Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 3 марта 2016 г. N 661/2
Резолютивная часть решения оглашена 29.02.2016
Решение в полном объеме изготовлено 03.03.2016 г. Белгород
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 12.02.2016 N 31 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы САО "ВСК", при участии представителей заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Белгородской области, заявителя - САО "ВСК", рассмотрев материалы дела N 067-16-Т по жалобе САО "ВСК" на положения конкурсной документации на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Белгородской области" (закупка N 0826100001716000005) (далее - Конкурс), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба САО "ВСК" (далее - заявитель) на положения конкурсной документации при проведении Конкурса.
Из жалобы следует, в конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок участников Конкурса:
- показатели, раскрывающие содержание критериев и учитывающие особенности оценки по критерию "Качество услуг": наличие структурных подразделений Страховщика в районах Белгородской области, выполняющих полномочия Страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другого Страховщика, выполняющего указанные полномочия за счет заключившего договор обязательного страхования Страховщика на основании договора со Страховщиком;
- показатели, раскрывающие содержание критериев и учитывающие особенности оценки "Квалификация участника закупки" по ОСАГО: опыт оказания услуг по ОСАГО - 50 баллов - более 10 лет; финансовая устойчивость Страховщика - 30 баллов - наибольший размер страховых резервов Страховщика по страхованию иному, чем страхование жизни за 2015 г.
По мнению заявителя, включение в конкурсную документацию указанных критериев ограничивает конкуренцию и не соответствует требованиям статьи 8, 24, 32 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители САО "ВСК" поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил возражение, считает доводы заявителя необоснованными.
На заседании Комиссии представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в возражении.
Комиссия, рассмотрев жалобу САО "ВСК", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 10.02.2016 размещены извещение N 0826100001716000005 и Конкурсная документация.
Объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Белгородской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 534 537,85 рублей.
На момент рассмотрения жалобы САО "ВСК" контракт по результатам проведения Конкурса не заключен.
Доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, Комиссия считает необоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию о критериях оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величинах значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
В соответствии с положениями пункта 8 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий "цена контракта".
Из пункта 10 Правил следует, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил определено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" может быть, в том числе опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Из пункта 28 Правил следует, что оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки" производится в случае установления в документации о закупке показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, в соответствии с п. 10 Правил, согласно которому в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки услуг по нестоимостным критериям оценки.
В пункте 36 Информационной карты Конкурсной документации установлены стоимостные критерии оценки - цена контракта и нестоимостные критерии оценки: Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки "далее - Качество услуг"; Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации "далее - Квалификация участника закупки".
Согласно подпункту 1.1 пункта 37 Информационной карты Конкурсной документации показателем, раскрывающим содержание критериев и учитывающим особенности оценки по критерию "Качество услуг" является в том числе:
- наличие структурных подразделений Страховщика в районах Белгородской области, выполняющих полномочия Страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другого Страховщика, выполняющего указанные полномочия за счет заключившего договор обязательного страхования Страховщика на основании договора со Страховщиком.
Комиссией установлено, что качественные и функциональные характеристики объекта закупки ("Качество услуг"), установленные в Конкурсной документации, были сформированы с учетом потребностей заказчика, исходя из специфики его деятельности, что является определяющим фактором при установлении в конкурсной документации соответствующих требований и позволяет наиболее эффективно оценить победителя конкурса. Возможность устанавливать качественные и функциональные характеристики объекта закупки, исходя из своих потребностей, является законодательно правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Согласно подпункту 1.2 пункта 37 Информационной карты Конкурсной документации показателями, раскрывающими содержание критериев и учитывающими особенности оценки "Квалификация участника закупки" по ОСАГО, являются в том числе:
- опыт оказания услуг по ОСАГО (50 баллов - более 10 лет, 38 баллов - от 7 до 10 лет, 26 баллов - от 4 до 7 лет, 14 баллов - от 1 до 4 лет, 0 баллов - менее одного года);
- финансовая устойчивость Страховщика (30 баллов - наибольший размер страховых резервов Страховщика по страхованию иному, чем страхование жизни за 2015 г,; 0 баллов - отсутствие страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни у Страховщика, либо отсутствие копии бухгалтерского баланса страховой организации за последний отчетный период 2015 г. Остальные заявки участников конкурса получают количество баллов, пропорциональное значению, указанному в таких заявках по отношению к заявке, в которой указана наибольшая сумма страховых резервов Страховщика по страхованию иному, чем страхование жизни за 2015 г.
Комиссией установлено, что показатели критерия оценки заявок на участие в конкурсе "Квалификация участника закупки", установленные в Конкурсной документации, могут быть применены для оценки квалификации участника закупки, не ограничивают количество участников данной закупки, поскольку в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Установленный в подпункте 1.2 пункта 37 Информационной карты Конкурсной документации показатель "Опыт оказания услуг по ОСАГО", который подлежит оценке в рамках указанного критерия "Квалификация участника закупки", не ограничен территориально и позволяет объективно оценить опыт на территории всей Российской Федерации.
Показатель критерия "Финансовая устойчивость Страховщика" установлен в целях определения финансовой устойчивости и надежности исполнителя, так как страховые резервы фактически выражают оценочный объем страховых обязательств, связанных с осуществлением будущих страховых выплат. Данный показатель оценивается по прямой пропорции (чем больше, тем лучше). При этом отсутствие информации о страховых резервах Страховщика не является причиной отказа в допуске от участия в конкурсе участника, а дает возможность принимать участие в оценке заявок, в том числе и по иным критериям оценки.
Действующим законодательством не предусмотрены нормы, запрещающие использовать такие показатели критериев оценки, как опыт работы, связанный с предметом контракта, наличие структурных подразделений участника закупки, наличие финансовых ресурсов (финансовой устойчивости Страховщика), возможности предоставления дополнительных услуг.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявителем не представлено объективных доказательств и документально не подтвержден факт того, что требования к установленным в пунктах 36, 37 Информационной карты Конкурсной документации критериям оценки заявок на участие в конкурсе, их содержанию и значимости, а также к порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе могут привести к ограничению числа потенциальных участников данной закупки и создать одним участникам закупки преимущество перед другими.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу САО "ВСК" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 3 марта 2016 г. N 661/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2016