Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 января 2016 г. N 06-41/16т
изготовлено в полном объеме 02февраля2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н.-главногогосударственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Стройинвест"(далее также -ООО "Стройинвест", Общество, заявитель):не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от заказчикаАдминистрации муниципального образования "Поселок Айхал"Мирнинского района Республики Саха (Якутия)(далее также -Администрация,заказчик):представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
рассмотревжалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Айхал"Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "22-х квартирный жилой дом в п. АйхалМирнинского района РС(Я)" (под ключ) (извещение N 0116300010715000101),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
21января2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Стройинвест" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Айхал" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "22-х квартирный жилой дом в п. АйхалМирнинского района РС(Я)" (под ключ) (извещение N 0116300010715000101).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 28января2015 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы возражений от заинтересованных лиц не поступило.
Из жалобы ООО "Стройинвест" следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации, а именно следующее.
1.Проект контракта содержит условие:"14.8. В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем своих обязательств по настоящему Контракту, Исполнитель обязан в течение 5 рабочих дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Контракта в соответствии с требованиями настоящего Контракта".
Поскольку у заказчика имеется возможность удостовериться в действительности банковской гарантии до заключения контракта и убедиться, что срок ее действия соответствует требованиям Закона о контрактной системе, то любое расширительное толкование договора в данном случае считают недопустимым и возлагающим на участника дополнительную нецелесообразную обязанность и ответственность.
2.В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.Между тем в проекте контракта не указана вышеназванная информация.
3. В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системеесли при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта вразмере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 млн., но при этом заказчиком предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Из письменных поясненийАдминистрации следует, что заказчик не согласен с жалобой по следующим основаниям.
1. Из пункта 14.8 проекта контракта следует, что данное положение не дает право требовать, а предусматривает обязанность со стороны исполнителя предоставить обеспечение в случае если оно перестало обеспечивать исполнение. Указание заявителя на то, что заказчик пытается ограничить выбор обеспечения исполнения не соответствует действительности, поскольку выбор обеспечения исполнения в соответствии с пунктом 14.8 проекта контракта остается за исполнителем. Кроме того,Законом о контрактной системене устанвлено запрета на требование заказчика о замене банковской гарантии в случае отзыва лицензии у банка или в случае банкротства банка.Контракт по своей сути регулирует договорные отношения между сторонами, и в соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса РФ данный пункт полностью соответствует основным началам гражданского законодательства, т.е. свободе заключения договора.
2. Срок исполнения контракта ни несколько дней, а 9 месяцев и в данной ситуации говорить о рисках возникающих при возврате обеспечения исполнения контракта не приходится, так же обеспечение исполнение контракта перечисляется исполнителем на специальный счет и заказчик данными средствами не может распоряжаться в своих интересах вследствие чего со стороны заказчика преднамеренной затяжки времени возврата обеспечения исполнения не представляется целесообразным и, как правило, возврат обеспечения происходит после подписания соответствующих документов о приемке выполненных работ вместе с последним платежом по контракту.
Кроме того при сомнении со стороны исполнителя в добросовестности заказчика пунктом 4 статьи 70 Законом о контрактной системе предусмотрено устранение подобных нюансов посредством подписания протокола разногласий. Не стоит забывать, что обеспечение надлежащего исполнения обязательства, о котором идет речь в вопросе, по своей правовой природе является дополнительным (акцессорным) обязательством, то есть следует судьбе основного обязательства, исполнение которого оно призвано обеспечивать. Соответственно, с прекращением основного обязательства прекращается и сопутствующее ему обязательство. Другими словами, в отсутствие основного обязательства не может существовать и дополнительное обязательство.
Таким образом, после надлежащего исполнения исполнителем своих обязательств по контракту, в обеспечение которых были внесены денежные средства, эти средства утратят свою обеспечительную функцию, следовательно, с этого момента отпадают правовые основания для удержания заказчиком суммы обеспечения. Таким образом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, должны быть возвращены заказчиком в разумный срок после исполнения обязательств, которые они обеспечивают независимо от наличия в контракте условия о сроках возврата таких средств.
3. Данный факт ни дает никакихпреимуществ какому либо участнику закупки и распространяется на всех участников закупки.Кроме того, в извещении о проведении электронного аукциона указано, что обеспечение исполнения контракта представляется с учетом части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
26декабря2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ"заказчикомопубликовано извещение N0116300010715000101о проведении электронного аукционана выполнение работ по строительству объекта: "22-х квартирный жилой дом в п. АйхалМирнинского района РС(Я)" (под ключ)и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила37 388 300,76рублей.
25января2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300010715000101-1.
Согласно указанному протоколу от оператора электронной площадки поступило 2 (две) заявки с порядковыми номерами 2, 3.
Аукционной комиссией принято решение допустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
28января 2016 года проведена процедура электронного аукциона. Предложения участников закупки выглядят следующим образом.
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
33225743.00 |
понижение |
11.13 % |
28.01.2016 07:48:40 |
3 |
33820858.55 |
понижение |
9.54 % |
28.01.2016 07:45:44 |
2 |
Срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на момент рассмотрения жалобы не истек.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта заказчиком приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобуООО "Стройинвест" частичнообоснованной на основании следующего.
1. Довод заявителя о том, что проект контракта содержит неправомерные условия в отношении банковской гарантии, признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 14.8 проекта контракта установлено следующее:"В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем своих обязательств по настоящему Контракту, Исполнитель обязан в течение 5 рабочих дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Контракта в соответствии с требованиями настоящего Контракта".
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определённого в гарантии срока, на который она выдана.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определённого в гарантии срока, на который она выдана.
Поскольку срок, на который выдана гарантия, является существенным условием гарантийного обязательства, следовательно, если обеспечение исполнение контракта перестало быть действительным, закончило своё действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, заказчик вправе включить в контракт условие об обязании подрядчика представить государственному заказчику надлежащее обеспечение исполнение контракта.
Такое обеспечение на защиту интересов заказчиков от действий недобросовестных участников закупки и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов, поскольку предоставление гарантии является косвенным подтверждением финансовой состоятельности организации и наличия у неё намерения исполнить контракт.
Таким образом, установление заказчиком в проекте контракта требования о замене банковской гарантии в случае прекращения ее действия не противоречит Закону о контрактной системе.
Кроме того, как указано выше, согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системевыбор способа обеспечения остается за участников закупки.
Таким образом, доводзаявителя не нашел своего подтверждения.
2. Довод заявителя о том, что проект контракта не содержит условия о сроках возврата заказчиком участнику закупки денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, признанобоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 14.6 проекта контракта установлено следующее: "Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения Контракта, возвращаются Исполнителю при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по настоящему Контракту, денежные средства возвращаются по реквизитам, указанным Исполнителем в настоящем муниципальном контракте".
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, из пункта 14.6 проекта контракта отсутствует сроквозврата заказчиком участнику закупки денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта после надлежащего исполнения контрактных обязательств.
3. Довод заявителя о том, что заказчиком неправомерно предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающую добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системеесли при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта вразмере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0116300010715000101начальная (максимальная) цена контракта составила 37 388 300,76рублей.
Следовательно, применению подлежит часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Между тем, в нарушение части 1 статьи 37 Закона о контрактной системепунктом 14.1. проекта контракта установлено следующее: "В случае если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов, ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 ФЗ N44".
При этом, согласно протоколу проведения электронного аукциона от 28.01.2016 года N0116300010715000101-2 никто из участников закупки не предложил цену, которая на двадцать пять и более процентов, ниже начальной (максимальной) цены контракта.Следовательно, положения части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в данном случае не подлежат применению, и вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты закупки. В связи с чем, выдача предписания об устранении данного нарушения нецелесообразна.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Айхал" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "22-х квартирный жилой дом в п. АйхалМирнинского района РС(Я)" (под ключ) (извещение N 0116300010715000101) частично обоснованной в части отсутствия в проекте контракта условия о сроках возврата заказчиком участнику закупки денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, а также возможности представления в качестве обеспечения исполнения контракта информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта
2. Признать заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Айхал" Мирнинского района Республики Саха (Якутия)нарушившимчасть 27 статьи 34, часть 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального образования "Поселок Айхал" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) предписание об устранении нарушения части 1 статьи 37Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 января 2016 г. N 06-41/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.02.2016