Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 февраля 2016 г. N 171
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.С. Зыряновой, государственного инспектора, рассмотрев жалобу ООО "ВКС" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ СОШ N 72" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ВКС" на действия аукционной комиссии (далее - жалобы).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени рассмотрения.
Уполномоченному органу, заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представитель уполномоченного органа: Лузан Надежда Федоровна (доверенность N 1 от 11.01.2016),
- представитель заказчика: Баранникова Юлия Александровна (доверенность N 38 от 04.08.2016),
- представитель подателя жалобы: Ганенко Евгений Алексеевич (решение N1 от 20.11.2013).
Существо жалобы: неправомерное признание второй части заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона.
Из содержания жалобы ООО "ВКС" следует, что податель жалобы не согласен с решением аукционной комиссии о признании заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона, поскольку в составе заявки ООО "ВКС" на участие в электронном аукционе содержались все необходимые документы.
В адрес комиссии Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения уполномоченного органа, из которых следует, что уполномоченный орган не согласен с доводами жалобы, считает действия аукционной комиссии законными.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры электронного аукциона.
Предметом контракта, на право заключения которого была осуществлена закупка, являются выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ СОШ N 72.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного закона.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Указанные дополнительные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"
В соответствии с пунктом 2 Приложение N 1к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов" при проведении закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование к наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Для подтверждения указанному требованию участником закупки в составе заявки на участие закупке предоставляются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
На основании вышеуказанных положений законодательства заказчиком в положениях документации о проведении электронного аукциона установлены следующие требования:
"В соответствии с частью 2 ст.31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства последние 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
При этом согласно положениям раздела 3 документации о проведении электронного аукциона в предмет закупки включены следующие работы:
1 |
45.21.15.160 |
Работы общестроительные по ремонту прочих зданий |
13 781 527,44 руб. |
2 |
45.33.11.110 |
Работы по монтажу трубопроводных сетей, радиаторов и прочей трубопроводной арматуры систем центрального отопления |
860 442,95 руб. |
3 |
45.31.12.110 |
Работы по монтажу внутренних сетей электроосвещения (включая электроарматуру в нежилых зданиях) |
998 129,43 руб. |
4 |
45.33.12.110 |
Работы по монтажу (установке) систем вентиляции и кондиционирования воздуха |
1 531 711,93 руб. |
Итого: |
17 171 811,75 руб. |
Разделом 13.1 документации о проведении электронного аукциона установлены требования к содержанию и составу заявки, в соответствии с которыми вторая часть заявки должна содержать в том числе следующие документы и информацию:
- копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, относящихся к той же группе работ строительных (работы по строительству, реконструкции капитальному ремонту объектов капительного строительства), на выполнение которых заключается контракт; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 указанного закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 названного закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного закона.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.02.2016 по итогам рассмотрения заявки ООО "ВКС" на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании указанной заявки не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона по следующим основаниям: "Не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе:
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в связи с несоответствием участника аукциона требованиям пункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в части не предоставления согласно разделу 13 документации об электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, предусмотренных пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и разделом 3 документации об электронном аукционе (в представленном контракте N 5 от 24.10.2014г. не представлены копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или копия акта приемки выполненных работ (если разрешение не требуется). В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в связи с несоответствием участника аукциона требованиям пункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в части предоставления недостоверных сведений"
Основное нормативное регулирование процедуры архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе процедуры получения необходимых при этом разрешительных документов, установлено главой 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с частью 2 указанной нормы строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Предметом проводимой закупки и предметом контракта, представленного в составе заявки ООО "ВКС" на участие в электронном аукционе, является капитальный ремонт.
Из анализа вышеуказанных положений законодательства следует, что при выполнении работ по капитальному ремонту разрешение на строительство не требуется.
Из буквального толкования положений документации о проведении электронного аукциона следует, что в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе участники должны представить:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации)
или
копия акта о приемке выполненных работ.
Таким образом, при предоставлении в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию к наличию опыта исполнения контрактов на соответствующие виды строительных работ копии контракта, предметом которого являются работы по капитальному ремонту, участник закупки вправе не представлять в составе заявки копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, поскольку получение указанных документов при выполнении работ по капитальному ремонту в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства не требуются.
Согласно позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", содержащейся в письме Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке.
Из анализа заявки ООО "ВКС" на участие в электронном аукционе следует, что в составе второй части заявки участником закупки в качестве подтверждения опыта исполнения контрактов на выполнение соответствующих работ строительных были представлены следующие документы:
- копия контракта N 5 от 24.10.2014 на выполнение работ по капитальному ремонту палат, системы отопления и оконных блоков с приложениями;
- акт о приемке выполненных работ от 20.12.2014 (по форме КС-2),
- акт о приемке выполненных работ от 24.10.2014 (по форме КС-2),
- акт о приемке выполненных работ от 20.12.2014 (по форме КС-2).
Проанализировав положения документации о проведении электронного аукциона, содержание заявки ООО "ВКС" на участие в электронном аукционе, выводы аукционной комиссии, указанные в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 12.02.2016 Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о неправомерности решения аукционной комиссии о признании заявки ООО "ВКС" не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона, поскольку в составе заявки на участие в электронном аукционе ООО "ВКС" были представлены все документы, необходимые для подтверждения соответствия требованиям, установленным положениями документации о проведении электронного аукциона.
Кроме того, комиссия Красноярского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с частью 6.1 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного закона.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Из вышеуказанных положений законодательства следует, что действия участника закупки (в том числе по предоставлению в составе заявки на участие в закупки документов и сведений) признаются добросовестными, пока не доказано обратное.
При этом у конкурсной комиссии должны быть неопровержимые доказательства, отвечающими признаками относимости и законности.
Проанализировав представленные аукционной комиссией уполномоченного органа документы, указывающие, по ее мнению, на недостоверность представленного в составе конкурсной заявки ООО "ВКС" контракта на выполнение работ по капитальному ремонту палат, системы отопления и оконных блоков с приложениями (копия контракта N 5 от 24.10.2014, копии актов приемки выполненных работ, протокол подведения итогов электронного аукциона 0119200000114005097 от 30.09.2014, копия государственного контракта N 2014.298167 от 24.10.2014), Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что аукционной комиссией не было однозначно установлено факта предоставления недостоверных сведений по следующим причинам:
Из анализа указанных документов, следует, что по итогам проведения электронного аукциона N 0119200000114005097 между КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница N 7" и ООО "ПромстройПроект" был заключен государственный контракт N 2014.298167 от 24.10.2014. при этом из указанных документов не следует, что контракт, представленный в составе заявки ООО "ВКС" (заключенный с ООО "ПромстройПроект") заключен не был. Взаимосвязь между фактом заключения вышеуказанного государственного контракта и фактом отсутствия контракта N 5 от 24.10.2014 отсутствует
Иных доказательств, подтверждающих факт отсутствия договорных отношений между ООО "ВКС" и ООО "ПростройПроект" на выполнение работ по капитальному ремонту палат, системы отопления и оконных блоков в адрес Комиссии Красноярского УФАС России представлено не было.
Таким образом, сделать вывод о принадлежности вышеуказанных документов к категории сведений о предоставлении ООО "ВКС" недостоверных сведений не представляется возможным.
Таким образом, вывод аукционной комиссии о несоответствии заявки ООО "ВКС" требованиям документации о проведении электронного аукциона противоречат фактическим обстоятельствам, установленным Комиссией Красноярского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы.
Следовательно, действия аукционной комиссии по признанию заявки ООО "ВКС" на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона являются неправомерными и нарушают положения статьи 69 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВКС" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии предписание об устранении выявленного нарушения путем проведения процедуры повторного рассмотрения второй части заявки ООО "ВКС" на участие в электронном аукционе. С этой целью аукционной комиссии отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 12.02.2016 в части итогов рассмотрения второй части заявки ООО "ВКС" на участие в электронном аукционе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении членов аукционной комиссии.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии
|
Т.М. Чудинова
Е.С. Зырянова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 февраля 2016 г. N 171
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2016