Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 февраля 2016 г. N К-12/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в присутствии представителя ООО "Домострой", в присутствии представителей ФКУ Упрдор "Черноморье", рассмотрев жалобу ООО "Домострой" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор "Черноморье" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) охраны дорожных сооружений (ИТСО) (извещение N 0318100051216000002) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "Домострой" указывает на следующие нарушения Закона о контрактной системе: 1) Заказчиком неверно установлены требования к содержанию заявки. Из приведенных в составе конкурсной документации формулировок не ясно, что из представленной участником информации является основанием для рассмотрения заявок, а что для оценки, а именно, Заказчик требует описать ход выполняемых работ, в том числе указать цели работы, порядок и последовательность выполнения работ, организационно-технические предложения, описание контролируемых параметров, объемов, систем и методов контроля качества каждого вида работ (услуг), приведенных в Техническом задании (Приложение N 5 к конкурсной документации), методы и способы выполнения работ, применяемые системы контроля качества; 2) В п. 9.1.8 Технического задания указано, что Подрядчику рекомендуется создание подменного фонда оборудования. В данном перечне оборудования присутствуют такие позиции как монитор Samsung S19C450BR, мышь LogitechDesrtop MK120, видеокамера Wat 1000, а также множество других моделей оборудования без указания фразы "или эквивалент". Данные требования нарушают ст. 33 Закона о контрактной системе; 3) Описывая требования к товарам, применяемым при выполнении работ, Заказчик не устанавливает необходимые требования, такие как единицы измерения. Кроме того, описание части товаров носит необъективный характер (например: асфальтобетонная смесь, Плитка прямоугольная, моющие средства, растворы цементные, цифровой видеорегистратор"; 4) В Приложении N 3 к Техническому заданию указан список государственных стандартов. Данные стандарты указаны одним списком, а не по отдельности к каждой позиции, что затрудняет ознакомление с техническим заданием. Кроме того, Заказчиком указан ТУ 3468-005-86419872-2010. Однако, ТУ не относятся к категории государственных стандартов, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Считают, что документация открытого конкурса разработана в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФКУ Упрдор "Черноморье" проводился открытый конкурс на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) охраны дорожных сооружений (ИТСО) (извещение N 0318100051216000002).
Начальная (максимальная) цена контракта - 205 551 611,20 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Согласно п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В Приложении N 3 к Техническому заданию, Заказчиком по позиции "Знаки дорожные" не указана единица измерения размера; по позиции "Барьеры водоналивные" не указаны единицы измерения массы, длины, ширины и высоты; по позиции "Лента оградительная" не указаны единицы измерения ширины и толщины; по позиции "Смеси асфальтобетонные горячие" указано: Должна быть рационально подобранная смесь минеральных материалов щебня и песка с минеральным порошком, с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии. Данное описание товара (материала) не носит объективный характер; по позиции "Барьеры водоналивные", а именно указано: Ширина: должна быть равна значению более четырехсот, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе; по позиции "Плитка прямоугольная, квадратная" указано: ширина шва между плитками: от 2 до 5 мм. Таким образом, Заказчик предъявляет требование к результату работ, а не качественным, техническим и функциональным характеристикам поставляемого товара; по позиции "Моющее средство для стеклянных; зеркальных поверхностей" указано: Массовая доля активного кислорода "(максимальное значение)": Должна быть менее 15%; Массовая доля этилового спирта "(максимальное значение)": Должна быть менее 75%; по позиции "Моющее пенное средство" указано: Массовая доля щелочных компонентов "(максимальное значение)": Должна быть менее 6%; Массовая доля неионогенных поверхностно-активных веществ (НПАВ) "(максимальное значение)": Должна быть 46>%; Массовая доля фосфорсодержащих соединений в пересчете на Р2О5 "(максимальное значение)": Должна быть 23>%; по позиции "Растворы цементные" указано: Массовая доля оксида магния (MgO) в клинкере "(максимальное значение)": не должна быть более 5%; Массовая доля ангидрида серной кислоты(SO3) "(минимальное значение)": 1%; Содержание трех кальциевого алюмината (3CaOxAl2O3) "(максимальное значение)":
8 % по массе.
Предметом контракта не является изготовление товаров. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при подаче заявки иметь в наличии товар, необходимый в процессе выполнения работ, оказания услуг, а также не обязывает производителей доводить до сведения неопределенного круга лиц конкретные характеристики материала, товара. Заказчик после оказанных услуг не сможет немедленно проверить достоверность представленных в заявке значений по требуемым характеристикам. Кроме того, по условиям контракта производится приемка услуг в части соответствия их качества, количества и объема. В связи с чем, подобные требования документации создают ситуацию, при которой приоритет имеет формальное заполнение заявки, а не достоверность сведений и (или) информации, указанной в заявках.
В Приложении N 3 к Техническому заданию, Заказчиком указан ТУ 3468-005-86419872-2010. Однако, ТУ не относятся к категории государственных стандартов, что нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В п. 9.1.8. Приложения N 5 к Техническому заданию Заказчиком указано, что Подрядчику рекомендуется создание подменного фонда оборудования для оперативного и своевременного восстановления вышедших из строя систем, в соответствии с имеющейся на объекте Подрядчика документацией. Подменный фонд формируется и хранится на складе Подрядчика.
Заказчиком установлен перечень конкретного подменного оборудования, состоящий из 80-ти позиций, в том числе монитор Samsung S19C450BR, мышь LogitechDesrtop MK120, видеокамера Wat 1000 и т.д.
Представители Заказчика пояснили, что указанное подменное оборудование необходимо в случае выхода из строя оборудования, имеющегося у Заказчика. данное оборудование должно храниться на складе Подрядчика в течение всего периода выполнения работ.
Вместе с тем, подменное оборудование не является предметом настоящего контракта, а также не заложено в расчет начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 9) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки (ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе).
П. 21.7 конкурсной документации установлены критерии оценки заявок и величины значимости критериев, а именно:
Критерий |
Величина значимости критерия |
|
Стоимостные критерии оценки: | ||
1 |
Цена контракта |
60% |
Нестоимостные критерии оценки: | ||
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
35% |
2.1. |
Качество работ |
35% |
3 |
Квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: |
5% |
3.1. |
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
5% |
Всего: |
100% |
П. 21.9 конкурсной документации установлено: В рамках критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" оценивается соответствие описания участником открытого конкурса выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ), требованиям, которые изложены в разделе 17 настоящей конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника открытого конкурса развернутого описания по каждой позиции, указанной в Техническом задании (Приложение N 5 к конкурсной документации), а именно, описание предложения о качестве выполняемых работ, в том числе: цель, описание последовательности и порядка выполнения работ, с детализацией организационно-технических предложений, в том числе описание контролируемых параметров, объемов, систем и методов контроля качества каждого вида работ (услуг), приведенных в Техническом задании (Приложение N5 к конкурсной документации); полнота учета технических требований, установленных Техническим заданием (Приложение N5 к конкурсной документации), применяемые методы и способы выполнения работ, описание применяемой в организации системы контроля качества:
Максимальное количество баллов по данному критерию - 100 баллов.
Критерий |
Показатели критерия оценки |
Баллы |
"Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
Описание предложения о качестве выполняемых работ не представлено или описание предложения о качестве выполняемых работ представлено без учета и (или) в нарушение требований технического задания; либо представлено только скопированное техническое задание. |
0 |
Описание предложения о качестве выполняемых работ представлено с учетом требований технического задания. Технические требования и технология выполнения работ учтены не полностью; организационно-технические предложения и методология выполнения работ не представлены или недостаточно детализированы. Описание последовательности и порядка выполнения работ, представлены не по каждому виду работ, приведенных в Техническом задании. Не представлено детальное описание системы контроля качества, применяемой в организации. |
10 |
|
Описание предложения о качестве выполняемых работ представлено с учетом требований технического задания. По каждому пункту технического задания представлено подробное описание выполнения работ. Участником полностью учтены требования и технология выполнения работ, проработаны организационно-технические предложения и методология выполнения работ, представлено детальное описание системы контроля качества, применяемой в организации. |
100 |
Количество баллов, присваиваемых заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию.
П. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, установленная Заказчиком методика оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе. Наличие таких фраз как: "Технические требования и технология выполнения работ учтены не полностью", "Описание предложения о качестве выполняемых работ не представлено или описание предложения о качестве выполняемых работ представлено без учета и (или) в нарушение требований технического задания" не позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Приложении N 3 к Техническому заданию по позиции "Цифровой видеорегистратор DM/SDEXC16MAX" в столбце "Требуемый параметр" установлено: Объем памяти НЕ, в следующем столбце "Требуемое значение" указано: < 4. Согласно инструкции по заполнению заявки "В группе "Технические характеристики" (табличная часть) требования подразделяются на две группы: "Требуемый параметр" и "Требуемое значение". Показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные характеристики каждого товара (материала), в столбцах "Требуемый параметр" и "Требуемое значение" следует считать как одно целое требование параметра с установленными требованиями, в связи с тем, что при различном выборе разрыва фразы (разделение требования одного показателя на два столбца, суть данного требования может быть кардинально изменена, а именно значения "", "
", ">", "<")";
По позиции "смеси асфальтобетонные горячие" установлено: Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов "(максимальное значение)": Не 300< Бк/кг. Согласно инструкции "знак "<" стоящий после значения означает необходимость предоставления значения параметра более требуемого".
Таким образом, данные положения инструкции позволяют сформировать заявку на участие в открытом конкурсе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Домострой" обоснованной в части отсутствия единиц измерения по позициям "Лента оградительная", Барьеры водоналивные", Знаки дорожные"; необъективного описания объекта закупки по позиции "Барьеры водоналивные", "Смесь асфальтобетонная горячая", "Плитка прямоугольная, квадратная", "Моющее средство для стеклянных; зеркальных поверхностей", "Моющее пенное средство", "Растворы цементные"; установления показателей оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствующих требованиям законодательства о контрактной системе, а также необъективной информации о начислении баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"; условия о наличии подменного оборудования, не являющегося предметом настоящего контракта, а также не заложенного в расчет начальной (максимальной) цены контракта; указания о соответствии ТУ.
2. Признать в действиях Заказчика - ФКУ Упрдор "Черноморье" нарушение ч. 3 ст. 7, ч.ч. 8, 9 ст. 32, п.п. 1), 2) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - ФКУ Упрдор "Черноморье" выдано предписание от 24.02.2016 N 72 по делу N К-13/2016 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать, материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства повторно не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 февраля 2016 г. N К-12/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2016