Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 февраля 2016 г. N 119
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Пронина С.Ю. на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ермаковская районная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения на 1 квартал 2016 года" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 29.01.2016 поступила жалоба ИП Пронина С.Ю. (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200066416000003.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали представители подателя жалобы Бобылев Роман Юрьевич и Бочанов Илья Александрович (доверенности б/н от 03.02.2016, удостоверения личностей).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик не обеспечил, направил ходатайство о проведении вышеуказанного заседания в отсутствие своего представителя (вх. N 1517 от 03.02.2016).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком были допущено следующее нарушение Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В пункте 15 технического задания (описание объекта закупки) аукционной документации заказчик запрашивает абсорбирующее гемостатическое средство для местного применения. По мнению подателя жалобы, указанное изделие медицинского назначения, исходя из его характеристик, является лекарственным средством, включенным в государственный реестр лекарственных средств (номер регистрационного удостоверения П N012888/01 от 19.12.2007). Для поставки такого товара поставщик обязан иметь действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. Следовательно, являясь поставщиком остальных позиций товаров, являющихся объектом закупки, и не имея лицензии на фармацевтическую деятельность, такой участник закупки не сможет принять участие в электронном аукционе, что влечет ограничение количества участников закупки.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик представил письменные возражения по доводам подателя жалобы, отметил, что описание объекта закупки было выполнено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, следовательно, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения на 1 квартал 2016 года.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пункта 1.7 Раздела II "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме" Комиссией установлено, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, являющихся объектом закупки, были установлены заказчиком в Приложении N 1.
В результате изучения содержания Приложения N 1 Комиссия выявила, что в рассматриваемом разделе аукционной документации заказчик сообщил о своей потребности в поставке бинтов нестерильных медицинских, бинтов стерильных медицинских, шприцов инъекционных, систем инфузионных одноразовых, марли медицинской, пакетов для утилизации медицинских отходов класса А и Б, гипоаллергенного хирургического фиксирующего (рулонного) пластыря, ваты гигроскопической глазной, катетеров аспирационных, индикаторов стерилизации, перчаток рентгено- и радиационнозащитных, зондов урогенитальных, систем дренажных с катетером, калоприемников 2-х компонентных открытых с фильтром, салфеток спиртовых, а также абсорбирующего гемостатического средства для местного применения, имеющего следующие характеристики:
N |
Название |
Основные требуемые технические характеристики |
15 |
Абсорбирующее гемостатическое средство для местного применения |
Губка гемостатическая, должна состоять из коллагеновой пластины, покрытой с одной стороны компонентами фибринового клея: высококонцентрированного фибриногена и тромбина, способствующие свертыванию крови. 1 кв.см. губки должен содержать: активные вещества: фибриноген не менее 5,5 мг, тромбин не менее2 ME; Вспомогательные вещества: альбумин, аргинина гидрохлорид, коллаген, натрия хлорид, натрия цитрат, рибофлавин. Размер не менее 4,8 х 4,8 х 0,5 см. В упаковке не менее 2 шт. Стерильная. |
Согласно сведениям реестра лекарственных средств гемостатическое средство для местного применения, соответствующее вышеуказанным характеристикам, является лекарственным препаратом для медицинского применения согласно существу инструкции по его применению (регистрационное удостоверение N П N012888/01 от 19.12.2007, торговое наименование "Тахокомб").
Отношения, возникающие при обращении лекарственных средств на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств).
Лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности (пункт 4 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств).
Фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов (пункт 33 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств).
В силу части 1 статьи 8 Закона об обращении лекарственных средств, пункта 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию, следовательно, при осуществлении видов деятельности, относимых к фармацевтической в силу приложения к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, лицам, перечисленным в пункте 1 такого положения, надлежит иметь разрешительный документ (лицензию), предоставляющий право таким лицам осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении такой лицензии.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что законное основание для осуществления поставки гемостатического средства для местного применения, являющегося, исходя из установленных заказчиком характеристик в позиции 15 Приложения N 1, лекарственным препаратом для медицинского применения, имеют участники закупки, обладающие лицензией на осуществление фармацевтической деятельности. Следовательно, включение в описание объекта закупки требования о поставке гемостатического средства для местного применения одновременно с поставкой иных изделий медицинского назначения, поставка которых не влечет за собой необходимости наличия у участников закупки специальных разрешительных документов, подтверждающих соответствие таких участников требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, являющихся объектом закупки, влечет за собой ограничение количества участников закупки, предоставляя возможность участия в такой закупке только лицам, обладающим лицензией на осуществление фармацевтической деятельности.
На основании установленных выше обстоятельств Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия заказчика не подлежат признанию надлежащим исполнением требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку со стороны заказчика было допущено включение в описание объекта закупки требования к товарам, влекущее за собой ограничение количества участников закупки.
В результате проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссией было установлено следующее нарушение требований Закона о контрактной системе, допущенное заказчиком при формировании описания объекта закупки.
Согласно содержанию Приложения N 1 потребностью заказчика является в поставка бинтов нестерильных медицинских, бинтов стерильных медицинских, систем инфузионных одноразовых, марли медицинской, пакетов для утилизации медицинских отходов класса А и Б, гипоаллергенного хирургического фиксирующего (рулонного) пластыря, ваты гигроскопической глазной, катетеров аспирационных, индикаторов стерилизации, перчаток рентгено- и радиационнозащитных, зондов урогенитальных, систем дренажных с катетером, калоприемников 2-х компонентных открытых с фильтром, салфеток спиртовых (позиция 19), абсорбирующего гемостатического средства для местного применения, а также шприцов инъекционных (позиции 3 и 4).
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 102).
Салфетки антисептические спиртовые и шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них Постановлением N 102 включены в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Пунктом 2 Постановления N 102 определено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
При этом в силу пункта 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме СТ-1, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 , и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Следовательно, в силу вышеизложенных требований Постановления N 102, а также на основании пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе участнику закупки, имеющему намерение осуществлять поставку салфеток антисептических спиртовых и шприцов-инъекторов медицинских многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них для государственных и муниципальных нужд надлежит иметь вышеуказанный сертификат о происхождении таких товаров по форме СТ-1.
Таким образом, включение в описание объекта закупки требования о поставке салфеток спиртовых (позиция 19) и шприцов инъекционных (позиции 3 и 4) одновременно с поставкой иных изделий медицинского назначения, не включенных в перечень и поставка которых не влечет за собой необходимости наличия у участников закупки вышеуказанного сертификата по форме СТ-1, влечет за собой ограничение количества участников закупки, предоставляя возможность участия в такой закупке только лицам, имеющим законные основания для осуществления поставки салфеток антисептических спиртовых и шприцов-инъекторов медицинских многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них для государственных и муниципальных нужд в силу требований Постановления N 102.
Вследствие установленных выше обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что вышеуказанные действия заказчика не подлежат признанию надлежащим исполнением требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП Пронина С.Ю. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе
5. Передать материалы по жалобе ИП Пронина С.Ю. уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 февраля 2016 г. N 119
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2016