Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 февраля 2016 г. N 06-79/16т
изготовлено в полном объеме 24 февраля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Ивановой В.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее также - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее по тексту решения - ГУ ОПФРФ по РС(Я)) - Егоров И.Я., Страхова Е.В., Герасимова Я.В. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика ГУ ОПФРФ по РС(Я) при проведении электронного аукциона на проведение комплексного капитального ремонта объектов недвижимости и сооружений и реконструкция инженерных сетей тепло-водоснабжения с устройством узла ввода здания Отдела ПФР в Момском улусе (извещение N 0216100000216000002), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
11 февраля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика ГУ ОПФРФ по РС(Я) при проведении электронного аукциона на проведение комплексного капитального ремонта объектов недвижимости и сооружений и реконструкция инженерных сетей тепло-водоснабжения с устройством узла ввода здания Отдела ПФР в Момском улусе (извещение N 0216100000216000002).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 18 февраля 2016 года в 11 часов 15 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела доводы жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" были оглашены в полном объеме.
Как следует из текста жалобы заявителем обжалуются положения аукционной документации в части:
1. Не указания в ней дат начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положения аукционной документации;
2. Требования, установленного в отношении участников закупки, о необходимости предоставления информации об идентификационном номере налогоплательщика (далее по тексту решения - ИНН) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона;
3. Указания в описании объекта закупки товарных знаков: "Армстронг", "Макси", "Монтеррей", "Супер Монтеррей", "Элит", Ecosteel, Solano, Granite HDX, Velur, Colority Print, Safari, Quarzit.
Просят признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устанении допущенных нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее:
1. Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе приведен в разделе 16 аукционной документации.
Согласно пункту 16.1 аукционной документации любой участник аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного электронного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с пунктом 16.2 аукционной документации в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в предыдущем пункте запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника электронного аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронного аукционе.
Таким образом, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе в аукционной документации приведен в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с подпунктом 1) пункта 6.5 раздела 6 аукционной документации вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника электронного аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника электронного аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона.
В данном контексте заказчик не требует предоставить сведения об ИНН в обязательном порядке, сведения об ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронном аукциона предоставляются им при наличии.
3. В описании объекта закупки действительно упоминается товарный знак "Армстронг", однако данное требование установлено заказчиком в связи с тем, что при капитальном ремонте предполагается замена потолочных плиток 50% от площади.
Таким образом, заказчиком не изменяется система существующего потолка, в связи с чем никакой иной тип, кроме существующего типа потолка ("Армстронг") применен быть не может.
Касательно указания остальных товарных знаков подчеркивают, что заказчиком в описании объекта закупки приводится перечисление видов товара, то есть заказчиком выстроен эквивалентный ряд абсолютно самостоятельных, взаимоисключающих и разнообразных типов профиля и видов покрытий металлосайдинга.
Указывают, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Подчеркивают, что предметом электронного аукциона, на положения документации которого подана жалоба, являются строительные работы, а не поставка товара.
Просят признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" необоснованной.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
19 января 2016 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" опубликовано извещение N 0216100000216000002 о проведении электронного аукциона на проведение комплексного капитального ремонта объектов недвижимости и сооружений и реконструкция инженерных сетей тепло-водоснабжения с устройством узла ввода здания Отдела ПФР в Момском улусе, а также аукционная документация.
25 января 2016 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" опубликованы изменения N ИИ1 извещения N 0216100000216000002 о проведении электронного аукциона на проведение комплексного капитального ремонта объектов недвижимости и сооружений и реконструкция инженерных сетей тепло-водоснабжения с устройством узла ввода здания Отдела ПФР в Момском улусе, а также аукционная документация.
27 января 2016 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" опубликованы изменения N ИИ2 извещения N 0216100000216000002 о проведении электронного аукциона на проведение комплексного капитального ремонта объектов недвижимости и сооружений и реконструкция инженерных сетей тепло-водоснабжения с устройством узла ввода здания Отдела ПФР в Момском улусе, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 957 375,00 рублей.
17 февраля 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0216100000216000002-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 6 (шесть) заявок, с соответствующими порядковыми номерами. По итогам рассмотрения первых частей заявок на участие электронном аукционе аукционной комиссией отклонены заявки участников закупки с порядковым номерами 1, 4, 5 и 6, заявки участников с порядковыми номерами 2 и 3 допущены к участию в электронном аукционе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной на основании следующего:
Из смысла жалобы следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации.
Содержание аукционной документации регламентируется статьей 64 Закона о контрактной системе.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе на проведение комплексного капитального ремонта объектов недвижимости и сооружений и реконструкция инженерных сетей тепло-водоснабжения с устройством узла ввода здания Отдела ПФР в Момском улусе (изв. N 0216100000216000002) не содержит указания даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Первый довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается обоснованным.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в адрес заказчика от участника закупки поступил один запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, на который заказчиком своевременно представлены разъяснения. Следовательно не указание заказчиком в аукционной документации конкретных дат начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе не помешало участникам закупки направить такой запрос и получить соответствующие разъяснения.
Согласно пункту 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1) части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Согласно положениям подпункта 1) пункта 6.5 раздела 6 документации электронного аукциона на проведение комплексного капитального ремонта объектов недвижимости и сооружений и реконструкция инженерных сетей тепло-водоснабжения с устройством узла ввода здания Отдела ПФР в Момском улусе (изв. N 0216100000216000002), вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника электронного аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника электронного аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона.
Из смысла установленных заказчиком требований к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе следует, что участнику закупки надлежит в обязательном порядке предоставить сведения об ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона.
Между тем, учредителем, членом коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона может быть иностранное лицо, у которого ИНН отсутствует. В связи с тем, что заказчик, устанавливая требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе, не указал оговорку "при наличии", в части необходимости предоставления ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона, при подведении итогов электронного аукциона могла возникнуть ситуация при которой заявка участника закупки, учредители и/или члены коллегиального исполнительного органа и/или лицо, исполняющего функции единоличного исполнительного органа которого не поставлены на учет в налоговом органе, а следовательно не имеют ИНН, была бы признана не соответствующей положениям аукционной документации.
Между тем оговорка "при наличии" приведенная в пункте 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, прямо свидетельствует о том, что участие в электронных аукционах могут принимать хозяйствующие субъекты, учредители, члены коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющие функции единоличного исполнительного органа которых не имеют ИНН.
Действия заказчика ГУ ОПФРФ по РС(Я) по установлению неправомерных требований к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Второй довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается обоснованным.
Вместе с тем, из пояснений представителей заказчика следует, что отсутствие во второй части заявки на участие в электронном аукционе сведений об ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона не послужило бы причиной признания такой заявки не соответствующей положениям аукционной документации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Как установлено материалами дела, заказчиком, в пункте 1.4 описании объекта закупки "Архитектурные решения" указано, в том числе, следующее: "Потолок - подвесной "Армстронг". При капитальном ремонте предусматривается замена направляющих, увеличение количества подвесов и замена потолочных плиток 50% от площади".
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 следует, что запрет на указание товарных знаков без сопровождения словами "или эквивалент" не распространяет свое действие на случаи необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком. Вместе с тем, из пункта 1.4 описания объекта закупки следует, что заказчиком ремонтируется существующий потолок с системой "Армстронг".
Таким образом, действия заказчика, по указанию товарного знака "Армстронг", не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Между тем, из пункта 45 раздела "Группа товаров" описания объекта закупки аукционной документации следует, что отделочный материал фасада должен быть выполнен стали с покрытием: Ecosteel или VIKING, PRISMA или CLOUDY или PVDF или Пластизол или Полиэстер или SolanoR30 или Granite HDX или VelurR или ColorityRPrint или Safari или Quarzit.
Как установлено Комиссией Якутского УФАС по контролю закупок из данных открытых реестров товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, размещенных на официальном сайте Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" (www.fips.ru), слова Ecosteel, Viking, Colority и Velur являются указанием товарных знаков (номера регистрации NN 463703, 443984, 487278 и 429702).
Согласно пояснениям представителей ГУ ОПФРФ по РС(Я) заказчиком, в описании закупки приведен полный эквивалентный ряд видов покрытий стали, используемой для отделки фасада.
Вместе с тем, доказательств указанному доводу, равно как и доказательств того, что иного способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, кроме как указание конкретных товарных знаков не имеется заказчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, заказчиком, при составлении описания объекта закупки, допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Между тем, как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0216100000216000002-1 от 17.025.2016 г., всего на участие в закупке поступило 6 заявок.
При этом из указанного протокола не следует, что какому-либо из участников закупки было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине указания товарного знака, непоименованного в описании объекта закупки. Запросы о даче разъяснений положений аукционной документации, касающиеся товарных знаков, указанных в описании объекта закупки, в адрес заказчика участниками закупки не направлялись.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на проведение комплексного капитального ремонта объектов недвижимости и сооружений и реконструкция инженерных сетей тепло-водоснабжения с устройством узла ввода здания Отдела ПФР в Момском улусе (извещение N 0216100000216000002) обоснованной.
2. Признать заказчика Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 2 и 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки предписание об устранении нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В. А. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 февраля 2016 г. N 06-79/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2016