Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 февраля 2016 г. N 06-96/16т
изготовлено в полном объеме 01 марта 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЛЕГАТ" (далее также - ООО "ЛЕГАТ", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее по тексту решения - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика муниципального казенного учреждения "Управление строительного комплекса" Муниципального района "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия)" (далее по тексту решения - МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус (район) РС(Я), заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей заказчика,
рассмотрев жалобы ООО "ЛЕГАТ", ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус (район) РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с.Тюбяй, Сунтарского улуса (извещение N 0316300134416000007), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
17 февраля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "ЛЕГАТ", ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус (район) РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с.Тюбяй, Сунтарского улуса (извещение N 0316300134416000007).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 25 февраля 2016 года в 10 часов 00 минут.
В связи с необходимостью объективного рассмотрения жалоб, в целях истребования у заказчика дополнительных документов, в рассмотрении дел объявлен перерыв до 25 февраля 2016 года 17 часов 00 минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела доводы жалоб заявителей были оглашены в полном объеме.
Как следует из текста жалобы ООО "ЛЕГАТ" заявителем обжалуются положения аукционной документации, а именно:
1. Отсутствие в аукционной документации сроков начала и окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации;
2. Установление заказчиком требования о наличии у участников закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске лишь к организации видов работ, являющихся предметом закупки.
Как следует из текста жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" заявителем обжалуются положения аукционной документации, а именно:
1. Отсутствие в аукционной документации сроков начала и окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации;
2. Ненадлежащее установление в проекте контракта условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
3. Наличие разночтений в аукционной документации и проекте контракта в части требований, установленных заказчиком, о предоставлении участниками закупки свидетельств, выданных саморегулируемой организацией - в аукционной документации такое требование отсутствует, а в проекте контракта установлено.
Просят признать жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из письменных пояснений заказчика следует, что заказчик с доводами жалоб не согласен по следующим основаниям:
1. В разделе 10 аукционной документации "Разъяснение положений аукционной документации" указано следующее: "10.1. Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение электронного аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
10.2. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в п. 10.1 настоящей статьи настоящей документации об электронном аукционе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
10.3. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.".
Таким образом, заказчиком надлежащим образом выполнены требования Закона о контрактной системе в части указания порядка и сроков дачи участникам электронного аукциона разъяснений положений аукционной документации.
2. В разделе 15 проекта муниципального контракта "Ответственность сторон" заказчиком включено условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
3. Заказчиком, во исполнение требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе были установлены требования к участникам закупки в части соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся предметом закупки - о предоставлении копий свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к организации работ, являющихся предметом закупки.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
03 февраля года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" опубликовано извещение N 0316300134416000007 о проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с.Тюбяй, Сунтарского улуса, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 600 000,00 рубль.
19 февраля 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316300134416000007-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 4 (четыре) заявки, с номерами 1, 3, 4 и 6. Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, приняла решение о признании соответствующими таким требованиям заявки участников с номерами 1 и 2, несоответствующими - заявки участников с номерами 4 и 6.
24 февраля 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0316300134416000007-2. Согласно указанному протоколу минимальные предложения о цене контракта, поступившие от участников электронного аукциона выглядят следующим образом:
п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
4 505 017.75 |
понижение |
19.55 % |
24.02.2016 05:40:07 |
2 |
2 |
4 533 017.75 |
понижение |
19.05 % |
24.02.2016 05:33:50 |
1 |
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ЛЕГАТ" обоснованной, а жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" частично обоснованной на основании следующего:
Содержание аукционной документации регламентируется статьей 64 Закона о контрактной системе.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с.Тюбяй, Сунтарского улуса (изв. N 0316300134416000007) не содержит указания даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Первый довод жалобы ООО "ЛЕГАТ", а также первый довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признаются обоснованными.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063.
В соответствии с пунктом 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Как установлено материалами дела начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 600 000,00 руб.
Между тем, из материалов дела следует, что в разделе 15 "Ответственность сторон" проекта муниципального контракта на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с.Тюбяй, Сунтарского улуса указаны следующие размеры штрафов за ненадлежащее исполнения обязательство по контракту:
- 5 % цены контракта в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств;
- 2 % от цены контракта в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств.
Из смысла части 4 статьи 34 закона о контрактной системе следует, что размер штрафов, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров штрафов целесообразно считать включение в проект контракта:
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, в соответствии с подпунктами "а" - "г" пункта 5 Правил;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, в соответствии с подпунктами "а" - "г" пункта 4 Правил.
Поскольку в проекте муниципального контракта на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с.Тюбяй, Сунтарского улуса не указаны размеры штрафов, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, заказчик признается нарушившим часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе. Второй довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается обоснованным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как следует из материалов дела, заказчиком в разделе V "Техническая часть" документации электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с.Тюбяй, Сунтарского улуса, установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к видам работ, указанных в перечне видов работ которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном приказом Министерства регионального развития РФ N624 от 30.12.2009г., со следующим видом работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3 Жилищно-гражданское строительство.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске ко всем выполняемым видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, но, при этом, обязан иметь такое свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. к осуществлению генерального подряда.
Между тем, из раздела V "Техническая часть" документации электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с.Тюбяй, Сунтарского улуса следует, что перечень работ, на которые могут быть привлечены субподрядные организации заказчиком не установлен.
Из положений проекта муниципального контракта также не следует, что в целях выполнения работ, являющихся предметом закупки, участнику закупки, с которым заключается контракт, надлежит привлекать субподрядные организации.
Следовательно, заказчик устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств, выданных саморегулируемой организацией о допуске к определенным видам работ обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в извещении о проведении электронного аукциона участник закупки должен иметь допуск к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (п. "33" Приказа N 624).
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в установлении требований к участникам закупки о предоставлении свидетельства выданного саморегулируемой организацией только лишь о допуске к организации определенных видов работ, тогда как положениями аукционной документации и проекта контракта допускается, что работы, являющиеся предметом контракта могут быть выполнены собственными силами подрядчика, нарушают положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Второй довод жалобы ООО "ЛЕГАТ" признается обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, требования, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - о предоставлении свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, заказчиком к участникам закупки установлены.
Материалами дела установлено, что заказчиком в пункте 13 раздела III "Информационная карта инструкции участникам закупки" аукционной документации установлены следующие требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе:
"Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;
2. документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3.1.1 настоящей документации об электронном аукционе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3.1.2 - 3.1.7 статьи 3 настоящей документации об электронном аукционе;
3. копии документов, подтверждающих соответствие работ требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации - данное требование не установлено;
4. решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой - данное требование не установлено;
5. документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, или копии этих документов - данное требование не установлено;
6. документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, или копии этих документов - данное требование не установлено.
7. декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ - данное требование установлено.".
В соответствии с пунктом 3.1.1 документации электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с.Тюбяй, Сунтарского улуса (извещение N 0316300134416000007) при осуществлении данной закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, заказчиком, требование о предоставлении участниками закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, установлено и в аукционной документации, и в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации.
Третий довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается необоснованным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться, в том числе, информация указанная в статье 42 названного Федерального закона.
Пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.
Как установлено материалами дела, в извещении о проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с.Тюбяй, Сунтарского улуса в пункте "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" указана ссылка на пункты аукционную документацию.
Между тем, отсылка на положения документации о проведении закупки вместо указания требуемой информации о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке не является надлежащим исполнением положений Закона о контрактной систем.
Заказчиком нарушен пункт 7 статьи 42, часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из текста извещения, положений документации об электронном аукционе, а также из пояснений заказчика, требования, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, к участникам закупки установлены.
Между тем, в извещении отсутствует исчерпывающий перечень документов, который надлежит представить участникам закупки в целях подтверждения своего соответствия установленным требованиям.
Заказчиком нарушено положение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Материалами дела установлено следующее:
- заказчиком в пункте 14 раздела V аукционной документации "Техническая часть" указано слово "ИЗОСПАН С" без оговорки "или эквивалент".
- заказчиком в пунктах 30, 32, 33, 35, 37 и 38 раздела V аукционной документации "Техническая часть" указаны слова: "ИЗОСПАН В", "ИЗОВЕР", "ИЗОСПАН А" без сопровождения словами "или эквивалент".
Согласно данным из открытых реестров товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, размещенным на официальном сайте Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" (www.fips.ru) слова "ИЗОСПАН" и "ISOVER" являются наименованиями товарных знаков. Правообладателем товарного знака "ИЗОСПАН" является Общество с ограниченной ответственностью "Гекса - нетканые материалы" (номер регистрации 472118), правообладателем товарного знака "ISOVER" является Изовер Сэн-Гобэн, с.а. (номер регистрации 80516).
Доказательств того, что другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, не имеется заказчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, действия заказчика, указавшего в аукционной документации товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент", при том, что стоимость товаров, используемых при выполнении строительных работ входит в стоимость контракта, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛЕГАТ" на действия заказчика муниципального казенного учреждения "Управление строительного комплекса" Муниципального района "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с.Тюбяй, Сунтарского улуса (извещение N 0316300134416000007) обоснованной.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика муниципального казенного учреждения "Управление строительного комплекса" Муниципального района "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с.Тюбяй, Сунтарского улуса (извещение N 0316300134416000007) частично обоснованной.
3. Признать заказчика муниципальное казенное учреждение "Управление строительного комплекса" Муниципального района "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия)" нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 4 статьи 34, пункт 7 статьи 42, пункт 6 части 5, а также часть 5 статьи 63, пункт 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику муниципальному казенному учреждение "Управление строительного комплекса" Муниципального района "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия)", а также аукционной комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 февраля 2016 г. N 06-96/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2016