Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 марта 2016 г. N 229
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Д.С. Кислицына, специалиста - эксперта, рассмотрев жалобу ООО "Бизнес-Строй" на действия заказчика - МБОУ "Средняя школа N 5" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт полов в спортивном зале" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Бизнес-Строй" на действия Заказчика, при проведении аукциона.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес Заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрение жалобы присутствовали:
- представитель ООО "Бизнес-Строй" - Карташов Сергей Александрович (доверенность от 11.02.2016);
- представитель Администрации города Ачинса Красноярского края - Шаробайко Рушания Фаритовна (доверенность от 19.01.2016);
- представитель Заказчика - Маркеева Оксана Геннадьевна (доверенность от 29.02.2016);
- представитель Заказчика - Оспищев Валентин Борисович (распоряжение от 07.08.2009).
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы следует, что в соответствии с техническим заданием в ходе исполнения контракта подрядчиком должны быть выполнены работы по устройству ленточной теплоизоляции и звукоизоляции под лаги из древесноволокнистых плит в количестве 560 м2.
Выполнение работ по устройству ленточной теплоизоляции, предусмотренных пунктом 6 технического задания, требуют наличия у участника закупки действующего свидетельства СРО.
Согласно пункту 5.8 проекта контракта приемка результатов выполненных работ оформляется в соответствии с Законно о контрактной системе.
По мнению ООО "Бизнес-Строй" Закон о контрактной системе не устанавливает требований к оформлению приемки результатов выполненных работ. Следовательно, действия Заказчика не подлежат признанию надлежащим исполнением требований статьи 34 Закона о контрактной системе.
Пунктом 4.1 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан выполнить работы исключительно собственными силами, без привлечения субподрядных организаций. ООО "Бизнес-Строй" считает, что данное условие нарушает права участников электронного аукциона.
В пункте 2.3 проекта контракта установлено, что оплата работ осуществляется без предоплаты, по безналичному расчету не более чем в течение 30 дней со дня подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ (КС-3), получения счета/счета-фактуры.
По мнению ООО "Бизнес-Строй" Заказчиком нарушены требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Как следует из пункта 11.1 проекта контракта действие контракта связано с моментом его подписания (начало действия контракта) и до полного исполнения обязательств сторонами (окончание действия контракта), то есть окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действия сторон контракта. Данное событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно может определять окончание течения срока, в том числе срока действия контракта.
Таким образом, учитывая, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом, как следует из пункта 11.1 проекта контракта, данный срок не определен. В данном случае невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Из пояснений Уполномоченного органа и Заказчика следует, что в пункте 6 Технического задания, согласно конструкции пола прокладка из древесноволокнистых плит, толщиной 10мм не является теплоизоляцией, а является звукоизоляцией, поэтому не подпадает под действия приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
Таким образом, не требуется наличие у участника закупки Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией.
Учитывая, что положениями Закона о контрактной системе установлена обязанность для заказчика по оформлению документа о приемке товара, работы, услуги, отсутствие такого оформленного и подписанного заказчиком документа не является принятием заказчиком товара, работы, услуги без замечаний.
Запрет привлекать к исполнению муниципального контракта субподрядчиков представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора подряда после проведения аукциона, а не требование к участникам размещения заказа о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, на момент проведения аукциона, поэтому включение этого условия в документацию об аукционе не противоречит Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В пункте 2.3 проекта контракта установлено, что оплата работ осуществляется без предварительной оплаты, по безналичному расчету, не более чем в течение 30 дней со дня подписания Заказчиком акта сдачи0приемки выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ (КС-3), получения счета/счета-фактуры.
Приемка объекта, а следовательно подписание акта о приемке выполненных работ и других документов осуществляется после получения полного комплекса документов указанных в пункте 2.3 проекта контракта.
Положения Закона о контрактной системе не регулируют вопрос указания срока действия контракта в проекте контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В извещении о проведении электронного аукциона и в документации об электронном аукционе, установлен срок выполнения работ: с момента заключения контракта в течение 40 календарных дней.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также документы, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к соответствию требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 Технического задания установлено, что подрядчиком должны быть выполнены работы по устройству ленточной тепло- и звукоизоляции под лаги из древесноволокнистых плит.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ, определенные Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическим или юридическими лицами.
Выполнение работ по устройству ленточной теплоизоляции, предусмотренной пунктом 6 Технического задания, требуют наличия у участника закупки действующего свидетельства СРО, о допуске к следующим видам работ: работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования.
Таким образом Заказчиком нарушены требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Пунктом 5.8 Проекта контракта установлено - для проверки предоставленных "Подрядчиком" результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта "Заказчик" проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, проводится "Заказчиком" своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов. Приемка результатов выполненных работ оформляется в соответствии с Законом о контрактной системе.
Положениями Закона о контрактной системе установлена обязанность для Заказчика по оформлению документа о приемке товара, работы, услуги.
Таким образом Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации в договор подряда может быть включено условие о личном выполнении подрядчиком работы.
Пунктом 4.1 Проекта контракта установлено - Подрядчик обязан выполнить работы исключительно собственными силами, без привлечения субподрядных организаций.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон о контрактной системе не запрещает Заказчику устанавливать требования о выполнении работы собственными силами без привлечения субподрядчиков.
Таким образом Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
Анализ аукционной документации заказчика, информационной карты, технического задания, проекта контракта, Комиссии показал, что в соответствии с пунктом 2.3. проекта контракта установлено, что оплата работ осуществляется без предварительной оплаты, по безналичному расчету, за фактически выполненные объемы работ, в течение 30 дней со дня подписания акта о приемке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) и счета/ счета-фактуры.
Таким образом, Комиссия отмечает, на основании вышеизложенного, приемка объекта, а следовательно подписание акта о приемки выполненных работ и других документов осуществляется только после получения полного комплекса документов указанных в пункте 2.3 проекта контракта. Следовательно, у заказчика отсутствуют основания для отказа от оплаты выполненных работ.
Таким образом Заказчиком не нарушен Закон о контрактной системе.
Необоснованным является довод подателя жалобы относительно того, что в проекте контракта сформулированный заказчиком срок действия контракта: до полного исполнения обязательств, не позволяет однозначно определить срок окончания действия такого контракта, не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии. Так, согласно пункту 3.1. проекта контракта указано: в течении 40 календарных дней. "Подрядчик" обязан приступить к выполнению работ в день, следующий за заключением контракта.
Согласно статье 190 ГК РФ, установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. В силу части 2 указанной статьи, срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно статье 431 ГК РФ, при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Следовательно, на основании вышеизложенного Комиссия отмечает, что предельный срок исполнения принятых сторонами обязательств по контракту предполагается указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Таким образом Заказчиком соблюдены требования статьи Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес-Строй" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушении, путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее чем на 7 дней, с момента опубликования изменений в аукционную документацию на официальном сайте.
5. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица Заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 марта 2016 г. N 229
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2016