Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 февраля 2016 г. N 124
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Торговая компания Простор" на действия заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий и прилегающих территорий для нужд ФГКУ УВО ГУ МВД России по Красноярскому краю", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319100016216000001, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Торговая компания Простор" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "На оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий и прилегающих территорий для нужд ФГКУ УВО ГУ МВД России по Красноярскому краю" (с пультом централизованного наблюдения и тревожной кнопкой)" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представители заказчика - Радюхина Светлана Ираклиевна (доверенность N 9 от 03.02.2016) и Маланчук Александр Григорьевич (доверенность N 10 от 03.02.2016);
ООО "Торговая компания Простор", уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя не направило.
Из содержания жалобы ООО "Торговая компания Простор" следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, заказчиком предусмотрено заключение контракта на выполнение работ с использованием соответствующих товаров (Cilit, Domestos и ин.) что, в свою очередь, составляет предмет контракта. Следовательно, включение "эквиваленты товаров" не допускается.
Во-вторых, на странице 32 технического задания аукционной документации при описании материалов, используемых при выполнении работ в пункте "средство для водостойких поверхностей ПВХ" заказчиком в качестве характеристики товара указан показатель "pH не должен быть менее 55 и более 8.0 единиц". Исходя из данной информации не представляется возможным определить, какой показатель pH необходим заказчику.
В-третьих, в пункте технического задания в качестве характеристики работы "мытье окон" указано: "...в составе средства могут содержаться и другие защищающие компоненты". Аналогичная характеристика при описании средства для мытья стен - "...др. компоненты". Однако данная информация не позволяет определить потребность заказчика. Исходя из данных сведений, неясно, какие компоненты должны быть предложены участником в заявке.
В-четвертых, заказчиком указаны не существующие материалы, а именно пенное средство для мытья сантехники Eligent LT (стр. 32 технического задания), средства с таким названием не существует.
В-пятых, текст аукционной документации плохо разборчив, слитно написан и в некоторых местах не читаем, что также вводит участников размещения заказа в заблуждение и ограничивает их число на участие.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы и представили письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "На оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий и прилегающих территорий для нужд ФГКУ УВО ГУ МВД России по Красноярскому краю", номер извещения 0319100016216000001.
В соответствии с части 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Доводы ООО "Торговая компания Простор" о том, что заказчиком необоснованно включены понятия "эквиваленты товаров", Комиссией по рассмотрению жалобы не принимаются во внимание в связи с тем, что при анализе аукционной документации было установлено, что предметом проводимой закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий и прилегающих территорий для нужд ФГКУ УВО ГУ МВД России по Красноярскому краю. Таким образом, документация о закупке может содержать указание на товарные знаки материалов, которые используются при оказании услуг по уборке помещений и не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент". Следовательно, заказчиком правомерно установлены требования к материалам, используемых при оказании услуг по уборке помещений с использованием слов "или эквивалент", указанных в разделе 3 таблицы 2 документации.
При анализе аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что в соответствии с разделом 3 таблицы 2 "Требования к техническим характеристикам материалов, используемых при оказании услуг по уборке помещений" на странице 32 аукционной документации в пункте "Средство для водостойких поверхностей ПВХ" указано, что "показатель pH не должен быть менее 5.5 и более 8.0 единиц. Средство должно удалять следы пленки, монтажной пены, следы герметиков, жира и масла". Таким образом, участник закупки может определить необходимый заказчику показатель pH, довод является необоснованным.
При анализе аукционной документации Комиссией Красноярского УФАС России также установлено, что в техническом задании на странице 30 аукционной документации в пункте "Мытье кафеля стены" в столбце "Материалы, средства и технические характеристики" указано, "средство для мытья кафеля стен, с характеристиками Комплекс ПАВ - менее 15% анионные поверхностно-активные вещества и менее 30% неионогенные поверхностно-активные вещества или не менее 30% неионогенные поверхностно-активные вещества и менее 5% катионные поверхностно-активные вещества; др. компоненты". В пункте "Мытье окон" в столбце "Материалы, средства и технические характеристики" указано, что "средство должно обладать моющим и обезжиривающим действием, не оставлять разводов, подходить для ежедневного мытья окон, витрин, оргстекла, поверхностей с твердым покрытием, удалять пыль, масложировые пятна со стеклянных поверхностей. Состав: более 0,2 % и не более 15% поверхностно-активные вещества, ароматизирующие добавки. В составе средства могут содержаться защищающие компоненты". На основании изложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу, что заказчик установил требования к средствам для мытья окон и кафеля в соответствии со своей потребностью, необходимые характеристики средств были указаны, к иным компонентам заказчик не предъявил требований. Следовательно, участник закупки должен представить средство, соответствующее установленным в документации потребностям заказчика. Таким образом данный довод является необоснованным.
Доводы ООО "Торговая компания Простор" о том, что пенное средство для мытья сантехники Eligent LT (стр. 32 технического задания) не существует, Комиссией по рассмотрению жалобы не принимаются во внимание в связи с тем, что к моменту проведения заседания Комиссии представители заказчика представили на обозрение Комиссии бутылку моющего средства для сантехники "ELIGENTLT", объемом 500 мл., изготовитель: "ATAS", Италия.
Комиссия Красноярского УФАС России считает довод ООО "Торговая компания Простор" о том, что текст аукционной документации плохо разборчив, слитно написан и в некоторых местах не читаем, что также вводит участников размещения заказа в заблуждение и ограничивает их число на участие, необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно части 2 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Таким образом, указанные нормы Закона о контрактной системе предусматривают именно обеспечение возможности доступа для ознакомления с документацией об аукционе без взимания платы.
В силу части 5 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе, Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 913, сайт www.zakupki.gov.ru является официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 147 утверждено Положение о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами (далее - Положение о пользовании официальными сайтами)
Пунктом 3 Положения о пользовании официальными сайтами также предусмотрено, что информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно пункту 9 Положения о пользовании официальными сайтами программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств.
В соответствии с пунктом 10 Положения о пользовании официальными сайтами программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Иных требований к информации о закупках, форме и порядку ее размещения на официальном сайте в вышеуказанных Положениях не установлено.
На официальном сайте размещен проект Регламента размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на общероссийской официальном сайте (ООС), согласно пункту 2.9.2 которого в систему допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx,rar, zip,ppt, odf. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов, например, mp3, avi,exe.
При этом Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что Законом о контрактной системе, а также иными нормативными правовыми актами не установлено, что документация об аукционе должна быть размещена на официальном сайте в каком-то определенном формате, текст аукционной документации должен быть разборчив и читаем.
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что в силу положений части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Подателем жалобы не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что требования к участникам закупки, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0319100016216000001-1 от 04.02.2016 на участие в аукционе было подано 6 заявок. Три участника были допущены к процедуре электронного аукциона. Другие три участника не были допущены к процедуре электронного аукциона, при этом не один из данных участников не был не допущен к участию в электронном аукционе по доводам указанным в жалобе ООО "Торговая компания Простор".
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что доводы подателя жалобы об установлении заказчиком в аукционной документации неправомерных требований, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки определения исполнителя путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Торговая компания Простор"" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 февраля 2016 г. N 124
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2016