Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 марта 2016 г. N 291
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, главным специалистом-экспертом, рассмотрев жалобы ООО "Стройтехника", ООО "Новатек", ООО "Бизнес-Строй", ООО "Реставрация СТК" на действия заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Сохновская средняя общеобразовательная школа" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Завершение реконструкции и ввод в эксплуатацию пристройки к МБОУ "Сохновская средняя общеобразовательная школа"", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300192416000019, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "Стройтехника", ООО "Новатек", ООО "Бизнес-Строй", ООО "Реставрация СТК" на действия заказчика, при проведении электронного аукциона.
Жалобы была поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем подлежат принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа и подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалоб.
На рассмотрении жалоб по существу присутствовали:
- представитель уполномоченного органа Медведская А.В. (доверенность N 61 от 18.03.2016);
- представитель ООО "Реставрация СТК" Оникиенко А.С. (доверенность N 2015/12-133 от 07.12.2015);
- представитель ООО "Бизнес-Строй" Карташов С.А. (доверенность от 01.03.2016).
До рассмотрения жалоб от заказчика поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя заказчика.
На рассмотрение жалоб ООО "Стройтехника", ООО "Новатек" явку своих представителей не обеспечили.
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Из содержания жалоб следует, что документация электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Из пояснений уполномоченного органа по доводам жалоб следует, что жалобы ООО "Стройтехника", ООО "Бизнес-Строй", ООО "Новатек" и часть доводов жалобы ООО "Реставрация СТК" считают обоснованными. По доводам жалобы ООО "Реставрация СТК" о том, что техническое задание содержит не все материалы и технические характеристики к ним которые необходимо указать участнику закупки и о том, что документация содержит несуществующую единицу измерения представитель уполномоченного органа пояснила следующее.
Аукционная документация содержит "Требования к техническим характеристикам отдельных товаров, предполагаемых к использованию в процессе производства работ" и сметную документацию, а также инструкцию по заполнению заявок. Данная инструкция содержит следующее: "Подлежат указанию в первой части заявки параметры товаров, показатели которых содержатся в сметной документации, если требования к техническим характеристикам (показателям) этих материалов не установлены Заказчиком в приложении N 1 "Требования к техническим характеристикам отдельных товаров, предполагаемых к использованию в процессе производства работ" Технической части аукционной документации". Следовательно участник закупки должен был указать параметры товаров, перечисленных в "Требованиях к техническим характеристикам отдельных товаров, предполагаемых к использованию в процессе производства работ" и указать параметры товаров, перечисленных в сметной документации.
Также податель жалобы указывает на то, что требования к материалу "Асфальтобетонные смеси и асфальтобетон" установлены с использованием несуществующих единиц измерения: "Мпа". В данном случае единицы измерения "Мпа" следовало рассматривать как "Мпа" (МегаПаскаль). Эта ошибка (прописная буква "п", а не заглавная) является технической и возникла в ходе редактирования и копирования текста.
Рассмотрев жалобы и приложенные к ним материалы, а также документы, представленные заказчиком, уполномоченным органом, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Уполномоченным органом в связи с возникшей потребностью у заказчиком совершены действия по размещению закупки в форме электронного аукциона.
На доводу жалобы ООО "Бизнес-Строй", одному из доводов жалобы ООО "Стройтехника" и по двум доводам жалоба ООО "Реставрация СТК" комиссия по рассмотрению жалобы установила, что согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта и требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пункте 4.1.3 проекта муниципального контракта заказчиком установлено следующее: "Подрядчик обязан: Обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения контракта (должен быть зарегистрирован в установленном порядке и иметь соответствующие действующие лицензии по пожарным работам без субподряда и другие разрешительные документы в соответствии с действующим законодательством на выполнение видов деятельности в рамках контракта)".
Согласно пункта 9 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты заказчиком указано следующее "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица);
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 статьи 31 Закона (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона (наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам, являющимися объектом закупки).
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Комиссия Красноярского УФАС России обращает внимание, что заказчиком в проекте муниципального контракта установлено требование о наличии у участника закупки лицензию на пожарные работы, однако в нарушение статьи 64 Закона о контрактной системе в документации электронного аукциона не содержится требования о предоставлении копии лицензии в составе второй части заявки. Также как установлено комиссией по рассмотрению жалобы в разъяснениях аукционной документации 11.03.2016 заказчик, уполномоченный орган на запрос участника закупки отвечают, что участнику аукциона в составе второй части заявки необходимо предоставить действующую лицензию на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В разъяснениях от 14.03.2016 заказчик указывает следующее: "Участнику аукциона в составе второй части заявки не надо предоставлять действующую лицензию на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. По мнению комиссия информация изложенная в проекте муниципального контракта и в разъяснениях аукционной документации является противоречивой и может ввести участников закупки в заблуждение.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Виды работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства утверждены Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства".
Исследовав документацию электронного аукциона, комиссия по рассмотрению жалобы установила, что в пункте 9 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты заказчиком указано следующее "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, а именно документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 статьи 31 Закона (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона (наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам, являющимися объектом закупки).
При этом заказчик не указывает виды работ, на которые требуется допуски СРО. Согласно Закону о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Отсутствие указания на виды работ на которые требуются допуски СРО или допуске к работам по организации строительства нарушает права участников закупки.
По доводу жалобы ООО "Новатек" комиссия Красноярского УФАС России поясняет следующее.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В силу п.6 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено". В пункте 5 Перечня, указаны виды работ, а именно: "Выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком в аукционной документации данного требования не установлено что нарушает положения статьи 64 Закона контрактной системе.
По доводу жалобы ООО "Стройтехника" комиссией установлено, что согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться в том числе размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению, размещенному на официальном сайте http://zakupki.gov.ru порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта указан банк получателя: ИНН 2456006877 КПП 245601001 р/сч 40701810300001000079 ОТДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКА Г. КРАСНОЯРСК БИК 040407001 л/с 05193019400) Назначение платежа: предмет контракта. Исходя из данной информации можно сделать вывод, что обеспечение контракта должно осуществляться путем перечисления денежных средств на расчетный счет заказчика.
В пункте 24 "Обеспечение исполнения контракта, срок и порядок его предоставления" информационной карты заказчик установил, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком, или внесением денежных средств на указанный покупателем счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки самостоятельно.
Заказчиком установлены противоречивые сведения об обеспечении исполнения контракта и вводит участников закупки в заблуждение.
По доводам изложенным в жалобе ООО "Реставрация СТК" комиссия поясняет, что в пункте 21 "Требования к участникам размещения заказа" информационной карты заказчик установил следующее: "1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (торговля продуктами питания)". Указанное требование не соответствует предмету электронного аукциона, а именно "Завершение реконструкции и ввод в эксплуатацию пристройки к МБОУ "Сохновская средняя общеобразовательная школа"" (код по ОКПД2 - 41.20.40.000).
Также в пункте 31 "Требования к техническим характеристикам отдельных товаров, предполагаемых к использованию в процессе производства работ" заказчиком допущена опечатка в наименовании единицы измерения в требования к материалу "Асфальтобетонные смеси и асфальтобетон" (предел прочности при сжатии, сдвигоустойчивость, трещиностойкость) установлены с использованием несуществующих единиц измерения: "Мпа". Согласно госта ГОСТ 9128-2013 предел прочности при сжатии, сдвигоустойчивость, трещиностойкость указывается в "МПа" (МегаПаскаль).
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 27 информационной карты дата окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: 11.03.2016 г. Дата и время окончания подачи заявок 16.03.2016 то есть срок окончания подачи запросов разъяснения аукционной документации должно быть 12.03.2016.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 части 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
В статье 33 Закона о контрактной системе говориться, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в приложении N 3 "Требования к техническим характеристикам отдельных товаров, предполагаемых к использованию в процессе производства работ", установлен перечень используемых при выполнении работ материалов и требования к таким материалам (46 позиций).
Инструкция по заполнению заявок содержит следующее указание: "Подлежат указанию в первой части заявки параметры товаров, показатели которых содержатся в сметной документации, если требования к техническим характеристикам (показателям) этих материалов не установлены Заказчиком в Приложении N 1 "Требования к техническим характеристикам отдельных товаров, предполагаемых к использованию в процессе производства работ" Технической части аукционной документации".
Как видно из изложенного выше документация электронного аукциона не содержит единого перечня товаров, предполагаемых к использованию в процессе производства работ.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчиком были нарушены требования Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы участника закупки.
Рассмотрев обстоятельства жалоб в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 ст. 99, частью 8 статьи 106 Федерального Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобы ООО "Стройтехника", ООО "Новатек", ООО "Бизнес-Строй", ООО "Реставрация СТК" обоснованными.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе закупок.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников в сфере закупок
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 марта 2016 г. N 291
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2016