Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 января 2016 г. N рз-69--2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от муниципального заказчика - Аппаков И.С., Надеин А.Ю.
от ООО "Селена" - Доронд В.П.
от ИП Крюков В.П.- представитель не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Крюков В.П., ООО "Селена" на действия заказчика - ГБУЗ СК "ДГБ" г. Кисловодска по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300027615000143 "Выполнение работ по устройству навеса в 2016 году".
По мнению заявителей жалоб документация электронного аукциона N 0321300027615000143 не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
1. По доводам заявителей жалоб ИП Крюков В.П., ООО "Селена" - установлено:
1). Уайт-спирит (нефрас-С4-155/200) не является торговым наименованием или торговой маркой, поэтому заказчиком не указано "или эквивалент" в описании. Требования к указанному материалу никак не ограничивают число участников аукциона, так как материал находится в свободном доступе и изготавливается не единственным производителем.
2). ГОСТ 9466-75 устанавливает требования к размерам электродов, а не требования к конкретным электродам Э38 - Э42. "Э38" и "Э42" не являются торговыми наименованиями или Торговыми марками, это тины электродов для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей, поэтому заказчиком не указано "или эквивалент" в описании. Таким образом, заказчик никоим образом не ограничивает число участников закупки.
3). Участник ссылается на пункт 18 технического задания: "...Требуется соответствие товара государственному стандарту, регламентирующему данный вид материала. 21. Пена должна быть...". В техническом задании не предложения "Требуется соответствие государственному стандарту 21".
Ссылаясь на пункт 5, участник в жалобе сам указывает "ГОСТ 5583-78.Должен". Знак препинания указывает на конец предложения, а заглавная буква - на начало нового предложения. Никакой ссылки на несуществующий документ заказчиком не сделано.
Ссылаясь на пункт 17 "Болты с гайками и шайбами", участник в жалобе сам указывает "Шайбы должны быть изготовлены из стали марки: 35,40.Покрытие должно быть...... Аналогично, знаки препинания указывают на конец предложения, а заглавная буква - на начало нового предложения. Никаких не существующий марок стали заказчик не требует.
Таким образом, участник вводит в заблуждение контролирующий орган, дискредитируя заказчика.
4). Требования к цементу определяются его непосредственным использованием в ходе выполнения работ, определяя качество этих работ. При этом заказчик никаким образом не ограничивает участников закупки -не указана конкретная торговая марка, либо единственный производитель. Таким образом, заказчиком не нарушал требования Федерального закона и не предъявлял необоснованные требования к материалу.
5). В соответствии с частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень видов работ но инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее -Приказ). Пункт 2 данного приказа устанавливает, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, но строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии частью 1 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Документация электронного аукциона соответствует требованиями ст.64 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Таким образом, Заказчиком соблюдены нормы Закона N 44-ФЗ и Гражданского кодекса РФ, так как аукционная документация была размещена на официальном сайте в полном объеме, а именно: были размещены локальные сметные расчеты, содержащие сведения об объемах, видах и содержании работ, с указанием стоимости каждого вида работ.
2. По поводу доводов качающихся требования к химическому составу материала, то установлено следующее:
Статьей 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и т.д.; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В силу пункта 3 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. Согласно правилам приемки строительных материалов (правила приемки также регламентируются ГОСТ на определенный вид товара) производитель при передаче товара покупателю, помимо товарных накладных, актов приема-передачи и прочих 6 А63-6164/2015 правоустанавливающих документов, предоставляет покупателю, паспорта качества на товар, а также протоколы испытаний на продаваемый материал. В вышеуказанных документах указаны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара. В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки, входящей в состав документации электронного аукциона, участниками закупки указываются конкретные (точные) значения параметров (показателей) предлагаемого для использования товара, если это допустимо в соответствии с технической документацией производителя предлагаемого товара (материала), (то есть за исключением случаев, когда производитель товара по указываемому показателю не использует конкретный показатель, либо специфика производства товара не позволяет использовать конкретные показатели на стадии подачи заявки). Не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное значение
При составлении требований к техническим и функциональным характеристикам (потребительским) свойствам товаров (материалов), министерство руководствовалось требованиями, указанными в статье 33 Закона N 44-ФЗ, и использовало (в частности при описании оспариваемых позиций) исключительно технические регламенты, стандарты (ГОСТ) и технические условия, регламентирующие строительные материалы (бетоны и растворы строительные). В аукционной документации установлены показатели основных материалов, которые будут использоваться при выполнении работ в соответствии с требованиями ГОСТ. Стандартами установлены обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики выполняемых работ по ремонту. Также, заказчиком в аукционной 7 А63-6164/2015 документации установлена подробная инструкция по заполнению заявки для участия электронном аукционе. То есть, исходя из требований аукционной документации, участники закупки должны указать показатели материалов в соответствии с требованиями ГОСТ, а именно: указать в пределах, указанных в аукционной документации. Доводы заявителя, о том, что Закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об аукционе, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ, ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе или служат для отклонения заявок впоследствии - необоснован, поскольку данные нарушения не являются существенными и носят формальный характер. Данная позиция согласуется с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Арбитражного суда кассационной инстанции по делу N А63-6164/2015 от 18.12.2015 г.
3. Что касается доводов на положения обоснования НМЦК, то согласно ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках) установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о закупках федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, которым является Ставропольским УФАС России, осуществляется контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 99 Закона о закупках установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении - обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
При таких обстоятельствах у Ставропольского УФАС России в рамках Закона о контрактной системе отсутствуют полномочию по проведении проверок на предмет соблюдения требований заказчиками Закона в части формирования обоснования начальной максимальной цены контракта.
На основании вышеизложенного, доводы заявителей жалоб ИП Крюков В.П., ООО "Селена" необоснованны.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее нарушение:
31 декабря 2015г. Заказчиком на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N0321300027615000143 "Выполнение работ по устройству навеса в 2016 году".
В соответствии с требованиями части 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что разъяснения, размещенные заказчиком на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru от 20.01.2016, не содержат предмета запроса разъяснений положений документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Детская городская больница" города-курорта Кисловодска, не разместившего надлежащим образом на Официальном сайте разъяснения положений документации об Аукционе, нарушают требования части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Детская городская больница" города-курорта Кисловодска при осуществлении закупки N0321300027615000143 "Выполнение работ по устройству навеса в 2016 году" установлены нарушения требований части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 (далее - Административный регламент ФАС по рассмотрению жалоб)
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Крюков В.П., ООО "Селена" на действия заказчика - ГБУЗ СК "ДГБ" г. Кисловодска по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300027615000143 "Выполнение работ по устройству навеса в 2016 году" - необоснованными.
2. На основании пункта 3.36 Административного регламента ФАС по рассмотрению жалоб, поскольку указанное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результат осуществления закупки N0321300027615000143 "Выполнение работ по устройству навеса в 2016 году"- обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 января 2016 г. N рз-69--2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2016