Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 марта 2016 г. N 263
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Д.С. Кислицына, специалиста-эксперта, рассмотрев жалобы ИП Варламовой Ирины Сергеевны, ООО "Сиббазисстрой" и ООО "89831523890" на действия заказчика - Прокуратуры Красноярского края (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений прокуратуры Ужурского района Красноярского края" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ИП Варламовой Ирины Сергеевны, ООО "Сиббазисстрой" и ООО "89831523890" на действия Заказчика, при проведении аукциона.
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателей жалоб было направлено уведомление о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрение жалобы присутствовали:
- представитель Заказчика - Попов Виктор Михайлович (доверенность от 14.03.2016);
- представитель Заказчика - Гавриленко Виктория Эдуардовна (доверенность от 14.03.2016).
Существо жалоб: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы ИП Варламовой И.С. следует, что согласно пункту 3.6 проекта контракта установлено - оплата производится по факту выполнения работ по безналичному расчету на основании Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), счета и/или счет-фактуры, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком Акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).
В документации об электронном аукционе не содержатся ограничения предусмотренные частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов. В документации отсутствуют требования о предоставлении во второй части заявки подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В приложении N 1 к Техническому заданию, аукционной документации установлены требования к техническим параметрам материалов, используемых при выполнении работ: гипсовые вяжущие магма или эквивалент, насыпная плотность кг/м3 более 500, водопоглощение не более 40%, предел прочности при изгибе более 6 МПа, при сжатии менее 4 МПа, конец схватывания через 8 минут.
Согласно информации с официального сайта ООО "МАГМА", Магма гипсовые вяжущие имеют показатели предела прочности при сжатии не менее 6,2 МПа и не менее 6,7 МПа.
По мнению ИП Варламовой И.С. данные требования нарушают статью 33 Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы ООО "Сиббазисстрой" следует, что Заказчиком нарушены требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В Техническом задании указаны сроки гарантийных обязательств - качество выполненных работ должно обеспечивать дальнейшую эксплуатацию всех конструкций и покрытий. Гарантийный срок на все виды выполненных работ должен быть не менее 3 лет с даты подписания Заказчиком акта приемки выполненных работ.
По мнению ООО "Сиббазисстрой" указанный срок не является конкретным и не позволяет точно определить, какой срок гарантии устанавливается на выполнение работы.
Согласно пункту 6.2 проекта контракта гарантийный срок на выполненные работы устанавливается __ месяцев с даты подписания сторонами акта о приемки выполненных работ.
По мнению ООО "Сиббазисстрой" указанный срок не является конкретным и не позволяет точно определить, какой срок гарантии устанавливается на выполнение работы.
Согласно пункту 12.2 проекта контракта, контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе подписанного Заказчиком контракта и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств но не позднее 31.12.2016, окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение. В части гарантийных обязательств, принятых на себя Подрядчиком по настоящему Контракту, Контракт действует до истечения гарантийного срока.
Согласно пункту 8.3 проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 8.6 проекта контракта при внесении денежных средств в качестве обеспечения (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется Подрядчиком), денежные средства подлежат возврату Подрядчику в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента исполнения им обязательств по контракту в полном объеме.
Таким образом, Заказчиком не установлены конкретные сроки действия контракта, возврата денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, срок действия гарантийных обязательств.
По мнению ООО "Сиббазисстрой" невозможно определить сроки возвращения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, ввиду невозможности определения срока исполнения обязательств по контракту Подрядчиком, в силу не указания конкретного срока гарантийных обязательств за выполненные работы.
В техническом задании содержатся показатели с единицами измерения "Мпа", "Мдж/кг", "С", по мнению ООО "Сиббазистрой" таких единиц измерения не существует.
По позиции "Плитка керамическая глазурованная для внутренней облицовки стен" установлены показатели - размер не менее 150*50, толщина более 6 мм.
По позиции "Радиатор биметаллический, предназначен для применения в системах отопления жилых и административных зданий с высоким давлением теплоносителя" установлен показатель - высота не менее 577.
Не указаны единицы геометрических размеров плитки, в связи с чем не предоставляется возможным надлежащим образом подготовить заявку на участие в электронном аукционе.
В материалах по смете указано - герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal в баллонах по 750 мл в количестве 69,21 и дюбель с шурупом 6/35 мм в количестве шт 87,91.
Данные материалы измеряются в штуках, но их количеством выражено не целым числом, участнику закупки не предоставляется возможным предложить данное количество товара.
Из содержания жалобы ООО "89831523890" следует, что в документации об электронном аукционе не содержатся ограничения предусмотренные частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов. В документации отсутствуют требования о предоставлении во второй части заявки подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Из пояснений Заказчика по жалобе ИП Варламовой И.С. следует, что в соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Пункт 3.6 проекта контракта соответствует требованиям статьи 30 Закона о контрактной системе и не превышает тридцатидневный срок.
По мнению Заказчика установление требования о предоставлении участником закупки каких-либо документов, подтверждающих соответствие установленному запрету не соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 и Закону о контрактной системе.
В случае некорректных технических параметров материала МАГМА- гипсовые вяжущие содержащихся в техническом задании, подрядчик вправе предложить эквивалент указанного материала с конкретными техническими характеристиками.
Из пояснений Заказчика на доводы жалобы ООО "Сиббазистрой" следует, что согласно части 6 статьи 65 Заказчик в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе праве принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно производственному календарю на 2016 год с 5 по 8 марта являлись выходными днями, и дать разъяснения в сроки предусмотренные статьей 65 Закона о контрактной системе не представлялось возможным, исходя из этого Заказчиком установлен срок окончания подачи запросов на разъяснений положений аукционной документации до 03.03.2016.
В Техническом задании указан минимальный срок гарантии (3 года), что не противоречит Закону о контрактной системе, конкретный гарантийный срок на товары, работы устанавливают подрядчики в своей заявке на участие в электронном аукционе.
Гарантийный срок на товары, работы устанавливают подрядчики в своей заявке на участие в электронном аукционе. Срок гарантии при заполнении проекта контракта прописывается Заказчиком в контракте.
Срок действия контракта определен 31.12.2016 следовательно срок банковской гарантии должен быть не менее 01.02.2017.
При внесении денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, денежные средства подлежат возврату подрядчику в течение 20 рабочих дней с момента исполнения им обязательств по контракту в полном объеме.
Не корректное включение единиц международной системы единиц SI не оказывают влияние на ограничение конкуренции.
Согласно ГОСТ 6787-2001 размеры плитки указываются только в миллиметрах.
При составлении локально сметного расчета, расчет материалов произвозводится программой Гранд Смета.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также документы, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб установила следующее.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Анализ аукционной документации заказчика, информационной карты, технического задания, проекта контракта, Комиссии показал, что в соответствии с пунктом 3.6. проекта контракта установлено, что оплата производится по факту выполнения работ по безналичному расчету на основании Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), счета и/или счет-фактуры, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком Акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).
Таким образом, Комиссия отмечает, на основании вышеизложенного, приемка объекта, а следовательно подписание акта о приемки выполненных работ и других документов осуществляется только после получения полного комплекса документов указанных в пункте 3.6 проекта контракта. Следовательно, у заказчика отсутствуют основания для отказа от оплаты выполненных работ. Срок указанный в пункте 3.6 проекта контракта в течение которого установлена оплата не превышает тридцати дней.
Таким образом, Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчиком совершены действия по размещению закупки в форме электронного аукциона.
Из документации об электронном аукционе установлено, что документация не содержит запретов предусмотренных статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования статьи 14 Закона о контрактной системе.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 не устанавливает требование к форме документа, подтверждающего соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им работы или услуги установленным запретам, Заказчиком в требованиях к участникам электронного аукциона применяются единые требования в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В Техническом задании указано - гипсовые вяжущие магма "или эквивалент": насыпная плотность кг/м3 более 500, водопоглощение не более 40%, предел прочности при изгибе более 6 МПа, конец схватывания через 8 минут.
Заказчиком указаны технические и качественные характеристики с сопровождением слов "или эквивалент".
Таким образом, Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов. В документации отсутствуют требования о предоставлении во второй части заявки подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 2.2.3 Информационной карты установлена дата начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений настоящей документации об электронном аукционе - с 20.02.2016 до 03.03.2016.
Дата и время окончания срока подачи заявок в Извещении о проведении электронного аукциона является 09.03.2016 в 18:00.
Таким образом Заказчиком нарушены требования статьи 65 Закона о контрактной системе.
В Техническом задании установлено - гарантийный срок на все виды выполненных работ должен быть не менее 3 лет с даты подписания Заказчиком акта приемки выполненных работ.
Заказчиком установлено минимальное значение гарантийного срока, что не нарушает требования Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6.2 проекта контракта гарантийный срок на выполненные работы устанавливается __ месяцев с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных работ.
Гарантийный срок на товары, работы устанавливают подрядчики в своей заявке на участие в электронном аукционе. Срок гарантии при заполнении проекта контракта прописывается Заказчиком в контракте исходя из данных представленных в заявке участника электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 12.2 проекта контракта контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе подписанного Заказчиком контракта и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств но не позднее 31.12.2016, окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение. В части гарантийных обязательств, принятых на себя Подрядчиком по настоящему Контракту, Контракт действует до истечения гарантийного срока.
Согласно статье 190 ГК РФ, установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. В силу части 2 указанной статьи, срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Срок действия контракта определен 31.12.2016 следовательно срок банковской гарантии должен быть не менее 01.02.2017.
Таким образом Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
На довод жалобы по некорректному указанию единиц измерения в Техническом задании, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
Не корректное включение единиц международной системы единиц SI не оказывают влияние на ограничение конкуренции, по позициям в которых были допущены ошибки не повлияли на результаты торгов.
На довод жалобы по отсутствию в Техническом задании единиц измерения по позициям "Плитки керамические" и "Радиатор биметаллический", Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
В Приложении N 2 к Техническому заданию установлены ГОСТы в которых установлены единицы измерения по данным позициям.
Таким образом Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
На довод жалобы по не установлению целых чисел по позициям герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal в баллонах по 750 мл в количестве 69,21 и дюбель с шурупом 6/35 мм в количестве шт 87,91 Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
При составлении локально сметного расчета, расчет материалов произвозводится программой Гранд Смета, данные ошибки не повлияли на результаты торгов.
Таким образом Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "89831523890" обоснованной.
2. Признать жалобы ООО "Сиббазисстрой" и ИП Варламовой И.С. частично обоснованными.
3. Признать Заказчика нарушившим требования статей 14 и 65 Закона о контрактной системе.
4. Предписание Заказчику не выдавать, так как нарушения не повлияли на результаты торгов.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 марта 2016 г. N 263
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2016