Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 февраля 2016 г. N 06-92/16т
изготовлено в полном объеме 29 февраля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Ивановой В.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Республике Саха (Якутия) (далее также - РО ООД "Народный фронт "За Россию" в РС (Я), заявитель): Платонова С.Ю. (представитель по доверенности);
от заказчика Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "Верхоянский район" РС (Я), заказчик): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заказчика,
рассмотрев жалобу РО ООД "Народный фронт "За Россию" в РС (Я) на действия заказчика Администрации МО "Верхоянский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на Строительство объектов для проведения Ысыаха Олонхо-2016 (строительство объекта "Концертная площадка с танцполом") (изв. N 0116300039616000002), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 года,
у с т а н о в и л а:
16 февраля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба РО ООД "Народный фронт "За Россию" в РС (Я) на действия заказчика Администрации МО "Верхоянский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на Строительство объектов для проведения Ысыаха Олонхо-2016 (строительство объекта "Концертная площадка с танцполом") (изв. N 0116300039616000002).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 24 февраля 2016 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержала доводы жалобы и пояснила следующее.
12 февраля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0116300039616000002 о проведении электронного аукциона на строительство объектов для проведения Ысыаха Олонхо-2016 (строительство объекта "Концертная площадка с танцполом").
Датой и временем начала подачи заявок установлено: 12 февраля 2016 года 15 часов 54 минут.
Датой и временем окончания подачи заявок установлено: 19 февраля 2016 года 18 часов 00 минут.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 041 269 рублей.
Согласно статье 102 Закона о контрактной системе РО ООД "Народный фронт "За Россию" в РС (Я) осуществило общественный контроль за соблюдением требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и установило следующее.
1. Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Следовательно, дата окончания приема заявок должна быть не ранее 20 февраля 2016 года. Заказчиком нарушено требование части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение пункта 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в пункте 21 раздела 1 "Информационная карта" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе содержится ссылка на установление требований согласно пунктам 3 - 5, 7 - 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Между тем, отсылка на положения Закона о контрактной системе вместо указания требуемой информации в извещении о требованиях к участникам закупки не является надлежащим исполнением положений Закона о контрактной системе.
3. В нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проект муниципального контракта не включена формула расчета размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать заказчика нарушившим часть 4 статьи 34, часть 2, пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, а также выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
В ходе рассмотрения дела письменные пояснения заказчика были оглашены в полном объеме, из содержания которого следует, что Распоряжением Главы Администрации МО "Верхоянский район" РС (Я) от 18 февраля 2016 года N117-РА "О внесении изменений в документацию об электронном аукционе на строительство объектов для проведения Ысыаха Олонхо-2016 (строительство объекта "Концертная площадка с танцполом") были внесены изменения в документацию об электронном аукционе.
19 февраля 2016 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru опубликовано изменение извещения N 0116300039616000002 о проведении электронного аукциона от 19 февраля 2016 года NИИ2. Заказчиком дата окончания подачи заявок приведена в соответствие общим правилам исчисления сроков согласно Гражданского Кодекса РФ.
Кроме того пункт 21 раздела 1 "Информационная карта" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе, а также раздел 9 "Ответственность сторон" проекта муниципального контракта изложены в новой редакции, соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
12 февраля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" опубликовано извещение N 0116300039616000002 о проведении электронного аукциона на строительство объектов для проведения Ысыаха Олонхо-2016 (строительство объекта "Концертная площадка с танцполом"), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 041 269 рублей.
18 февраля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru опубликовано изменение извещения N 0116300039616000002 о проведении электронного аукциона от 18 февраля 2016 года NИИ1, а также измененная аукционная документация.
19 февраля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru опубликовано изменение извещения N 0116300039616000002 о проведении электронного аукциона от 19 февраля 2016 года NИИ2, а также измененная аукционная документация. Согласно указанному извещению дата и время начала подачи заявок установлена 12 февраля 2016 15 часов 55 минут, дата и время окончания подачи заявок - 27 февраля 2016 года 21 часов 00 минут.
На момент рассмотрения жалобы 24 февраля 2016 года срок рассмотрения первых частей заявок не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу РО ООД "Народный фронт "За Россию" в РС (Я) частично обоснованной на основании следующего.
Из содержания жалобы следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации.
Довод о том, что в извещении N 0116300039616000002 о проведении электронного аукциона от 12 февраля 2016 года установлен срок подачи заявок не соответствующий требованиям Закона о контрактной системе, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0116300039616000006 дата и время начала подачи заявок установлено 12 февраля 2016 года 15 часов 55 минут, дата и время окончания подачи заявок - 19 февраля 2016 года 18 часов 00 минут.
По общему правилу вопросы исчисления сроков регулируются главой 11 Гражданского кодекса РФ, из анализа которой следует, что во всех случаях, когда закон не содержит специального указания, сроки должны исчисляться в календарных днях. Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика по установлению срока приема заявок на участие в электронном аукционе на строительство объектов для проведения Ысыаха Олонхо-2016 являются неправомерными, поскольку данный срок сокращен на один календарный день, что нарушает требования части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы о том, что аукционная документация содержит отсылку на положения Закона о контрактной системе вместо указания требуемой информации в извещении о требованиях к участникам закупки, а также что заказчиком в проект муниципального контракта не включена формула расчета размера пени, признаны необоснованными в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
Таким образом, жалоба должна содержать доводы, указывающие на нарушение прав и законных интересов заявителя действиями (бездействием) заказчика, а также на нарушения норм Закона о контрактной системе, в частности на момент рассмотрения дела по существу должны иметься объективные причины, нарушившие права и законные интересы заявителя и, как следствие, послужившие основанием для подачи жалобы заявителем в антимонопольный орган.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку предполагается, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение пункта 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, заявитель указывает, что в нарушение пункта 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в пункте 21 раздела 1 "Информационная карта" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе содержится отсылка на положения Закона о контрактной системе вместо указания требуемой информации в извещении о требованиях к участникам закупки. Также РО ООД "Народный фронт "За Россию" в РС (Я) отмечает, что в нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проект муниципального контракта не включена формула расчета размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Распоряжением Главы Администрации МО "Верхоянский район" РС (Я) от 18 февраля 2016 года N113-РА "О внесении изменений в документацию об электронном аукционе на строительство объектов для проведения Ысыаха Олонхо-2016 (строительство объекта "Концертная площадка с танцполом") заказчиком были внесены изменения в документацию об электронном аукционе,
Материалами дела установлено, что заказчиком 19 февраля 2016 года внесены изменения в положения аукционной документации, в частности, пункт 21 раздела 1 "Информационная карта" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе, а также раздел 9 "Ответственность сторон" проекта муниципального контракта изложены в новой редакции, соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия Якутского УФАС России признает доводы второй и третий жалобы РО ООД "Народный фронт "За Россию" в РС (Я) необоснованными в связи с тем, что они не содержат доводов, указывающих на нарушение прав и законных интересов участников закупки действиями (бездействием) заказчика, а также на нарушения норм Закона о контрактной системе на момент рассмотрения дела по существу.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
В силу пункта 6 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Согласно изменению извещения о проведении электронного аукциона NИИ1 для закупки N 0116300039616000002, размещенного на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru 18 февраля 2016 года, дата и время начала подачи заявок установлено: 12 февраля 2016 года 16 часов 55 минут, дата и время окончания подачи заявок - 26 февраля 2016 года 21 часов 00 минут.
Согласно изменению извещения о проведении электронного аукциона NИИ2 для закупки N 0116300039616000002, размещенного на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru 19 февраля 2016 года, дата и время начала подачи заявок установлено: 12 февраля 2016 года 16 часов 55 минут, дата и время окончания подачи заявок - 27 февраля 2016 года 21 часов 00 минут.
Дата начала подачи заявок (12 февраля 2016 года), указанной в действующей редакции изменения извещения о проведении электронного аукциона NИИ2, не соответствует дате публикации данного документа на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (19 февраля 2016 года).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В связи с вышеизложенным, Комиссия признает действия заказчика неправомерными, нарушающими требования пункта 6 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку установление даты начала подачи заявок без учета ранее принятых изменений извещения о проведении электронного аукциона, нарушает право участника закупки на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупки.
Кроме того, согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
12 февраля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0116300039616000002 о проведении электронного аукциона на строительство объектов для проведения Ысыаха Олонхо-2016 (строительство объекта "Концертная площадка с танцполом").
Дата и время начала подачи заявок установлено: 12 февраля 2016 года 15 часов 55 минут, дата и время окончания подачи заявок - 19 февраля 2016 года 18 часов 00 минут.
В нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчиком изменение извещения о проведении электронного аукциона NИИ1 для закупки N 0116300039616000002 размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru 18 февраля 2016 года, то есть в день окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании вышеуказанного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу о том, что действия заказчика Администрация МО "Верхоянский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на строительство объектов для проведения Ысыаха Олонхо-2016 (строительство объекта "Концертная площадка с танцполом") (извещение N 0116300039616000002) повлекли за собой нарушения положений пункта 6 статьи 42, части 2 статьи 63, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а
1. Признать жалобу РО ООД "Народный фронт "За Россию" в РС (Я) на действия заказчика Администрации МО "Верхоянский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на строительство объектов для проведения Ысыаха Олонхо-2016 (строительство объекта "Концертная площадка с танцполом") (извещение N 0116300039616000002) частично обоснованной в части неправомерного сокращения срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
2. Признать заказчика Администрацию МО "Верхоянский район" РС (Я) нарушившей требования пункта 6 статьи 42, части 2 статьи 63, части 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации МО "Верхоянский район" РС (Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии М.Н. Петухова
В.А. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 февраля 2016 г. N 06-92/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2016