Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 февраля 2016 г. N 106
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Бизнес-Строй" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика-застройщика" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных закупок и поддержки предпринимательства" (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и территорий общего пользования на территории ЗАТО г. Зеленогорск" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 28.01.2016 поступила жалоба ООО "Бизнес-Строй" (далее - податель жалобы) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0819300038015000143.
Существо жалобы: включение в состав лота работ, услуг, технологически и функционально не связанных с работами, услугами, выполнение, оказание которых являются предметом электронного аукциона.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал директор уполномоченного органа Заречный Василий Анатольевич (распоряжение от 15.06.2015 N 50/лс, удостоверение личности).
Явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы и заказчик не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом было допущено включение в состав лота работ, услуг, технологически и функционально не связанных с работами, услугами, выполнение, оказание которых являются предметом электронного аукциона.
Согласно Приложению N1 к описанию объекта закупки в обязанность подрядчика входят в том числе: зимнее содержание автомобильных дорог, летнее содержание автомобильных дорог, формирование крон деревьев твердолиственных и мягколиственных пород, корчевка пней, посадка цветников летников рассадой, установка и обслуживание биотуалетов, подключение освещения новогодних елок.
Таким образом, по мнению подателя жалобы, при выполнении условий контракта исполнителем одновременно будут оказываться несколько работ (услуг). При этом вышеназванные услуги технологически и функционально не взаимосвязаны между собой. Формирование предмета закупки таким способом, по мнению подателя жалобы, является нарушением требований статей 33, 64 Закона о контрактной системе, а также части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), прав и законных интересов участников закупки. Включение в состав одной закупки технологически и функционально различных работ (услуг) делает невозможным участие в электронном аукционе организаций, заинтересованных в оказании только в одной конкретной услуги, например, установки и обслуживания биотуалетов или подключения освещения новогодних елок, а также ограничивает доступ к участию в электронном аукционе субъектам малого и среднего предпринимательства.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу директором уполномоченного органа были представлены в письменном виде и в устном порядке возражения, а также ходатайство о признании жалобы необоснованной.
Также директор уполномоченного органа отметил, что в приложении N 1 к документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки" установлено, что в состав услуг по содержанию автомобильных дорог и территорий общего пользования на территории ЗАТО Зеленогорск входят услуги по:
- содержанию полосы отвода, земляного полотна и системы водоотвода;
- содержанию дорожных одежд;
- содержанию искусственных и защитных дорожных сооружений, в том числе системы уличного освещения и средств регулирования дорожного движения;
- содержанию элементов обустройства автомобильных дорог и территорий общего пользования;
- зимнему содержанию автомобильных дорог;
- озеленению автомобильных дорог;
- прочим услугам по содержанию автомобильных дорог.
В описании объекта закупки установлено, что для обеспечения безопасности дорожного движения и обеспечения сохранности дорог, объектов благоустройства и озеленения услуги оказываются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (далее - Классификация), в соответствии с разделом 4 которой в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят все выше указанные работы.
По мнению директора уполномоченного органа, выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и территорий общего пользования на территории ЗАТО г. Зеленогорска, осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс. Вместе с тем, выполнение работ в ходе непрерывного комплексного процесса свидетельствуют об их функциональной и технологической связанности и правомерности объединения в один лот.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и территорий общего пользования на территории ЗАТО г. Зеленогорск.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставкой, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исследовав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что описание объекта закупки выполнено заказчиком и утверждено уполномоченным органом в Приложении N 1 к аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
В разделе "Характеристики и объем оказываемых услуг" Описания объекта закупки указано, что в состав услуг по содержанию автомобильных дорог и территорий общего пользования на территории ЗАТО г. Зеленогорск входят услуги по:
- содержанию полосы отвода, земляного полотна и системы водоотвода;
- содержанию дорожных одежд;
- содержанию искусственных и защитных дорожных сооружений, в том числе системы уличного освещения и средств регулирования дорожного движения;
- содержанию элементов обустройства автомобильных дорог и территорий общего пользования;
- зимнему содержанию автомобильных дорог;
- озеленению автомобильных дорог;
- прочим услугам по содержанию автомобильных дорог.
Из содержания пунктов 1 - 3 раздела "Требования к оказанию услуг по содержанию автомобильных дорог и территорий общего пользования на территории ЗАТО г. Зеленогорск" Описания объекта закупки Комиссией установлено, что перечень и объем услуг (работ), являющихся объектом закупки, изложен в Регламентах (Приложение N1 к Описанию объекта закупки). Указанные услуги (работы) оказываются в отношении автомобильных дорог, проездов, тротуаров, МАФ и территорий общего пользования ЗАТО г. Зеленогорск, указанных в Приложении N2 к Описанию объекта закупки. При оказании таких услуг (работ) необходимо использовать товары в соответствии с Приложением N3 к Описанию объекта закупки.
В пункте 12 Описании объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом раскрыто существо услуг по содержанию проезжей части дорог и территорий общего пользования, а именно: обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспортных средств на дорогах и территориях общего пользования местного значения ЗАТО г. Зеленогорска; обеспечение регулярного осмотра мостовых сооружений с периодичностью, установленной нормативной документацией, с ведением необходимых журналов; содержание проезжей части дорог и территорий общего пользования, устранение дефектов, архитектурное оформление и благоустройство дорог, регулярное восстановление и обновление утвержденной знаковой информации; обеспечение при установлении устойчивых благоприятных погодных условий в срок до 15.05.2016г. - нанесения разметки на искусственных неровностях, в срок до 31.05.2016 - на пешеходных переходах и перекрестках, в срок до 30.06.2016 - на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, с применением светоотражающих материалов.
Пункт 13 описания объекта закупки раскрывает следующее существо услуг по содержанию тротуаров дорог и территорий общего пользования: осуществление рационального сбора, быстрого (с периодичностью и в объемах согласно Приложению N1) удаления уличного мусора, снега, льда, смёта и случайного мусора; осуществление мероприятий по очистке территорий общего пользования от рекламных объявлений, размещенных в несанкционированных местах, в том числе на автобусных павильонах ожидания, урнах.
В пунктах 14 - 16 Описания объекта закупки заказчик и уполномоченный орган указал на необходимость оказания услуг по озеленению городских территорий, по содержанию осветительных установок и светофорных объектов, по содержанию фонтанов в предусмотренных Описанием объекта закупки объемах.
Анализ содержания Регламента оказания услуг по содержанию территорий ЗАТО г. Зеленогорск в период проведения культурно-массовых мероприятий на период с 01.02.2016 - 31.12.2016 г., входящего в состав Приложения N1 к Описанию объекта закупки, показал Комиссии, что победителю электронного аукциона надлежит производить уборку территории до и после проведения поименованных в таком Регламенте мероприятий с вывозом случайного мусора на ПТБО, а также надлежит производить установку и обслуживание биотуалетов, обеспечивать праздничное оформление улиц ЗАТО г. Зеленогорск, установку металлических конструкций елок, украшений новогодних елок, обеспечить подключение освещения новогодних елок.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Объединение в один лот работ (услуг) по содержанию полос отвода, земляного полотна и системы водоотвода, содержанию дорожных одежд, содержанию искусственных и защитных дорожных сооружений, в том числе системы уличного освещения и средств регулирования дорожного движения, содержанию элементов обустройства автомобильных дорог и территорий общего пользования, зимнему (летнему) содержанию автомобильных дорог, озеленению автомобильных дорог и территорий общего пользования, по содержанию фонтанов, по установке и обслуживанию биотуалетов, по обеспечению праздничного оформления улиц ЗАТО г. Зеленогорск, по установке металлических конструкций елок, украшению новогодних елок, по обеспечению подключения освещения новогодних елок исключает возможность участия в торгах хозяйствующих субъектов, заинтересованных в выполнении муниципального контракта только в части содержания автомобильных дорог ЗАТО г. Зеленогорск или в части содержания территорий общего пользования ЗАТО г. Зеленогорск или в иной части, а также ограничивает доступ к участию в аукционах субъектов малого и среднего предпринимательства.
Обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый вид вышепоименованных услуг (работ), а также иных услуг (работ), включенных в Описание объекта закупки, привлекает к торгам специфический круг хозяйствующих субъектов. Объединение в один лот различных услуг (работ) на объектах, перечисленных в Описании объекта закупки (различные автомобильные дороги и территории общего пользования ЗАТО г. Зеленогорск) и обладающих разным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг, приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе специфических характеристик, и ограничивает конкуренцию.
Размещение закупки укрупненным лотом нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества в электронном аукционе за право заключения муниципального контракта и выполнения работ (оказании услуг) по предмету контракта, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Именно по этой причине лишаются возможности участвовать в электронном аукционе, например, субъекты малого и среднего предпринимательства - участники рынка работ (услуг) по содержанию автомобильных дорог, по содержанию территорий общего пользования, по озеленению, по содержанию фонтанов, по обслуживанию биотуалетов, по праздничному оформлению территорий, что способствует ограничению доступа к участию в электронном аукционе указанных лиц.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в связи с объединением в один предмет закупки выполнение (оказание) работ (услуг) по содержанию полос отвода, земляного полотна и системы водоотвода, содержанию дорожных одежд, содержанию искусственных и защитных дорожных сооружений, в том числе системы уличного освещения и средств регулирования дорожного движения, содержанию элементов обустройства автомобильных дорог и территорий общего пользования, зимнему (летнему) содержанию автомобильных дорог, озеленению автомобильных дорог и территорий общего пользования, по содержанию фонтанов, по установке и обслуживанию биотуалетов, по обеспечению праздничного оформления улиц ЗАТО г. Зеленогорск, по установке металлических конструкций елок, украшению новогодних елок, по обеспечению подключения освещения новогодних елок начальная (максимальная) цена контракта составляет 148 767 002,77 рублей.
Соответственно, согласно информационной карты аукционной документации размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе составляет 1 487 670 рублей, что также влияет на количество участников закупки.
Таким образом, для того чтобы осуществить организацию работ (услуг), одному участнику закупки необходимо будет задействовать дополнительные трудовые и финансовые ресурсы. С учетом того, что такой возможностью обладают не все потенциальные участники закупки.
Комиссией также принят во внимание факт поступления на участие в электронном аукционе единственной заявки от участника закупки Муниципального унитарного предприятия "Комбинат благоустройства" ЗАТО г. Зеленогорска согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 29.01.2016 N 0819300038015000143-1.
Доводы уполномоченного органа о том, что объединение в один предмет закупки всех работ (услуг) обусловлено тем, что названные работы (услуги) функционально и технологически связаны между собой в силу Классификации, а также осуществляются в виде единого непрерывного процесса, Комиссией отклоняются как неподтвержденные фактическими обстоятельствами дела, как не свидетельствующие о том, что между выполнением (оказанием) работ (услуг) по озеленению автомобильных дорог, территорий общего пользования, по содержанию фонтанов, по обслуживанию биотуалетов, по обеспечению праздничного оформления улиц ЗАТО г. Зеленогорск, по установке металлических конструкций елок, украшению новогодних елок, по обеспечению подключения освещения новогодних елок существует непрерывная технологическая и функциональная взаимосвязь. Доказательств обратного со стороны уполномоченного органа и заказчика в адрес Комиссии представлено не было.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия заказчика и уполномоченного органа, приказом которого утверждена рассматриваемая аукционная документация, не подлежат признанию надлежащим исполнением требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес-Строй" обоснованной.
2. Признать заказчика и уполномоченный орган нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем аннулирования закупки.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Бизнес-Строй" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 февраля 2016 г. N 106
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2016