Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 февраля 2016 г. N 121
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Фармбизнес-Альянс" на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка лекарственных средств" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 01.02.2016 поступила жалоба ООО "Фармбизнес-Альянс" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100001416000004.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель заказчика Гришина Наталья Васильевна (доверенность N 81-02 от 01.02.2016, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенное на 05.02.2016 в 16 часов 00 минут (время местное), податель жалобы не обеспечил, представил ходатайство о проведении указанного заседания в отсутствие своего представителя (вх. N 1726 от 05.02.2016).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По мнению подателя жалобы, описание объекта закупки, установленное в аукционной документации, приводит к ограничению количества участников закупки, так как такие требования указывают на единственного производителя - компанию "Медсинтез" (ООО "Завод Медсинтез", Россия), конкретный товар и установленные требования к лекарственным средствам (препаратам) не обусловлены объективными потребностями заказчика.
Податель жалобы отмечает, что установление в аукционной документации уникальной упаковки лекарственных препаратов (двойная стерильная упаковка) указывает на конкретного производителя и не позволяет принять участие в электронном аукционе иным хозяйствующим субъектам производящим аналогичную продукцию в иных упаковках (бутылках, флаконах, контейнерах и т.д.).
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемых положениях документации об электронном аукционе были установлены именно такие требования, которые относятся исключительно к определению функциональных, технических и качественных характеристик необходимого заказчику товара. Участником электронного аукциона может быть в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При этом электронный аукцион проводится на поставку товаров, а не на их производство с последующей поставкой.
В аукционной документации отсутствует указание на конкретного производителя как самих пластиковых пакетов (с двумя портами в двойной стерильной упаковке), так и лекарственных средств (растворов), разлитых/упакованных в такие пакеты. Заказчик также обратил внимание на то обстоятельство, что требования к упаковке товаров, установленные в аукционной документации, присущи как минимум 2 (двум) производителям инфузионных растворов: ООО "Завод Медсинтез" (Россия) и фирмой "Бакстер С.Л." (Испания).
На основании вышеизложенного, по мнению заказчика, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
В связи с необходимостью проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссией было принято решение об объявлении перерыва в рассмотрении жалобы до 08.02.2016 до 17 часов 40 минут (врем местное).
После окончания вышеуказанного перерыва на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель заказчика Гришина Наталья Васильевна (доверенность N 81-02 от 01.02.2016, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенное на 08.02.2016 в 17 часов 40 минут (время местное), податель жалобы не обеспечил, представил ходатайство о проведении указанного заседания в отсутствие своего представителя (вх. N 1788 от 08.02.2016).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных средств.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пункта 10 раздела "Информационная карта" аукционной документации следует, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в разделе "Сведения о товарах, на поставку которых размещается заказ" (далее - Описание объекта закупки).
Описание объекта закупки изложено заказчиком следующим образом:
N п/п |
Международное непатентованное наименование (группировочное или химическое наименование) |
форма выпуска |
характеристики |
1 |
Р-р натрия хлорид |
0,9% по 100мл |
Инфузионные растворы в контейнерах полимерных с 2 стерильными портами - мешки п/э (двойная стерильная упаковка): - внутренняя упаковка - мешки (пакеты) полимерные с 2 стерильными портами; 2 порта должны быть независимы и находиться на расстоянии друг от друга, обеспечивающем возможность введения инъекционной иглы без риска касания подключенной инфузионной иглы: порт для инфузий должен быть конструктивно предназначенным для подключения инфузионной системы как с металлической, так и с пластиковой иглой и быть оборудован устройством "контроля первого вскрытия"; порт для инъекций должен быть конструктивно предназначенным для введения инъекционной иглы, иметь внутреннюю мембрану, выдерживающую многократное прокалывание иглой; - внешняя упаковка - полимерная оболочка (пакет, мешок), обеспечивающая стерильность внутренней упаковки (мешка полимерного с 2 стерильными портами) и возможность визуального контроля утраты стерильности; |
2 |
Р-р натрия хлорид |
0,9% по 250 мл |
|
3 |
Р-р натрия хлорид |
0,9% по 500 мл |
|
4 |
Р-р глюкозы |
5% по 250 мл |
Инфузионные растворы в контейнерах полимерных с 2 стерильными портами - мешки п/э (двойная стерильная упаковка): - внутренняя упаковка - мешки (пакеты) полимерные с 2 стерильными портами; 2 порта должны быть независимы и находиться на расстоянии друг от друга, обеспечивающем возможность введения инъекционной иглы без риска касания подключенной инфузионной иглы: порт для инфузий должен быть конструктивно предназначенным для подключения инфузионной системы как с металлической, так и с пластиковой иглой и быть оборудован устройством "контроля первого вскрытия"; порт для инъекций должен быть конструктивно предназначенным для введения инъекционной иглы, иметь внутреннюю мембрану, выдерживающую многократное прокалывание иглой; - внешняя упаковка - полимерная оболочка (пакет, мешок), обеспечивающая стерильность внутренней упаковки (мешка полимерного с 2 стерильными портами) и возможность визуального контроля утраты стерильности; |
5 |
Р-р глюкозы |
5% по 500 мл |
|
6 |
вода дистиллированная |
500 мл |
Вода дистиллированная стерильная в контейнерах полимерных с одним портом в двойной стерильной упаковке: - внутренняя упаковка - мешки (пакеты) полимерные с 1 стерильным портом; порт должен быть конструктивно предназначенным для введения иглы, иметь внутреннюю мембрану, выдерживающую многократное прокалывание; - внешняя упаковка - полимерная оболочка (пакет, мешок), обеспечивающая стерильность внутренней упаковки (мешка полимерного с 1 стерильным портом). |
7 |
Р-р рингера |
250 мл |
Инфузионные растворы в контейнерах полимерных с 2 стерильными портами - мешки п/э (двойная стерильная упаковка): - внутренняя упаковка - мешки (пакеты) полимерные с 2 стерильными портами; 2 порта должны быть независимы и находиться на расстоянии друг от друга, обеспечивающем возможность введения инъекционной иглы без риска касания подключенной инфузионной иглы: порт для инфузий должен быть конструктивно предназначенным для подключения инфузионной системы как с металлической, так и с пластиковой иглой и быть оборудован устройством "контроля первого вскрытия"; порт для инъекций должен быть конструктивно предназначенным для введения инъекционной иглы, иметь внутреннюю мембрану, выдерживающую многократное прокалывание иглой; - внешняя упаковка - полимерная оболочка (пакет, мешок), обеспечивающая стерильность внутренней упаковки (мешка полимерного с 2 стерильными портами) и возможность визуального контроля утраты стерильности; |
Проанализировав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что рассматриваемая документация не содержит в себе указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товаров, являющихся объектом закупки.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товаров, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, а также объема и требований к гарантиям оказываемых услуг заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, с использованием товаров, являющихся объектом закупки.
Комиссией были приняты во внимание пояснения заказчика о том, что двойная стерильная упаковка предотвращает риск инфицирования рук медицинского персонала заказчика, предметов внешней среды в операционных и реанимационных блоках заказчика, залах гемодиализах и т.д. Следовательно, предотвращает перекрестную контаминацию рук персонала и инструментария заказчика, избавляет от обязательного контроля стерильности (наличие вакуума, как индикатора) и применения спирта для предварительной обработки путем сохранения стерильности упаковки препарата. Два порта позволяют производить одновременное введение лекарственного средства и подключение системы для инфузий. Таким образом, двойная стерильная вакуумная упаковка и наличие двух отдельных портов, обеспечивает возможность наиболее оперативно получать доступ к лекарственному средству, получать медикаменты в такой форме, которая будет устойчива к возможным повреждениям при транспортировке, а также сохранять максимальную стерильность всех осуществляемых операций при введении инъекции.
Из пункта 16 раздела "Информационная карта" аукционной документации следует, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта было выполнено заказчиком на основании осуществленного им анализа рынка путем направления соответствующих запросов хозяйствующим субъектам на предмет уточнения стоимости товаров, являющиеся объектом закупки, в соответствии с Описанием объекта закупки. На указанные запросы в адрес заказчика поступили 3 (три) коммерческих предложения, содержащих ценовые предложения поставки товаров, являющихся объектом закупки, в объеме, предусмотренном Описанием объекта закупки.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка лекарственных средств, а не их изготовление, в связи с чем, поставщиком раствора натрия хлорид 0,9% (100, 250, 500 мл), раствора Рингера (250 мл), раствора глюкозы 5% (250, 500 мл), воды дистиллированной (500 мл), соответствующих требованиям Описания объекта закупки, может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 02.02.2016 аукционной комиссией заказчика было допущено к участию в электронном аукционе 3 (трое) участников закупки из 3 (трех) направивших заявки. Из существа протокола проведения электронного аукциона от 05.02.2016 следует, что 2 (двое) из допущенных к участию в электронном аукционе участников закупки приняли участие в таком аукционе.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчиком в адрес Комиссии было представлено информационное письмо (исх. N 025/16 от 05.02.2016) от ООО "Завод Медсинтез", из существа которого следует, что указанный хозяйствующий субъект производит широкую номенклатуру инфузионных растворов в двойной стерильной вакуумной полимерной упаковке, в том числе, раствор натрия хлорид 0,9%, раствор Рингера, раствор глюкозы 5%, 10%, 20%, воду дистиллированную в объемах от 50 до 4500 мл. При этом производимая ООО "Завод Медсинтез" продукция реализуется на открытой основе, каких-либо препятствий для приобретения указанных видов лекарственных препаратов фармацевтическими компаниями, учреждениями здравоохранения не имеется.
Следовательно, возможность обращения в адрес ООО "Завод Медсинтез" с просьбой о приобретении товаров, являющихся объектом закупки, имеется у любых заинтересованных лиц. В свою очередь, возможность участия в электронном аукционе на поставку товаров, являющихся объектом закупки, возможность выполнения со стороны поставщика требований заказчика, предъявленных им в Описании объекта закупки, в том числе к упаковке таких товаров, неограниченного числа участников закупки подтверждается указанным письмом, поскольку неограниченное число участников закупки имеют возможность обратиться в адрес ООО "Завод Медсинтез" с целью приобретения товаров, являющихся объектом закупки, и осуществить их поставку на условиях аукционной документации.
Вышеуказанные выводы Комиссии согласуются с судебной практикой по делам N А33-22964/2013, А45-13175/2012.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Также к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчиком были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что необходимые заказчику лекарственные препараты, имеющие двойную стерильную упаковку в соответствии с Описанием объекта закупки, изготавливаются помимо ООО "Завод Медсинтез" также ЗАО Компания "Бакстер".
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в Описании объекта закупки требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Фармбизнес-Альянс" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 февраля 2016 г. N 121
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2016