовлено в полном объеме 12февраля2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Линия" (далее также - ООО "Линия", Общество, заявитель): Комова Е.В. (директор);
от заказчика муниципального учрежденияАлданского района "Земельно-имущественное управление" (далее также - МУ Алданского района "ЗИУ", заказчик) - не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органамуниципального казенного учреждения "Контрактная служба муниципального образования "Алданский район" (далее также - МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район", уполномоченный орган): Шмидт О.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Линия" на действия заказчика МУ Алданского района "ЗИУ", уполномоченного органа МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район" при проведении запроса предложений на содержание автодорог Томмот-Ыллмах 50 км, п. Н.Куранах-Хатыстыр 29,98 км., подъезд к с-зу "Пятилетка" 3,96 км., Томмот-Берег Дружбы 5,8 км, автозимник п.Н.Куранах-с.Угоян 54 км. (извещение N 0816300014516000004), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
02февраля2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Линия" на действия заказчика МУ Алданского района "ЗИУ", уполномоченного органа МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район" при проведении запроса предложений на содержание автодорог Томмот-Ыллмах 50 км, п. Н.Куранах-Хатыстыр 29,98 км., подъезд к с-зу "Пятилетка" 3,96 км., Томмот-Берег Дружбы 5,8 км, автозимник п.Н.Куранах-с.Угоян 54 км. (извещение N 0816300014516000004).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 08февраля 2016 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Линия" пояснила следующее.
1.Заказчиком проведена закупка в форме запроса предложений на содержание автодорог Томмот-Ыллмах 50 км, п. Н.Куранах-Хатыстыр 29,98 км., подъезд к с-зу "Пятилетка" 3,96 км., Томмот-Берег Дружбы 5,8 км, автозимник п.Н.Куранах-с.Угоян 54 км. (извещение N 0816300014516000004)на основании несостоявшегося электронного аукциона на аналогичный предмет. При этомв нарушение статьи 83 Закона о контрактной системе техническая часть документации изменена, что влечет изменение объекта закупки.
2.В документации запроса предложений неправомерно установлено требование руководствоваться ГОСТомР 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", поскольку данный ГОСТ относится к дорогам с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей, а дороги, являющиеся предметом закупки, являются гравийными.
3.Не обоснованы критерий обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения работ в количестве от 5 до 10 единиц (расчет необходимого и достаточного количества техники регламентируется ОДН 218.014-99. "Автомобильные дороги общего пользования. Нормативы потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог"), а также критерий обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения контракта в количестве более 10 сотрудников инженерно-технического персонала (расчет необходимого и достаточного количества трудовых ресурсов регламентируется ВСН 7-89 "Указания по строительству, ремонту и содержанию гравийных покрытий").
В ходе рассмотрения дела представитель МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район" пояснила следующее.
1.В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе заказчик имеет право провести запрос предложений в случае, если электронной аукцион признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69, при этом объект закупки не может быть изменен. Закон о контрактной системе не содержит определения объекта закупки.Исходя из системного толкования норм Закона о контрактной системе, в том числе статьи 33, под объектом закупки подразумевается непосредственно товар, работа или услуга, потребность в которых испытывает заказчик.
При разработке документации о запросе предложений было разработано и добавлено техническое задание, которое содержит требования по исполнению договора, и которыми не изменяются ни объект закупки, ни какие другие условия договора (такие как, предмет, срок исполнения, объем и цена).
2.В отношении довода заявителя о неправильном применении ГОСТаР 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" пояснила, что заявитель никак не обосновывает невозможность применения вышеуказанного ГОСТа.
3.В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона о контрактной при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 года N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, указанные Правила не применяются в отношении запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренных частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Так же ни Законом о контрактной системе, ни Правилами не установлено каких-либо ограничений к нестоимостному критерию "Квалификация участника".
Комиссия,заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
29января2016 года уполномоченным органомнам официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ruразмещены извещениеN 0316200000115000092о проведении запроса предложенийна содержание автодорог Томмот-Ыллмах 50 км, п. Н.Куранах-Хатыстыр 29,98 км., подъезд к с-зу "Пятилетка" 3,96 км., Томмот-Берег Дружбы 5,8 км, автозимник п.Н.Куранах-с.Угоян 54 км., а также закупочная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила16 427 720,00руб.
04 февраля 2016 года проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений, их рассмотрение и оценка, о чем составлен протокол проведения запроса предложений N ВПП1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений поступилаодна заявка от участника закупки ОАО "Дороги Алдана".Решением закупочной комиссии данная заявка допущена к участию в запросе предложений.
В тот же деньподведены итоги проведения запроса предложений, о чем составлен протокол проведения запроса предложений N ПП1.
Согласно указанному протоколу, заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям закупочной документации, а запрос предложений признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Линия"необоснованной на основании следующего.
Заявителем обжалуются положения закупочной документации.
1. Довод в части неправомерного изменения объекта закупки признан необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений при признании повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимся в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 71 Федерального закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие внем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленнымдокументацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может бытьизменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Материалами дела установлено, что запрос предложенийна содержание автодорог Томмот-Ыллмах 50 км, п. Н.Куранах-Хатыстыр 29,98 км., подъезд к с-зу "Пятилетка" 3,96 км., Томмот-Берег Дружбы 5,8 км, автозимник п.Н.Куранах-с.Угоян 54 км. (извещение N 0816300014516000004) осуществлен на основании несостоявшегося электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автодорог Томмот-Ыллмах 56 км, п.Н.Куранах-Хатыстыр 29 км., подъезд к с-зу "Пятилетка" 4 км., автозимник п.Н.Куранах-с.Угоян 54 км. на 2015г. для нужд МУ АР "Земельно-имущественное управление" (извещение N 0816300014515000521) по причине того, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок.
В документацию о проведении запроса предложений добавлен раздел "Техническое задание", содержащийописание объекта закупки.При этом предмет контракта, цена контракта, сроки исполнения работ, объем работ остались неизменными.
Из анализа положений ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что объектом закупки следует считать документ, содержащий требования заказчика, определяющие условия и порядок ее проведения для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которым осуществляются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг и их приемка. Это исходный документ, который учитывает основное назначение закупки товаров, работ, услуг, их характеристики, задание заказчика, описание первичных данных, целей и задач закупки, сроков поставки, выполнения работ, оказания услуг, требований к товару, работам, услугам, их результатам, к гарантиям, описание объекта закупки, объем закупаемых товаров, работ, услуг, формы отчетности, обоснование требований к товару, работам, услугам, эквивалентные показатели, экономические требования, а также специальные требования. Таким образом, объект закупки содержит описание того, что нужно заказчику, и процесс достижения необходимого результата.
Объект закупки формируется на конкретную закупку в целом.
Таким образом, вышеуказанное изменениене влечет за собой изменение объекта закупки, а лишь уточняет описание объекта электронного аукциона в рамках конкретной закупки.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Довод в части неправомерного применения ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения"признан необоснованным в силу следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено, что в процессе работы исполнитель должен руководствоваться, в том числе требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
По мнению заявителя, данный ГОСТ не подлежит в данном случае применению, посколькуотносится к дорогам с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей, а дороги, являющиеся предметом закупки, являются гравийными.
При этом,любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, надлежащих доказательств в обоснование позиции по данному доводу жалобы заявителем не представлено.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Довод в части неправомерного установления критериев обеспеченности участника закупки материально-техническими и трудовыми ресурсами признан необоснованным в силу следующего.
Пунктом 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе установлено, что документация о проведении запроса предложений, в том числе, должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с указанным Федеральным законом, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
Частью 1 статьи 32 Закона о контактной системе установлен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно части 2 статьи 32 Закона о контактной системе при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 статьи 32 Закона о контрактной системе величины значимости критериев.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 года N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, указанные Правила не применяются в отношении запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренных частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Как следует из положений документации о проведении запроса предложений, а именно из пункта 23 "Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок" части 1 данной документации, заказчиком использованы критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Следовательно, действия заказчика при установлении порядка оценки, критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих что показатели, установленные заказчиком по критерию обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, трудовыми ресурсамиустановлены заказчиком неправомерно.
При этом отсутствие показателей указанных критериям влияет не на отказ в допуске либо признании заявки несоответствующей требованиям документации о проведении запроса предложений, а лишь на оценку заявки. Следовательно, ООО "Линия" может являться потенциальным участником закупки.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Из положений пункта 2 части 4, пункта 1 части 6 статьи 83Закона о контрактной системе следует, что в документации о проведении запроса предложений должна содержаться, в том числе требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Вместе с тем в нарушение пункта 10 части 1 статьи 31, пункта 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе в документации о проведении запроса предложений отсутствует требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
При этом, данное нарушение не повлияло на результаты закупки, в связи с чем предписание об его устранении выдано не будет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Линия" на действия заказчика МУ Алданского района "ЗИУ", уполномоченного органа МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район" при проведении запроса предложений на содержание автодорог Томмот-Ыллмах 50 км, п. Н.Куранах-Хатыстыр 29,98 км., подъезд к с-зу "Пятилетка" 3,96 км., Томмот-Берег Дружбы 5,8 км, автозимник п.Н.Куранах-с.Угоян 54 км. (извещение N 0816300014516000004)необоснованной.
2. Признать заказчика МУ Алданского района "ЗИУ", уполномоченного органа МКУ "Контрактная служба МО "Алданский район"нарушившимипункт 10 части 1 статьи 31, пункт 1 части 6 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки предписание о его устранении не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 февраля 2016 г. N 06-55/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2016