Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 19 февраля 2016 г. N РЗ-181-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика -Дружко О.Д., Землянская С.Ф.
от ООО "ОСИРИС-ЛАБ" - представитель не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО "ОСИРИС-ЛАБ" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Георгиевская центральная поликлиника", по факту проведения аукциона в электронной форме N 0321300109916000009 "поставка наркологических тестов для нужд бюджетного учреждения Ставропольского края".
По мнению заявителя, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
2. По доводам заявителя жалобы ООО "ОСИРИС-ЛАБ" - установлено:
1). В соответствии с п.1.ч.1ст.64 ФЗ-44 документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ст. 33 ФЗ-44 заказчик при описании документации о закупке наркологических тестов руководствовался правилами закрепленными положениями данной статьи. Во исполнение указанных выше норм Закона, заказчик в приложении N1 к техническому заданию документации об аукционе представил описание требуемых ему к поставке товаров. Техническое задание к извещению о проведении электронного аукциона N 0321300109916000009 составлено с учетом потребностей ГБУЗ СК "Георгиевская центральная поликлиника".
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) тесты на выявление спайсов и тесты на выявление 10-ти видов наркотиков в моче имеют одинаковый код по ОКПД2- 32.99.59.000 Изделия готовые прочие, не включенные в другие группировки. В соответствии с единым кодом по ОКПД2 закупаемые тесты были объединены в один лот.
В своей жалобе Заявитель указывает, что существенным условием ограничения конкуренции является поставка теста для определения синтетических каннабиноидов. Данное заявление не соответствует действительности, тесты на синтетические каннабиноиды (спайсы) не являются эксклюзивными. Продажу аналогичных тестов на спайс, производства Т@D innovationen, Германия уже давно осуществляет компания ООО "Евродиагностик", официальный сайт www.TD-inno.com.
Кроме того, действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик закупаемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Установленные заказчиком характеристики не ограничивают потенциальных участников аукциона в электронной форме, так как весь товар находится в свободном обращении на территории Российской Федерации, производится не менее чем двумя производителями, имеет регистрационные удостоверения.
Предметом аукциона является поставка, а не производство тест-полосок. Объектом закупки выступает товар для купли-продажи которого не требуется специального разрешительного документа; тесты являются товаром свободного торгового оборота (любое физическое, юридическое лицо вправе приобрести и реализовать данный товар).
На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы ООО "ОСИРИС-ЛАБ" не нашли своего подтверждения.
3. Вместе с тем в ходе внеплановой проверки установлено:
1). Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
Частью 1 статьи 45 Закона о закупках установлено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В нарушение данной нормы Закона о закупках, заказчик в пункте 12.2.1 раздела 12 Документации установил, что в качестве обеспечения исполнения контракта принимаются банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса РФ перечень банков....
2). В п. 12.2.4 документации и в п. 6.5 проекта контракта установлено:
"_В случае если по каким-либо причинам представленное обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение Поставщиком своих обязательств по настоящему Контракту, Поставщик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения на тех же условиях и в том же размере_".
Из толкования приведенного пункта проекта контракта следует, что он дает заказчику право требовать замены обеспечения в случае, когда обеспечение перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта, то есть действие банковской гарантии должно прекратиться в период исполнения контракта.
Согласно пункту 4 статьи 96 Закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта в соответствии с Закона N 44-ФЗ. Пунктом 3 статьи 96 закреплено: "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. При этом у заказчика имеется возможность получения актуальной информации о состоянии банковской гарантии. Так как согласно части 8 статьи 45 Закона N 44-ФЗ банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Кроме того, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика требовать замены банковской гарантии на иную форму обеспечения исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка.
3). В проект контракта не включено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате, на размер налоговых платежей связанных с оплатой контракта с физическим лицом (за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица) (часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе).
4). Согласно ч. 27 ст. 34 Закона N44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем). - в нарушении данной нормы проекте данное условие отсутствует.
Таким образом, в действиях заказчика - ГБУЗ СК "Георгиевская центральная поликлиника" установлены нарушения требований ст. 45, ч. 13 и ч. 27 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОСИРИС-ЛАБ" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Георгиевская центральная поликлиника", по факту проведения аукциона в электронной форме N 0321300109916000009 "поставка наркологических тестов для нужд бюджетного учреждения Ставропольского края" - необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика -- ГБУЗ СК "Георгиевская центральная поликлиника" не соответствующими требованиям ст. 45, ч. 13 и ч. 27 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - ГБУЗ СК "Георгиевская центральная поликлиника" - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 19 февраля 2016 г. N РЗ-181-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2016