Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 февраля 2016 г. N 06-103/16т
изготовлено в полном объеме 02 марта 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Саввиновой Ю.И. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Ивановой В.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также - ООО "Стройинвест", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от заказчика Федерального бюджетного учреждения "Администрации Ленского бассейна" (далее также - Администрация, заказчик): Мишина Г.М. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Федерального бюджетного учреждения "Администрации Ленского бассейна" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение изыскательских и проектных работ по объектам капитального строительства, мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), объектам недвижимого имущества включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов "Реконструкция ведомственной технологической связи Ленского бассейна" (извещение N 0316100015216000019), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
18 февраля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика Федерального бюджетного учреждения "Администрации Ленского бассейна" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение изыскательских и проектных работ по объектам капитального строительства, мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), объектам недвижимого имущества включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов "Реконструкция ведомственной технологической связи Ленского бассейна" (извещение N 0316100015216000019).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 26 февраля 2016 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы возражений от заинтересованных лиц не поступило.
Из жалобы ООО "Стройинвест" следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации, а именно следующее.
1. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе закреплено обязательное условие о том, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Таким образом, любой участник закупки, ознакомившись с опубликованной закупочной документацией на Официальном сайте, в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об аукционе.
Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос регламентированы частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В документации заказчика информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке отсутствует.
Таким образом, Заказчик нарушает требования Закона о контрактной системе, закрепленное пунктом 11 части 1 статьи 64 и лишает участников закупки возможности оценить свои силы до подачи заявки на участие в аукционе.
2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правилами утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее - Правила N 1063), в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил N 1063 устанавливают указание различных размеров штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами N 1063 для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Однако в проекте контракта заказчика данное условие, предписанное Правилами, не выполняется.
На основании выше изложенного просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации пояснила следующее.
1. С доводом жалобы о дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации согласны.
2. С доводом жалобы об отсутствии в проекте контракта размеров штрафов в случае ненадлежащего исполнения поставщиком, заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, об отсутствии значений размеров штрафа, предусмотренных для каждого порогового значения цены контракта не согласна на основании следующего.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном в Правилах N 1063 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения.
Правила устанавливают порядок определения в контракте (не в проекте контракта) фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств.
Подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.
Фиксированный размер штрафа возможно установить только после определения цены контракта по итогам проведения торгов.
Обязанность по установлению в проекте контракта под отлагательным условием всех возможных значений размеров штрафа, предусмотренных Правилами для каждого порогового значения цены контракта, не предусмотрена как Законом о контрактной системе, так и вышеуказанными Правилами.
Раздел 7 проекта контракта по электронному аукциону на право заключения контракта на выполнение изыскательских и проектных работ по объектам капитального строительства, мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), объектам недвижимого имущества включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов "Реконструкция ведомственной технологической связи Ленского бассейна" (извещение N 0316100015216000019) во исполнение требований частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе содержит обязательное условие об ответственности заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
25 января 2016 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" заказчиком опубликованы извещение N 0316100015216000019 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение изыскательских и проектных работ по объектам капитального строительства, мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), объектам недвижимого имущества включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов "Реконструкция ведомственной технологической связи Ленского бассейна" и аукционная документация.
28 января 2016 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru заказчиком размещен документ "Изменения извещения о проведении электронного аукциона NИИ1".
02 февраля 2016 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 02.02.2016 NРД1".
02 февраля 2016 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 02.02.2016 NРД2".
03 февраля 2016 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru заказчиком размещен документ "Изменения извещения о проведении электронного аукциона NИИ2".
04 февраля 2016 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе NРД3".
05 февраля 2016 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе NРД4".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 18 977 023, 00 рублей.
19 февраля 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316100015216000019-1.
Согласно указанному протоколу от оператора электронной площадки поступило 9 (девять) заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Аукционной комиссией принято решение допустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
24 февраля 2016 года проведена процедура электронного аукциона. Предложения участников закупки выглядят следующим образом.
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
1 |
Участник N7 |
24-02-2016 12:26:51 [GMT +9] |
2 000 000.00 |
RUR |
Заявка N7 |
2 |
Участник N5 |
24-02-2016 12:26:29 [GMT +9] |
2 905 014.88 |
RUR |
Заявка N5 |
3 |
Участник N9 |
24-02-2016 12:01:36 [GMT +9] |
7 405 014.88 |
RUR |
Заявка N9 |
4 |
Участник N4 |
24-02-2016 11:43:28 [GMT +9] |
10 810 029.76 |
RUR |
Заявка N4 |
5 |
Участник N2 |
24-02-2016 12:46:34 [GMT +9] |
12 600 000.00 |
RUR |
Заявка N2 |
6 |
Участник N1 |
24-02-2016 11:35:41 [GMT +9] |
12 635 267.84 |
RUR |
Заявка N1 |
7 |
Участник N6 |
24-02-2016 11:45:49 [GMT +9] |
15 197 618.40 |
RUR |
Заявка N6 |
8 |
Участник N3 |
24-02-2016 11:26:33 [GMT +9] |
17 285 029.76 |
RUR |
Заявка N3 |
Срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на момент рассмотрения жалобы не истек.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта заказчиком приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной на основании следующего.
1. Довод заявителя об отсутствии в проекте контракта значений размеров штрафа, предусмотренных для каждого порогового значения цены контракта, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063.
В соответствии с пунктом 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Как установлено материалами дела начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 977 023,00 руб.
Также из материалов дела следует, что в проекте контракта на выполнение изыскательских и проектных работ "Реконструкция ведомственной технологической связи Ленского бассейна" не указаны размеры штрафов, предусмотренных Правилами.
Из смысла части 4 статьи 34 закона о контрактной системе следует, что размер штрафов, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров штрафов целесообразно считать включение в проект контракта:
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента от цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, в соответствии с подпунктами "а" - "г" пункта 4 Правил.
Поскольку в проекте контракта на выполнение изыскательских и проектных работ "Реконструкция ведомственной технологической связи Ленского бассейна" не указаны размеры штрафов, предусмотренных Правилами заказчик признается нарушившим часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Довод заявителя о том, что в аукционной документации отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Из смысла указанной статьи следует, что в аукционной документации должны содержаться даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации.
Из материалов дела следует, что аукционная документация содержит порядок подачи запросов о разъяснении положений аукционной документации, но при этом отсутствуют даты начала и окончания сроков предоставления участникам закупки разъяснений аукционной документации.
Таким образом, заказчик признается нарушившим пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, из материалов дела следует, что со 02 февраля 2016 года по 05 февраля 2016 года поступило четыре запроса о разъяснении положений аукционной документации. Ответы на данные запросы участников закупки Администрацией даны. Сведений о том, что указанное нарушение привело к нарушению прав и законных интересов заявителя в жалобе не содержится.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Федерального бюджетного учреждения "Администрации Ленского бассейна" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение изыскательских и проектных работ по объектам капитального строительства, мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), объектам недвижимого имущества включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов "Реконструкция ведомственной технологической связи Ленского бассейна" (извещение N 0316100015216000019) обоснованной.
2. Признать заказчика Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Ленского бассейна" нарушившим часть 4 статьи 34, пункт 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Федеральному бюджетному учреждению "Администрации Ленского бассейна" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Ю.И. Саввинова
В.А. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 февраля 2016 г. N 06-103/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2016