Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 февраля 2016 г. N рз-164-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Тюменев Н.В., Нужная Ю.Б.
от уполномоченного органа - Мещерякова О.В.
от ООО "ЮГТРАССТРОЙ", ООО "СтавСтройТраст", ООО "Спектр" -представители не прибыли.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО "ЮГТРАССТРОЙ", ООО "СтавСтройТраст" и ООО "Спектр" на действия заказчика - Администрации Промышленного района города Ставрополя и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001116000007 "Работы по ремонту внутриквартальных автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе и тротуаров, ливневых канализаций, въездов во внутриквартальные территории".
По мнению заявителей жалоб, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
2. По доводам заявителя жалобы ООО "ЮГТРАССТРОЙ" - установлено:
1). Позиция N 23. Требования к товарам. Болты. Установлены требования - "Масса одного болта, г. 190, 9; Номинальный диаметр резьбы необходим не менее 10 мм, Болты должны соответствовать требованиям ГОСТ".
Согласно ГОСТ 7805-70 И гост 7798-70 под указанную массу подходит только болт с диаметром резьбы 20 мм и длиной 50 мм.
Из разъяснений заказчика следует, что "Используются болты с шестигранной головкой (согласно пунктами 67,87 раздела N 3 "Локальный сметный расчет" части 3 "Технического задания". Пункт 67 (ТЕР 27-09-001-08) сметного расчета устанавливает, что для устройства металлических пешеходных ограждений используются - болты шестигранные диаметром 8 мм, а по пункту 87 (ТЕР 27-09-008-01) для установки дорожных знаков - болты с шестигранной головкой с диаметром резьбы 10 мм. Согласно вышеуказанных ГОСТ болт диаметром резьбы 10 мм не может иметь длину более 200 мм и массу более 133, 08 гр.
Таким образом, заказчик установил требования к характеристикам товара, который в работах использоваться не будет.
Данный довод заявителя обоснован, остальные не нашли своего подтверждения.
По доводам заявителя жалобы ООО "СтавСтройТраст" - установлено:
В соответствии с частью 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Согласно части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Так в разделе 2 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" в позиции 23 "Болты" заказчиком установлено требование к механическим свойствам болтов, но заказчиком не указаны единицы измерения относительного удлинения и предела текучести, в чем можем удостовериться:
"Механические свойства болтов требуются, не менее: временное сопротивление, Н/мм2, 510" - в данном случае присутствует единица измерения временного сопротивления, а далее следует точка с запятой ";", разделяющая два показателя, затем установлено требование к пределу текучести, но уже без единицы измерения в следующем виде: "предел текучести, 195", затем снова стоит разграничение точка с запятой ";", и снова нарушение - установление требования к относительному удлинению без указания единиц измерения.
Данная жалоба ООО "СтавСтройТраст" обоснованная.
По доводам заявителя жалобы ООО "Спектр" установлено:
1). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от29.12.2015 г. N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, запрещено" утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, запрещено с 1 января 2016 г. В пункте 5 вышеуказанного перечня установлено: Выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, Заказчик, Уполномоченный орган должны были установить соответствующий запрет в извещении о проведении электронного аукциона на основании ст.14 Федерального закона N44-ФЗ.
Однако в извещении и аукционной документации данный запрет отсутствует, что по нашему мнению является незаконным.
2). В п.11.5 Проекта контракта заказчиком установлено требование: "11.5. Если после заключения настоящего контракта у банка, выдавшего гарантию, отозвана лицензия на ведение банковской деятельности, Подрядчик обязан в течение 10 (банковских дней) предоставить новое обеспечение исполнения настоящего контракта".
Согласно пункту 4 статьи 96 Закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта в соответствии с Закона N 44-ФЗ. Пунктом 3 статьи 96 закреплено: "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. При этом у заказчика имеется возможность получения актуальной информации о состоянии банковской гарантии. Так как согласно части 8 статьи 45 Закона N 44-ФЗ банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Кроме того, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика требовать замены банковской гарантии на иную форму обеспечения исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка.
3). В позиции 23 болты заказчиком установлено требование: "Масса одного болта, г, 190,9". В соответствии с ГОСТ 7798-70 указанному требованию подходит только болт с диаметром резьбы 20мм и длиной 50мм.
Заказчик же требует: "Номинальный диаметр резьбы необходим не менее 10 мм. Длина болта не менее 20 мм".
Требования заказчика вводят в заблуждение.
На запрос участника заказчиком было дано разъяснение.
Текст разъяснения от 08.02.2016 17:41:
"ВОПРОС: Поз.23 Требований к товарам. Болты. Установлено требование - Масса одного болта, г, 190,9. По указанному требованию подходит только болт с диаметром резьбы 20мм и длиной 50мм. Прошу разъяснить, зачем в требованиях установлены диапазоны значений по остальным, кроме массы, параметрам? Кроме того, прошу разъяснить, для каких работ будет применяться товар и согласно какой конкретной позиции сметы принята стоимость болтов?
ОТВЕТ: Участник закупки формирует заявку на участие в аукционе в соответствии с действующим законодательством, в соответствии с установленными требованиями. Используются Болты с шестигранной головкой (согласно пунктам 67,87 раздела N 3 "Локальный сметный расчет" части 3 "Технического задания")".
Согласно Локально-сметного расчета в стоимость контракта включены болты с шестигранной головкой с диаметром резьбы 10 мм.
Данные доводы заявителя обоснованы, остальные не нашли своего подтверждения.
Таким образом, в действиях заказчика - Администрации Промышленного района города Ставрополя и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя установлены нарушения требований пп. 1,2 ч. 1 ст. 33; ст. 14; ст. 45 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтавСтройТраст" на действия заказчика - на действия заказчика - Администрации Промышленного района города Ставрополя и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001116000007 "Работы по ремонту внутриквартальных автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе и тротуаров, ливневых канализаций, въездов во внутриквартальные территории" - обоснованной.
2. Признать жалобы ООО "ЮГТРАССТРОЙ", и ООО "Спектр" на действия заказчика - на действия заказчика - Администрации Промышленного района города Ставрополя и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001116000007 "Работы по ремонту внутриквартальных автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе и тротуаров, ливневых канализаций, въездов во внутриквартальные территории" - частично-обоснованными.
3. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика - Администрации Промышленного района города Ставрополя и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, не соответствующими требованиям пп. 1,2 ч. 1 ст. 33; ст. 14; ст. 45 Закона N44-ФЗ.
4. Выдать заказчику - Администрации Промышленного района города Ставрополя и уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 февраля 2016 г. N рз-164-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2016