Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 февраля 2016 г. N 06-83/16т
изготовлено в полном объеме 26февраля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А.-заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Росинтехпроект"(далее также -ООО "Росинтехпроект", Общество, заявитель): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)"(далее также -ГКУ "СГЗ РС(Я)",заказчик):Павлов Р.Н.(представитель по доверенности);
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотревжалобуООО "Росинтехпроект" на действия заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)"/уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Учебно-лабораторный корпус для ГБПОУ РС(Я) "Покровский колледж" г. Покровск" (извещение N 0116200007915009482),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
15февраля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Росинтехпроект" на действия заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)"/уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Учебно-лабораторный корпус для ГБПОУ РС(Я) "Покровский колледж" г. Покровск" (извещение N 0116200007915009482).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 20февраля 2015 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из содержания жалобы ООО "Росинтехпроект" следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации, а именно следующее.
1.В аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии допусков саморегулируемой организации на следующие виды работ:
3.6. Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов
5.2. Свайные работы, выполняемые в мерзлых и вечномерзлых грунтах
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев
18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия
18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения
19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно,
"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство";
или
"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство",
Считают, что требования п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) должен сопровождаться приставкой "или" от перечня определенных видов работ требуемых аукционной документацией, поскольку является ограничением конкуренции.
2.Проектом контракта аукционной документации установлено следующее:
"14.3. Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков в следующих случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным;
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, по истечении назначенного Заказчиком разумного срока для устранения недостатков работа не выполнена, недостатки не устранены;
- иных установленных Гражданским кодексом Российской Федерации".
Считает, что установление сроков заказчиком в одностороннем порядке может нарушить права подрядчика, поскольку формулировка "разумные сроки" может предполагать, что заказчик установит сроки, в рамках которых подрядчик не успеет устранить выявленные недостатки. Какой именно срок будет для заказчика разумным подрядчику неизвестно.
3.Пункта 15.2. проекта контракта аукционной документации, регламентирующий условия начисления пенейподрядчику за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств не соответствует требованиям пункта 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1063, в части не указания обязательной оговорки, что пеня начисляется в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
4. Пункт 2.1. проекта контракта аукционной документации упоминает НДС 18%, который включается в цену контракта. Заказчиком при этом не учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим в соответствии с разделом VIII.1. Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 года N 117-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела представительГоскомзакупок РС(Я) пояснил следующее.
1. В аукционной документации действительно установлены требования к наличиям допусков саморегулируемой организации с опечаткой, а именно вместе с отдельными видами работ установлено требование о наличии допускасаморегулируемой организации на генеральный подряд или, как альтернатива, только допуск саморегулируемой организации на генеральный подряд. Фактически достаточно наличия допуска саморегулируемой организации к отдельным видам работ или к генеральному подряду. Заявки ввиду указанной опечатки отклоняться не будут.
2. Обжалуемый пункт 14.3. проекта контракта аукционной документации в части установления разумных сроков полностью соответствует положению п. 3 ст. 725 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), согласно которому если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В данном случае установление разумного срока в проекте контракта заранее противоречит положению п. 3 ст. 715 ГК РФ, поскольку разумность сроков зависит от объема выявленных недостатков и так далее. В случае, если заказчик установит неразумный, по мнению подрядчика, срок для устранения недостатков, а при их не устранении пример меры, предусмотренные п. 3 ст. 715 ГК РФ, то данный спор подлежит разрешению только в судебном порядке.
3.В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Указывает, что раздел 15 проекта контракта содержит положения об ответственности сторон в полном соответствии с Законом о контрактной системе, Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1063.
4.В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В целом законодательством Российской Федерации о контрактной системе не предусмотрена возможность заказчика снижать цену контракта в зависимости от применяемой поставщиком (подрядчиком, исполнителем) системы налогообложения.
Кроме того, согласно п. 2.3 проекта контракта в цену контракта включены все расходы, связанные с выполнением работ, все налоги, пошлины и прочие сборы и расходы, которые подрядчик будет оплачивать в соответствиисусловиям контракта.
Таким образом, принятие решения оплачивать или нет налог на добавленную стоимость, является прерогативой заказчика, поскольку заказчик оплачивает подрядчику ту цену, которая определена контрактом.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе, Методическими рекомендациями по применению методов начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 года N 567, с использованием проектно-сметного метода с учетом НДС в размере 17 401 031,54 рублей, без учета НДС начальная (максимальная) цена контракта составляла бы 98 672 397,46 рублей.
Сметная стоимость объекта прошла государственную экспертизу на предмет достоверности в ГАУ "Управление госэкспертизы РС(Я)", что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы N 14-1-6-0167-14 от 23.06.2015 года (представлено в материалы дела).
В ходе рассмотрения дела представитель ГКУ "СГЗ РС(Я)" поддержал позицию представителя уполномоченного органа.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
31октября 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" опубликовано извещение N 0116200007915009482о проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Учебно-лабораторный корпус для ГБПОУ РС(Я) "Покровский колледж" г. Покровск" и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила114 073 429,00копеек.
03, 20, 28 ноября 2015 года внесены изменения в аукционную документацию.
18февраля 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007915009482-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 4 (четыре) заявки. Все участники допущены к участию в электронном аукционе.
На момент рассмотрения жалобысрок проведения процедуры электронного аукциона не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта заказчиком приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Росинтехпроект"частично обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации.
1. Довод заявителя в части установления в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии допуска саморегулируемой организации к определенным видам работ и к генеральному подряду одновременно признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, а также пункту 20 раздела 1 "Информационная карта" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации участники закупки в составе второй части заявки представляют копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года N 624, а именно:
3.6. Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов
5.2. Свайные работы, выполняемые в мерзлых и вечномерзлых грунтах
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев
18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия
18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения
19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно,
"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство";
или
"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство".
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснил, что требования к наличию допусков саморегулируемой организации установлены с опечаткой, участникам закупки необходимо наличие допуска саморегулируемой организации к перечисленным видам работ или к генеральному подряду/, заявки ввиду указанной опечатки отклоняться не будут.
При этом, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, доказательств того, что аукционная комиссия признала заявку какого-либо участника закупки несоответствующей требованиям аукционной документации по причинам наличия у него допуска саморегулируемой организации только к определенным видам работ без генерального подряда не представлено.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
2. Довод заявителя в части установления в пункте 14.3.проекта контракта аукционной документации неправомерного требования к подрядчику признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 14.3. проекта контракта аукционной документации установлено следующее:"Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков в следующих случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным;
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, по истечении назначенного Заказчиком разумного срока для устранения недостатков работа не выполнена, недостатки не устранены;
- иных установленных Гражданским кодексом Российской Федерации".
Данное положение проекта контракта аукционной документации соответствует п. 3 ст. 715 ГК РФ, согласно которому если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Кроме того, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Как указано выше, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Между тем, заявителем не представлено сведений или документов, подтверждающих, что положениями пункта 14.3. проекта контракта аукционной документацииущемляются права и законные интересы участника закупки, а также имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке. Кроме того, не представлено доказательств, что указанное положение проекта контракта аукционной документации нарушает какие-либо нормы законодательства Российской Федерации.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
3. Довод заявителя в части несоответствия условия начисления пеней подрядчику за не исполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств требованиям Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1063признан обоснованным в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Часть 6 статьи 34 Закона о контрактной системе гласит, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Частью 7 статьи 34 настоящего Федерального закона определено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Во исполнение указанных норм Закона о контрактной системе издано Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063, в соответствии с которым утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее также - Правила).
Пункт 1 Правил гласит о том, что настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.
Пункт 6 Правил определяет, что Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:<_>.
Таким образом, надлежащим исполнением законодательства о контрактной системе будет указаниев проекте контракта, в том числе информации о том, что пеня за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Между тем, пунктом 15.2 проекта контракта аукционной документации установлено следующее: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом и определяется по формуле П = (Ц - В) x С (где Ц - цена Контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Подрядчиком обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения Контрактов; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле (где - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента K; ДП - количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле K = ДП / ДК x 100% (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по Контракту (количество дней).
При K, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При K, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При K, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени".
Следовательно, заказчиком нарушена часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части несоответствия условия начисления пеней подрядчику за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств требованиям Правил.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
При этом, антимонопольный орган отмечает, что аналогичные требования части 5 статьи 34 Закона о контрактной системев отношении ответственности заказчика соблюдены: в проекте контракта аукционной документации содержится информация о том, что размер пени устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
4. Довод заявителя в части того, что в пункте 2.1. проекта контракта аукционной документации неправомерно не учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
По смыслу положений Закона о контрактной системе,государственный/муниципальный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем электронного аукциона. При этом в Законе о контрактной системе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения у участника закупки (победителя закупки).
В соответствии с чч. 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также налога, уплачиваемого согласно ст. 174.1 главы 21 НК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.
В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается, за исключением, если проект контракта не предусматривает случай, если победитель закупки или иной участник закупки, с которым заключается контракт, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) или иную другую систему налогообложения, то цена контракта уменьшается на сумму НДС.
Между тем, материалами дела установлено, что проект контракта по данной закупке вышеуказанной оговорки не содержит.
Таким образом, с учетом положений проекта контракта и Закона о контрактной системе, контракт по данной закупке заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
При этом, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, если участник закупки, признанный победителем закупки, не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк.
Как указано выше, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, а в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Поскольку довод жалобы заявителя предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение пункта 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов заявителя действиями заказчика/уполномоченного органа, а также указывающих на нарушения Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1.Признать жалобуООО "Росинтехпроект" на действия заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)"/уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Учебно-лабораторный корпус для ГБПОУ РС(Я) "Покровский колледж" г. Покровск" (извещение N 0116200007915009482)частично обоснованной в части несоответствия условия начисления пеней подрядчику за не исполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств требованиям Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1063.
2. Признать заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)" нарушившим часть 7 статьи 34Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГКУ "СГЗ РС(Я)" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, установленные предписанием уведомить Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 февраля 2016 г. N 06-83/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2016