Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 февраля 2016 г. N 06-69/16т
изготовлено в полном объеме 24 февраля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Ивановой В.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя производственного кооператива "Монтажник" (далее по тексту - ПК "Монтажник", Общество, заявитель): Ханин А.А. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту - Госкомзакупок РС (Я), заказчик): Попов С.А. (представитель по доверенности),
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" (далее по тексту - ГБУ РС (Я) НВК "Саха", заказчик): Стаценко П.И. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ПК "Монтажник" на действия уполномоченного органа Государственного комитета РС (Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции гаража НВК "Саха" (извещение N 0116200007915011389), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
10 февраля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ПК "Монтажник" на действия уполномоченного органа Государственного комитета РС (Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции гаража НВК "Саха" (извещение N 0116200007915011389).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия на официальном сайте единой информационной системы zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 17 февраля 2016 года в 15 часов 30 минут.
Комиссией в ходе рассмотрения дела объявлен перерыв с целью с целью истребования у заказчика документов (справки о состоянии лицевого счета ГБУ РС (Я) НВК "Саха"), необходимых для рассмотрения, рассмотрение дела назначено на 18 февраля 2016 года 15 часов 30 минут.
В ходе рассмотрения дела представитель ПК "Монтажник" пояснил следующее.
31 декабря 2015 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0116200007915011389 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции гаража НВК "Саха".
22 января 2016 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru опубликованы изменения извещения о проведении электронного аукциона от 22 января 2016 года NИИ1.
03 февраля 2016 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании поручения Первого заместителя Председателя Правительства РС (Я) от 03 февраля 2016 года.
Согласно части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
ПК "Монтажник" считает отмену определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не соответствующей статьи 36 Закона о контрактной системе, поскольку решение об отмене определения поставщика принято не заказчиком, а по поручению Первого заместителя Председателя Правительства РС (Я) от 03 февраля 2016 года и уполномоченным органом.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать уполномоченный орган нарушившим статью 36 Закона о контрактной системе и возобновить процедуру проведения электронного аукциона.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее.
Согласно части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
В силу части 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Следовательно, Закон о контрактной системе допускает возможность выполнения некоторых функций заказчиков уполномоченным органом, в том числе функции по отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку соответствующий запрет отсутствует.
Согласно подпункту 9 пункта 5 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Приказом Президента РС (Я) от 27 декабря 2016 года N 2425, на основании принятого решения в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе уполномоченный орган формирует и размещает в единой информационной системе извещение об отмене определения поставщикам (подрядчикам, исполнителям).
Как пояснил представитель уполномоченного органа на основании поручения Первого заместителя Председателя Правительства РС (Я) от 03 февраля 2016 года П.А. Маринычева от 30 января 2016 года N137-П2 должностное лицо Госкомзакупок РС (Я) Попов А.И. принял 03 февраля решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Соответствующее извещение в тот же день размещено уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
Таким образом, действия уполномоченного органа по отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) являются законными и обоснованными.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика поддержал доводы жалобы и пояснил следующее.
Статья 36 Закона о контрактной системе предусматривает право отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) только у заказчика, по аукциону N 0116200007915011389 заказчиком является ГБУ РС (Я) НВК "Саха".
Обязанность уполномоченного органа получать разрешение у заказчика об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закреплена подпунктом 9 пункта 5 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Приказом Президента РС (Я) от 27 декабря 2016 года N 2425.
Заказчик не принимал решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), считает действия уполномоченного органа неправомерными.
После объявления перерыва 18 февраля 2016 года в 15 часов 30 минут заказчик предоставил справку о состоянии лицевого счета ГБУ РС (Я) НВК "Саха", из содержания которого следует, что доведенных лимитов в денежном выражении на данную закупку не имеется.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
31 декабря 2015 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0116200007915011389 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции гаража НВК "Саха". Согласно указанному извещению сроком окончания подачи заявок установлено 25 января 2016 года.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 42 323 400 рублей.
22 января 2016 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru опубликованы изменения извещения о проведении электронного аукциона от 22 января 2016 года NИИ1. Согласно изменениям извещения сроком окончания подачи заявок установлено 08 февраля 2016 года.
03 февраля 2016 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение об отмене определения поставщика.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ПК "Монтажник" обоснованной по следующим основаниям:
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Согласно части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
Исходя из смысла вышеуказанной статьи следует, что порядок отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предусматривает:
- принятие решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- размещение в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- доведение информации об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками);
- внесение изменений в план-график (не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу подпункта 9 пункта 5 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Приказом Президента РС (Я) от 27 декабря 2016 года N 2425, уполномоченный орган на основании принятого решения в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе формирует и размещает в единой информационной системе извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного следует, что законодатель разграничивает действие по принятию решения как основание для отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и действие по размещению извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно материалам дела заказчик - ГБУ РС (Я) НВК "Саха", не принимал решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из пояснений представителя уполномоченного органа следует, что решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) было принято должностным лицом уполномоченного органа - председателем Госкомзакупок РС (Я) Поповым А.И., при этом данное решение не было оформлено в виде документа.
Вместе с тем, согласно "ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденному Приказом Росстандарта от 17 октября 2013 года N 1185-ст, документ - это зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) было размещено уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru 03 февраля 2016 года.
В соответствии с Указом Президента РС (Я) от 18 мая 2011 года "О председателе Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок" Попов А.И. является председателем Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок и не является должностным лицом заказчика - ГБУ РС (Я) НВК "Саха", следовательно, полномочиями по принятию решений об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Попов А.И. не обладает, таким образом, действие уполномоченного органа по отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции гаража НВК "Саха" (извещение N 0116200007915011389) является неправомерным.
Из пояснений представителя заказчика следует, что ГБУ РС (Я) НВК "Саха" решение об отмене закупки не принималось.
Жалоба ПК "Монтажник" признана обоснованной.
Предписание об устранении выявленных нарушений Госкомзакупок РС (Я) не выдавать, поскольку согласно представленным в материалы дела документам, а именно справке о состоянии лицевого счета ГБУ РС (Я) НВК "Саха", на лицевом счету заказчика не содержится сведений о лимитах в денежной форме, доведенных заказчику для проведения данной закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно статье 74 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.
Контроль за соблюдением указанных в пункте 1 настоящей статьи условий осуществляется главным распорядителем бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об источнике финансирования.
Под источником финансирования понимается уровень бюджета, за счет средств которого осуществляется закупка, коды бюджетной классификации.
Из материалов дела установлено, что в извещении N 0116200007915011389 на Выполнение работ по реконструкция гаража НВК "Саха" указан следующий источник финансирования: "Средства бюджетных учреждений".
Между тем, заказчиком на момент рассмотрения жалобы по существу не представлены доказательства подтверждения доведения лимитов бюджетных обязательств для осуществления данной закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ПК "Монтажник" на действия уполномоченного органа Государственного комитета РС (Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции гаража НВК "Саха" (извещение N 0116200007915011389) обоснованной.
2. Признать уполномоченного органа Государственного комитета РС (Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушившим часть 1 статьи 26, часть 1 статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать, поскольку лимиты в денежном выражении у заказчика на данную закупку не имеются.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии М.Н. Мохначевская
В.А. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 февраля 2016 г. N 06-69/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2016