Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 февраля 2016 г. N 194,195
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, П.М. Зинкеева, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Стройинвест", ООО "Крас-Тендер" на действия заказчика - Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее - заказчик), Уполномоченного органа - Управления муниципального заказа и потребительского рынка Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика путем проведения открытого конкурса "Выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Интернат на 250 мест" в п. Носок с.п.Караул Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района" (далее - открытый конкурс) установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "Стройинвест", ООО "Крас-Тендер" (далее - податели жалоб) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения открытого конкурса, извещение N0319300003415000635.
Существо жалоб: несоответствие документации об открытом конкурсе требованиям Закона о контрактной системе.
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателей жалоб, Заказчика и Уполномоченного органа было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и Уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
ООО "Стройинвест", ООО "Крас-Тендер", уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы явку представителей не обеспечили.
До рассмотрения жалобы от Уполномоченного органа поступило пояснение и ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей.
Из содержания жалобы ООО "Стройинвест" следует, что конкурсная документация составлена с нарушениями требований Закона о контрактной системе, в связи с тем обстоятельством, что Заказчиком, установлено излишнее требование к участникам закупки, о предоставлении Лицензии Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Проект контракта не содержит информации относительно конкретного срока возврата обеспечения исполнения контракта в денежной форме
В документации отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке.
Из содержания жалобы ООО "Крас-Тендер" следует, что конкурсная документация содержит положения, нарушающие требования пункта 11 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085.
Уполномоченный орган, Заказчик в письменных пояснениях с доводами, изложенными в жалобах не согласились и пояснили, что документация открытого конкурса составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, все доводы, перечисленные в жалобах являются необоснованными.
Рассмотрев жалобы, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей потребностью Заказчика, Уполномоченным органом совершены действия по определению поставщика путем проведения открытого конкурса "Выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Интернат на 250 мест" в п. Носок с.п.Караул Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района".
Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Заказчик в пункте 24 информационной карте указал, что порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации указаны в "Извещении о проведении открытого конкурса".
Согласно извещению о проведении открытого конкурса срок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации: 1) Начало срока предоставления - с даты начала подачи заявок на участие в открытом конкурсе; 2) Окончание срока предоставления - 18.02.2016 (при условии, что запрос поступил не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в данном конкурсе). Порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации осуществляется в соответствии с положениями статьей 50 Закона о контрактной системе.
Так как "Извещение о проведении открытого конкурса" является частью конкурсной документации комиссия пришла к выводу, что заказчиком соблюдены требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Положениями Закона о контрактной системе не предусмотрен определенный срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, следовательно, Заказчик самостоятельно определяет и включает в контракт условие о сроках возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
В пункте 10.4. проекта контракта, заказчиком установлено: "В случае, если в качестве обеспечения исполнения своих обязательств по настоящему контракту Подрядчиком выбрано внесение денежных средств, то внесенные средства возвращаются Подрядчику не ранее 6 месяцев с даты получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, может быть установлен со дня надлежащего исполнения обязательств по контракту (пункта 1 части 1 статьи 352 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с частью 1 статьи 314 Гражданского кодекса РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Таким образом, Комиссия делает вывод об отсутствии в проекте контракта информации относительно конкретного срока возврата обеспечения исполнения контракта в денежной форме, что является нарушением требований части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как указано в пункте 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства
Виды работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства утверждены Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009г. N624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства".
В конкурсную документацию (в техническое задание, проектно-сметную документацию) включены работы по монтажу автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией. В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" подлежит лицензированию.
Проведя анализ конкурсной документации комиссия по рассмотрению жалобы установила, что Заказчиком в пункте 10 информационной карты установлено, что Выполнение работ осуществляется при условии наличия у Подрядчика нижеследующих документов (участник должен иметь в наличии документы, по одному из предлагаемых вариантов): 1-й вариант:
1.1. действующее Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Свидетельство), выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, с наличием в Свидетельстве допусков на право заключать договоры (контракты) по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по договору (контракту) превышает начальную (максимальную) цену договора (контракта), видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (кроме особо опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии):
Наименование вида работ |
п.33.* Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), п.п.33.3.* Жилищно-гражданское строительство. |
*нумерация приведена в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009г. N 624 "Об Утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
2-й вариант (участник должен иметь в наличии оба документа, указанные в данном варианте):
2.1. действующее Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые
оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Свидетельство), выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, с наличием в Свидетельстве допусков следующих видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (кроме особо опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии):
Наименования видов работ |
п.3.6.*Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов |
п.4.2.* Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин) |
п.5.2.* Свайные работы, выполняемые в мерзлых и вечномерзлых грунтах |
п.5.3.* Устройство ростверков |
п.5.9.* Погружение и подъем стальных и шпунтованных свай |
п.6.1.* Опалубочные работы |
п.6.2.* Арматурные работы |
п.6.3.* Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций |
п.10.1.* Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений |
п.10.3.* Монтаж, усиление и демонтаж резервуарных конструкций |
п.10.4.* Монтаж, усиление и демонтаж мачтовых сооружений, башен, вытяжных труб |
п.10.5.* Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций |
п.10.6.* Монтаж и демонтаж тросовых несущих конструкций (растяжки, вантовые конструкции и прочие) |
п.12.5.* Устройство оклеечной изоляции |
п.12.8.* Антисептирование деревянных конструкций |
п.12.9.* Гидроизоляция строительных конструкций |
п.12.10.* Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования |
п.12.12.* Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования |
п.17.1.* Укладка трубопроводов канализационных безнапорных |
п.17.2.* Укладка трубопроводов канализационных напорных |
п.17.3.*Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей |
п.17.4.* Устройство канализационных и водосточных колодцев |
п.17.7.* Очистка полости и испытание трубопроводов канализации |
п.18.1.* Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия |
п.18.3.* Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения |
п.18.5.* Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения |
п.20.2.* Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно |
п.20.5.* Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ |
п.23.32.* Монтаж водозаборного оборудования, канализационных и очистных сооружений |
п.25.2.* Устройство оснований автомобильных дорог |
п.25.4.* Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами |
*нумерация приведена в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009г. N 624 "Об Утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
2.2. действующая Лицензия на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений").
Исходя из выше перечисленного участник закупки должен предоставить в составе заявки копии документов по одному из подходящих для него вариантов.
Согласно пункту 11 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила) для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 указанных Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил Показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В соответствии с пунктом 27 информационной карты открытого конкурса установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев (%):
Наименование критериев оценки заявки |
Величина критерия оценки заявок* |
Значимость критериев оценки заявок |
1 .Цена контракта |
60% |
0,6 |
2. Качественные и функциональные характеристики объекта закупки |
20% |
0,2 |
3. Квалификация участника закупки |
20% |
0,2 |
При этом информационной картой в составе критерия оценки "Квалификация участника закупки" установлен подкритерий "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Деловая репутация участника" со значимостью показателя 20%.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены положения Правил, поскольку значимость показателя "Опыт участника закупки" установленная в конкурсной документации не составляет не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Учитывая совокупность вышеприведенных обстоятельств, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
Таким образом, документация об открытом конкурсе подлежит изменению.
проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Крас-Тендер" обоснованной.
3. Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими требования статей 32, 34 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об открытом конкурсе.
5. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика, уполномоченного органа.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 февраля 2016 г. N 194,195
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2016