Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 марта 2016 г. N рз-269-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от уполномоченного органа - Мещерякова О.В.
от заказчика - Латыпова Ю.В., Холявченкова А.О.
от ПАО "Ростелеком" - Уллаева В.В., Хавронин Е.А.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ПАО "Ростелеком" на действия заказчика МКУ "Единая дежурно-диспетчерская служба" города Ставрополя и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, по факту закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0321300001116000044 "Услуги по предоставлению местной, внутризоновой междугородной и международной телефонной связи, а также предоставлению в пользование неограниченного доступа к сети "Интернет".
По мнению заявителя жалобы, действия заказчика в части составления документации аукциона, не соответствуют требованиям Закона 44-ФЗ.
Представитель государственного заказчика пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
2. По доводам заявителя жалобы ПАО "Ростелеком" - установлено:
Ч. 5 ст. 24 Закона N44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В ходе реорганизации МКУ "Единая дежурно-диспетчерская служба" города Ставрополя для беспроводной работы в целях реагирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах города Ставрополя, защите населения и территорий от ЦС (происшествий) по принадлежности соответствующим службам и ведомствам.
В соответствии с ФЗ N 126-ФЗ "О связи" ст. 26 Регулировании ресурса нумерации, ч. 2 Федеральный орган исполнительной власти в области связи имеет право в случаях, установленных ФЗ N 126-ФЗ "О связи", изменять, изымать полностью или частично ресурс нумерации, выделенный оператору связи.
Статьёй 34 Конституции РФ утверждается право на осуществление каждым предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом свобода ведения такой деятельности провозглашается исключительно в случае осуществления ее в соответствии с требованиями закона при отсутствии признаков недобросовестностной конкуренции.
На основании части 2 статьи 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
ПАО "Ростелеком", принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, должно осознавать, что оно несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о закупках, в случае совершения ими действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона и в ущерб государственных интересов.
При этом действиями (бездействием) победителя аукциона не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, с нарушением обеспечения публичных интересов в этих правоотношениях.
Так, согласно пункту 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации любые права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В силу установленной Законом о контрактной системе специфики документооборота на электронной площадке невыполнение участником электронных торгов таким требованиям является правовым риском признания его, уклонившимся от заключения контракта, поскольку наличие у него соответствующего волеизъявления на заключение контракта должно быть реализовано в установленном законом порядке и сроки.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ N51-ФЗ от 30 ноября 1994 года Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Претендуя на заключение контракта путем участия в аукционе, ПАО "Ростелеком" не только имел возможность учитывать специфику заключения контрактов на электронной площадке, но и обязан был это сделать. Невыполнение в данном случае победителем обязательных требований закона влечет невозможность заключения с ним контракта, и как следствие влечет не только нарушение законных прав и интересов заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения закупки.
Согласно части 2 статьи 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
То есть, участник закупки, ПАО "Ростелеком" заранее (до подачи заявки) был ознакомлен с требованием и условиями аукционной документации, в том числе и проектом контракта, что позволяло в полной мере подать заявку на участие.
Таким образом, доводы заявителя жалобы ПАО "Ростелеком" необоснованны.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика - МКУ "Единая дежурно-диспетчерская служба" города Ставрополя и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя нарушений требований Закона N44-ФЗ не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Ростелеком" на действия заказчика МКУ "Единая дежурно-диспетчерская служба" города Ставрополя и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, по факту закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0321300001116000044 "Услуги по предоставлению местной, внутризоновой междугородной и международной телефонной связи, а также предоставлению в пользование неограниченного доступа к сети "Интернет" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 марта 2016 г. N рз-269-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2016