Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 февраля 2016 г. N 06-80/16т
изготовлено в полном объеме 24 февраля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Ивановой В.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ФОРТУНА" (далее также - ООО "ФОРТУНА", заявитель): Строева К.И., Иванова В.О., Дениско В.С. (представители по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой" (далее по тексту решения - ГБУ РС(Я) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой") - Федотов А.А. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту решения - уполномоченный орган): Сметанина Л.В. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ФОРТУНА" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой" при проведении электронного аукциона на поставку рыбной продукции (извещение N 0116200007915010896), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
11 февраля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ФОРТУНА" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой" при проведении электронного аукциона на поставку рыбной продукции (извещение N 0116200007915010896).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 18 февраля 2016 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "ФОРТУНА" пояснила следующее:
По результатам подведения итогов электронного аукциона на поставку рыбной продукции (извещение N 0116200007915010896) победителем закупки признано ООО "ФОРТУНА".
В документации электронного аукциона на поставку рыбной продукции (извещение N 0116200007915010896) был предусмотрен следующий порядок оплаты за поставку товара: "Расчеты по поставке товара производятся Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика по факту поставки в течение 30 (тридцати) банковских дней с момента подписания акта приема-передачи и выставления счета (счета-фактуры) на оплату". Аналогичные условия оплаты были предусмотрены проектом государственного контракта.
Указывает, что таким образом, в соответствии с аукционной документацией оплата за поставку товара должна была производиться после поставки каждой партии товара в течение 30-ти дней.
Между тем, в проекте государственного контракта, направленном заказчиком после подведения итогов электронного аукциона, были установлены иные условия оплаты товара - после 100% поставки товара в течение 30 банковских дней с момента подписания акта приема-передачи и выставления счета (счет-фактуры) на оплату.
То есть, согласно условиям проекта государственного контракта, направленного заказчиком для подписания, поставщик получает оплату за товар единовременно, после полного исполнения обязательств по поставке товара.
Указывает, что изменения положений государственного контракта являются значительными и ущемляют интересы ООО "ФОРТУНА", поскольку Общество планировало затраты на закуп очередных партий товара из денежных средств, поступивших в качестве оплаты за первые поставки товара.
Подчеркивает, что действия заказчика по изменению условий проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, являются неправомерными.
Указывает, что вследствие изменения условий государственного контракта ООО "ФОРТУНА" не смогло подписать контракт, а заказчик неправомерно и необоснованно требует включить ООО "ФОРТУНА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
Просят признать действия заказчика по изменению условий государственного контракта неправомерными.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил следующее:
После подведения итогов электронного аукциона заказчиком в единой информационной сети был размещен проект государственного контракта на поставку рыбной продукции.
Условия проекта контракта, размещенного в единой информационной сети для последующего подписания победителем электронного аукциона, действительно отличались от условий, указанных в аукционной документации, в том числе от условий, указанных в проекте контракта являющегося частью такой документации.
Указывает, что изменение условий проекта государственного контракта, размещенного в единой информационной сети для подписания, обусловлено технической ошибкой.
Вместе с тем, в сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе, ООО "ФОРТУНА" имело право направить протокол разногласий и тем самым устранить несоответствие условий проекта контракта и аукционной документации на этапе заключения контракта, однако Общество указанным правом не воспользовалось.
18 января 2016 года ООО "ФОРТУНА" подписало государственный контракт на поставку рыбной продукции.
В ходе проведения электронного аукциона победитель закупки ООО "ФОРТУНА" снизил цену контракта до 700 754, 34 руб. (снижение составило 26,8% от начальной (максимальной) цены контракта).
Однако до момента рассмотрения жалобы ООО "ФОРТУНА" не представило обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер.
В связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта, 29 января 2016 года заказчиком составлен протокол об отказе от заключения государственного контракта N 10896.
Просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа поддержала позицию заказчика, просит признать жалобу ООО "ФОРТУНА" необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
18 декабря 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" опубликовано извещение N 0116200007915010896 о проведении электронного аукциона на поставку рыбной продукции, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 957 375,00 рублей.
30 декабря 2015 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007915010896-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 5 (пять) заявок, с порядковыми номерами 1, 2, 4, 5 и 6. По итогам рассмотрения первых частей заявок на участие электронном аукционе аукционной комиссией отклонена заявка участника закупки с порядковым номером 5, заявки остальных участников допущены к участию в электронном аукционе.
11 января 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116200007915010896-2. Согласно указанному протоколу все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками закупки и ранжированные по мере убывания выглядят следующим образом:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
1 |
Участник N1 |
11-01-2016 12:12:45 [GMT +9] |
700 754.34 |
RUR |
Заявка N1 |
2 |
Участник N4 |
11-01-2016 12:11:21 [GMT +9] |
748 623.09 |
RUR |
Заявка N4 |
3 |
Участник N6 |
11-01-2016 11:51:42 [GMT +9] |
830 000.00 |
RUR |
Заявка N6 |
4 |
Участник N2 |
11-01-2016 11:41:15 [GMT +9] |
952 588.00 |
RUR |
Заявка N2 |
13 января 2016 года состоялось подведение итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007915010896-3.
Согласно указанному протоколу, аукционная комиссия рассмотрев вторые части заявок участников закупки на предмет соответствия требованиям аукционной документации, приняла решение о признании соответствующими таким требованиям заявок всех участников электронного аукциона. Победителем электронного аукциона признан участник закупки с заявкой под номером 1 (ООО "ФОРТУНА").
29 января 2016 года заказчиком принято решение об отказе от заключения государственного контракта, о чем составлен протокол N 0116200007915010896-8 (N 10896).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ФОРТУНА" частично обоснованной на основании следующего:
Из смысла жалобы следует, что заявителем обжалуются действия заказчика по неправомерному изменению условий проекта государственного контракта.
Содержание аукционной документации регламентируется статьей 64 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 4 указанной статьи Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Как установлено материалами дела, в пункте 10 раздела 1 аукционной документации "Информационная карта" установлен следующий порядок оплаты по государственной контракту: "Расчеты по поставке товара производятся Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика по факту поставки в течение 30 (тридцати) банковских дней с момента подписания акта приема-передачи и выставления счета (счета-фактуры) на оплату.".
Пунктом 1.2 проекта контракта, являющегося частью аукционной документации, установлен следующий срок поставки товара: "С момента заключения государственного контракта в соответствии с графиком поставки, приведенном в Приложении N 2 к настоящему Контракту.".
Согласно Приложению N 2 к указанному проекту контракта поставка рыбной продукции осуществляется ежемесячно, партиями, в период с февраля по июль 2016 года.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного проекта контракта поставка товара поставщиком и его приемка заказчиком производится в соответствии с гражданским законодательством РФ и оформляется актом приема-передачи, подписываемым обеими сторонами.
Пунктом 4.8 указанного проекта контракта установлено, что расчеты по поставке товара производятся заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика по факту поставки в течение 30 (тридцати) банковских дней с момента подписания акта приема-передачи и выставления счета (счета-фактуры) на оплату.
Таким образом, из смысла положений проекта контракта, являющегося частью аукционной документации, следует, что поставка рыбной продукции производится партиями, по факту приемки каждой партии товара оформляется акт приема-передачи, а оплата за товар производится после подписания акта приема-передачи каждой партии товара в течение 30-ти банковских дней.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Процедура заключения контракта по результатам электронного аукциона регламентируется статьей 70 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 названной статьи в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Из смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что при заключении контракта по результатам электронного аукциона, в первоначальный проект контракта вносятся изменения лишь в части цены товара и его характеристик. Внесение иных изменений в проект государственного контракта Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Между тем, из пояснений заявителя следует, что заказчиком в единой информационной сети размещен, в целях подписания победителем электронного аукциона, проект контракта, условия которого в части порядка оплаты за поставленный товар, отличаются от таких условий указанных в первоначальном проекте контракта, который является частью аукционной документации.
Представитель заказчика вышеуказанные обстоятельства не отрицает.
На основании вышеизложенного, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение условий проекта контракта в части порядка оплаты после определения победителя электронного аукциона, заказчик признается нарушившим часть 1 статьи 34, часть 4 статьи 64, часть 2 статьи 70 Закона о контрактной системе
Довод жалобы ООО "ФОРТУНА" о неправомерном изменении условий проекта государственного контракта признается обоснованным.
Как следует из протокола об отказе от заключения контракта N 0116200007915010896-8 от 29.01.2016 г., победитель электронного аукциона ООО "ФОРТУНА" признан уклонившимся от заключения контракта на основании пункта 2 части 10 статьи 37 и части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 37 Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении аукциона представляется обоснование предлагаемой цены контракта. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 названной статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 названного Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 названной статьи.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения электронного аукциона победитель закупки ООО "ФОРТУНА" снизил цену контракта до 700 754, 34 руб. (снижение составило 26,8% от начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно пояснениям представителя заказчика обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе ООО "ФОРТУНА" не представило.
В связи с вышеизложенным, довод жалобы ООО "ФОРТУНА" о том, что действия заказчика по признанию ООО "ФОРТУНА" уклонившимся от заключения государственного контракта являются неправомерными признается необоснованным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
То есть, при заключении контракта по результатам электронного аукциона, в первоначальный проект контракта вносятся изменения лишь в части цены товара и его характеристик. Внесение иных изменений в проект государственного контракта Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Между тем, из пояснений заявителя следует, что заказчиком в единой информационной сети размещен, в целях подписания победителем электронного аукциона, проект контракта, условия которого в части порядка оплаты за поставленный товар, отличаются от таких условий указанных в первоначальном проекте контракта, который является частью аукционной документации.
Представитель заказчика вышеуказанные обстоятельства не отрицает.
Таким образом, из материалов дела следует, что заказчиком допущено нарушение процедуры заключения государственного контракта в части направления победителю закупки ненадлежащего проекта контракта, условия которого не соответствуют условиям проекта контракта, являющегося частью аукционной документации.
Из пояснений представителя ООО "ФОРТУНА" следует, что расхождения условий проекта государственного контракта, являющегося частью аукционной документации и проекта государственного контракта, размещенного заказчиком в единой информационной сети для дальнейшего подписания сторонами, были обнаружены заявителем после подписания им государственного контракта.
Таким образом, ООО "ФОРТУНА" не имело возможности направить заказчику протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Между тем, заключение государственного контракта на условиях, предложенных заказчиком после подведения итогов электронного аукциона, поставило бы ООО "ФОРТУНА" в неблагоприятное положение, повлекло бы ущемление его законных прав и интересов и противоречило бы положениям Закона о контрактной системе.
Частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Вместе с тем, из пояснений представителя заказчика следует, что им, в целях подписания государственного контракта с участником, предложение о цене контракта которого в ходе проведения электронного аукциона заняло второе место, в единой информационной системе размещен проект контракта условия которого также отличаются от проекта контракта, являющегося частью аукционной документации.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать названному Федеральному закону.
Следовательно, законодательство о контрактной системе основывается также на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Согласно части 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Между тем, факт (событие) неоднократного существенного нарушения заказчиком процедуры заключения контракта по результатам электронного аукциона материалами дела подтверждается.
На основании вышеуказанного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу о том, что недобросовестные действия заказчика ГБУ РС(Я) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой" при заключении государственного контракта на поставку рыбной продукции повлекли за собой нарушения положений части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФОРТУНА" на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой" при проведении электронного аукциона на поставку рыбной продукции (извещение N 0116200007915010896) частично обоснованной.
2. Признать заказчика Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой" нарушившим часть 1 статьи 34, часть 4 статьи 64, часть 2 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П. Дмитриевой" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В. А. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 февраля 2016 г. N 06-80/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2016