Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 января 2016 г. N 06-31/16т
изготовлено в полном объеме 02 февраля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Саввиновой Ю.И. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Частного охранного предприятия "Гром+" (далее также - ООО ЧОП "Гром+", заявитель): Гончаров В.В. (представитель по доверенности), Санников А.П. (директор);
от конкурсной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, конкурсная комиссия): Попов С.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" (далее также - ГБУ РС(Я) "РБ N2-ЦЭМП", заказчик): Филиппова А.Н. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "Гром+" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание услуг охраны (извещение N 0116200007915010765), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
21 января 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО ЧОП "Гром+" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание услуг охраны (извещение N 0116200007915010765).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 28 января 2016 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представителями заявителя приведены следующие доводы жалобы.
Заявка заявителя была неправомерно отклонена конкурсной комиссией по тому основанию, что копия платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, не была заверена банком.
Между тем, в Законе о контрактной системе были внесены изменения в части того, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
Прилагают копию платежного поручения, скриншоты с личного кабинета в системе "Сбербанк Бизнес Онлайн", копию письма заказчика, адресованного уполномоченному органу (исх. N 85 от 20.01.2016 года, вх. от 20.01.2016 года), в подтверждение исполнения данного платежного поручения.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа не согласился с жалобой и пояснил следующее.
В силу части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе (в редакции до 01 января 2016 года) заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В подпункте "м" пункта 1 подраздела 3 раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" части 1 конкурсной документации установлено аналогичное пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе (в редакции до 01 января 2016 года) требование.
Участником закупки ООО ЧОП "Гром+" представлена копия (распечатка) платежного поручения в электронном виде, не заверенная банком в установленном порядке.
Согласно пункту 1.9 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (далее - Положение), утвержденного Центральным банком РФ 19.06.2012 N383-П, перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.
Согласно пункту 1.10 Положения перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к настоящему Положению.
Согласно пункту 1.23 Положения банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.
Согласно пункту 5.4 Положения платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.
Согласно пункту 5.3 Положения реквизиты, форма (для платежного поручения на бумажном носителе), номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1-3 к настоящему Положению.
В соответствии с приложением 1 к Положению на платежном поручении на бумажном носителе проставляется штамп банка и подпись уполномоченного лица банка.
Исходя из вышеизложенного следует, что препятствий для получения платежного поручения на бумажном носителе с соответствующими отметками банка у заявителя не имелось.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Исходя из положений части 1 статьи 49, подпункта 3 части 3 статьи 49, части 1 и части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе следует, что заявки могут быть поданы как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Однако в соответствии с этими же положениями закона способ подачи заявок определяется заказчиком (уполномоченным органом). Таким образом, условие части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" о равнозначности ЭП и рукописной подписи не действует в отношении конкурсов, где выбран способ подачи заявок на бумажном носителе.
Извещение о проведении закупки и документация об открытом конкурсе размещены 15 декабря 2015 года, то есть в соответствии с редакцией Закона о контрактной системе, действовавшей до 01 января 2016 года.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в п.п. 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса.
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Из указанных норм закона о контрактной системе и Гражданского кодекса РФ следует, что изменения, внесенные в пункт 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не действуют на документацию, размещенную до 01 января 2016 года.
Считает, что при таких обстоятельствах, конкурсная комиссия уполномоченного органа обоснованно отклонила заявку ООО ЧОП "Гром+" на основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием требованиям конкурсной документации.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила следующее.
Считает, что, в силу факта перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе на счет заказчика, такую заявку следует признать соответствующей.
Просит выдать предписание о проведении процедуры рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе заново.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
15 декабря 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликованы извещение N 0116200007915010765 о проведении открытого конкурса на оказание услуг охраны и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 988 800 рублей 00 копеек.
14 января 2016 года проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подано 5 (пять) заявок с номерами 01-20/35 (ООО ЧОП "Гром+"), 01-20/49, 01-20/59, 01-20/62, 01-20/64.
18 января 2016 года проведена процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПРО1.
Согласно указанному протоколу конкурсная комиссия приняла решение признать заявки всех участников закупки не соответствующими требованиям, установленным в конкурсной документации.
Открытый конкурс признан несостоявшимся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО ЧОП "Гром+" необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует действия конкурсной комиссии в части отклонения заявки на участие в открытом конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе заявка участника закупки с номером заявки 01-20/35 (ООО ЧОП "Гром+") признана не соответствующими требованиям, установленным в конкурсной документации, по следующему основанию: "Заявка не соответствует требованиям извещения\документации.
На основании части 3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заявка признана не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией. Представленный документ (копия платежного поручения), подтверждающий перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе не заверен банком в нарушение подпункта "м" пункта 1 подраздела 3 раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" части 1 документации об открытом конкурсе".
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 390-ФЗ) внесены следующие изменения "пункт 5 части 2 статьи 51 изложить в следующей редакции: 5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона)".
Таким образом, согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
Между тем, согласно Закону N 390-ФЗ указанные изменения вступают в силу с 1 января 2016 года.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Частью 3 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы. Предоставление конкурсной документации (в том числе по запросам заинтересованных лиц) до размещения извещения о проведении открытого конкурса не допускается.
15 декабря 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликованы извещение N 0116200007915010765 о проведении открытого конкурса на оказание услуг охраны и конкурсная документация.
Извещением N 0116200007915010765 о проведении открытого конкурса на оказание услуг охраны установлены следующие дата и время начала подачи заявок - 16.12.2015 09:00.
Таким образом, конкурсная документация была разработана в соответствии с действующими на момент ее размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru положениями Закона о контрактной системе, согласно которым заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, конкурсная комиссия при рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе руководствуется положениями конкурсной документации.
Из материалов дела установлено, что в подпункте "м" пункта 1 подраздела 3 "Требования к составу заявки на участие в конкурсе" раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" конкурсной документации указано, что заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия)".
Также в подразделе 3 "Требования к составу заявки на участие в конкурсе" раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" конкурсной документации указано, что внесение обеспечения заявки осуществленного посредством денежного перевода в электронном виде подтверждается воспроизведенной на бумажном носителе копией платежного поручения по установленной форме и заверенной печатью банка и собственноручной подписью уполномоченного лица банка в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Центральным банком РФ 19.06.2012 N383-П".
В соответствии с пунктами 1.9, 5.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П (далее - Положение), распоряжение о переводе денежных средств, в том числе платежное поручение, может оформляться в электронном виде.
Распечатанное платежное поручение утрачивает статус электронного документа, признаки которого сформулированы в пункте 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Кроме того, оно не может содержать подтверждение исполнения платежного поручения, поскольку такое подтверждение предоставляется банком плательщика в электронном виде (абзац 2 пункта 4.6 Положения).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством распечатанное на бумажном носителе платежное поручение, исполненное в электронном виде, является копией этого платежного поручения.
При этом, действующим законодательством могут быть установлены требования о предоставлении копии, заверенной банком, в частности, в силу пункта 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе такая копия должна быть заверена банком.
Таким образом, при воспроизведении документа на бумажном носителе форма и реквизиты платежного поручения должны соответствовать требованиям Положения. В качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению и его исполнения согласно пункту 2.13 Положения должны быть проставлены следующие отметки: штамп банка, подпись уполномоченного лица банка, а также дата исполнения.
Аналогичная позиция выражена в письме Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации и письме Якутского отделения N 8603 ПАО "Сбербанк России".
Из материалов дела и пояснения представителя заявителя следует, что представленная в составе заявки заявителя на участие в открытом конкурсе копия платежного поручения от 11.01.2016 года о перечислении денежных средств в качестве обеспечении заявки на участие в открытом конкурса не подтверждена отметками банка в соответствии с пунктом 2.13 Положения, следовательно, прием данного платежного поручения к исполнению и его исполнения не подтвержден.
Таким образом, заявка заявителя правомерно признана конкурсной комиссией не соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации.
Жалоба ООО ЧОП "Гром+" подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО ЧОП "Гром+" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание услуг охраны (извещение N 0116200007915010765) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
Ю.И. Саввинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 января 2016 г. N 06-31/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2016