Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 26 февраля 2016 г. N 615/2
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 20.02.2016 N 38 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области", уполномоченного органа - Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, в отсутствие представителей заявителя - ООО "Стройинвест" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 065-16-Т по жалобе ООО "Стройинвест" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству автодорог в МКР ИЖС "Ближняя Игуменка 62.19" Белгородского района Белгородской области, протяженностью 3,663 км (привед. к ширине 3,5 м) (закупка N N0126200000416000020) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) в проекте контракта не предусмотрен размер обеспечения исполнения контракта с учетом статьи 37 Закона о контрактной системе;
2) проект контракта не содержит информацию о всевозможных значениях размеров штрафов, уплачиваемых за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств по контракту, в зависимости от цены контракта, что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Заказчик - ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" и уполномоченный орган - Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области не согласны с доводами жалобы ООО "Стройинвест", считают данную жалобу необоснованной. Представили возражения на жалобу ООО "Стройинвест", из которых следует, что доводы заявителя не соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители заказчика уполномоченного органа поддержали позицию, изложенную в возражениях, считают жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 03.02.2016 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение работ по строительству автодорог в МКР ИЖС "Ближняя Игуменка 62.19" Белгородского района Белгородской области, протяженностью 3,663 км (привед. к ширине 3,5 м).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11750100,00 рублей.
Из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N0126200000416000020 от 20.02.2016 на участие в Электронном аукционе следует, что подана одна заявка от ООО "Белмаг". Указанная заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Электронном аукционе.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, Комиссия считает необоснованными по следующим основаниям.
1) В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Извещением, пунктом 19 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе, а так же пунктом 9.1 проекта контракта установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что соответствует сумме 1175010, 00 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Как следует из материалов дела, вышеуказанные антидемпинговые меры предусмотрены пунктами 13.7 и 13.8 части 13 "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта" Раздела I "Общие положения" документации об Электронном аукционе.
Обязанности по указанию таких мер в проекте контракта Закон о контрактной системе не содержит.
С учетом вышеизложенного, доводы заявителя об отсутствии в проекте контракта документации об Электронном аукционе условий, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, являются необоснованными.
2) Из части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Из пункта 3 Правил следует, что размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Из пункта 10.3. проекта контракта следует, что в случае необоснованного отказа Заказчика от приемки выполненных работ в порядке, установленном п. 7.1, 7.2 контракта, Заказчику начисляется штраф в размере 2 % (________рублей) от цены настоящего контракта.
Из пункта 10.5. проекта контракта следует, что штрафы начисляются Заказчиком в размере 5% (__________рублей) от цены контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком следующих обязательств, предусмотренных контрактом:
- качество выполненных работ (пункт 7.2);
- срок устранения выявленных дефектов по гарантийным обязательствам (пункт 8.5);
- за доставку материалов на объект способом, не предусмотренным сметной документацией.
При рассмотрении дела заказчик пояснил следующее.
В соответствии с документацией об Электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет - 11750100,00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта обоснована заказчиком посредством применения проектно-сметного метода, что соответствует пункту 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Сметная стоимость дорожных работ в Белгородской области определяется ресурсно-индексным методом с применением ГЭСН (Государственных элементных сметных норм) на основании "Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" МДС 81-35.2004.
Сметная документация в части достоверности определения сметной стоимости проверена Государственным автономным учреждением Белгородской области "Управление государственной экспертизы". По результатам проверки выдано положительное заключение.
Начальная (максимальная) цена контракта включает, в том числе стоимость материалов, машин, механизмов, которая согласно сметным расчетам составляет не менее 75 % начальной (максимальной) цены контракта.
В случае снижения начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25%, объект не будет в полном объеме обеспечен качественными материалами и оборудованием, что может привести к нарушению технологии производства работ.
В связи с этим заказчик установил в проекте государственного контракта размеры штрафов в виде процентов от начальной (максимальной) цены контракта с учетом процентного содержания стоимости материалов и оборудования.
Кроме того, согласно представленным материалам контракт по результатам проведения Электронного аукциона подлежит заключению с единственным участником закупки - ООО "Белмаг" по начальной (максимальной) цене контракта - 11750100,00 рублей.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика по установлению в проекте государственного контракта размеров штрафов в виде процентов соответствуют требованиям части 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и согласуются с Правилами.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 26 февраля 2016 г. N 615/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2016