Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 февраля 2016 г.
Резолютивная часть оглашена 05.02.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ГРЭЙДСТРОЙ" (Нижегородская область, г. Дзержинск) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ объекта: "Строительство бассейна в с. Добрынское Суздальского района Владимирской области. (Корректировка проекта N2. Завершение строительства "под ключ") (извещение N 0128200000115011988), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - администрации Суздальского района Владимирской области (далее - администрация Суздальского района Владимирской области, заказчик) _, _, представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее уполномоченный орган) _, в отсутствие представителей заявителя жалобы - ООО "ГРЭЙДСТРОЙ".
При первоначальном рассмотрении данной жалобы, имевшем место 04.02.2016, на заседании Комиссии Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупки в вышеуказанном составе, присутствовали представители ООО "ГРЭЙДСТРОЙ" _., директор ООО "ГРЭЙДСТРОЙ", _ а так же упомянутые представители заказчика и уполномоченного органа. В порядке пункта 3.33 Административного регламента, в рассмотрении дела об административном правонарушении N Г 45-04/2016 был объявлен перерыв до 9.00 05.02.2016.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ГРЭЙДСТРОЙ" (далее - заявитель, Общество) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ объекта: "Строительство бассейна в с. Добрынское Суздальского района Владимирской области. (Корректировка проекта N2. Завершение строительства "под ключ") (извещение N 0128200000115011988).
В жалобе заявитель указал на следующие обстоятельства.
1. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0128200000115011988 от 20 января 2016 года заявка ООО "ГРЭЙДСТРОЙ" была признана несоответствующей требованиям документации об аукционе.
Обоснование отказа: п. 46 Информационной карты электронного аукциона, п.1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 13.4 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе - непредставление документов (копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, предусмотренных п. 1,2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заявитель полагает, что основания отклонения второй части заявки Общества, отраженные в протоколе подведения итогов электронного аукциона, являются формальными, не раскрывающими существо принятого аукционной комиссией решения. Указывает, что протокол подведения итогов электронного аукциона должен содержать подробное описание причин отклонения второй части заявки участника закупки.
Общество усматривает в действиях аукционной комиссии нарушение требований части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок рассмотрения вторых частей заявок, а так же порядок составления и публикации протокола подведения итогов электронного аукциона.
2. Общество полагает, что решение аукционной комиссии по отклонению второй части его заявки является незаконным и необоснованным. Заявка Общества содержала все необходимые сведения и документы. Правовых оснований для принятия такого решения у аукционной комиссии не имелось.
3. Заявитель полагает, что дополнительные требования к участнику закупки, содержащиеся в аукционной документации, являются незаконными и необоснованными.
Объект закупки, отраженный в аукционной документации не имеет отношения к тем случаям, при которых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случае отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99) устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки.
При этом заявитель ссылается на положения статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ, полагая, что предстоящее строительство не является особо опасным и технически сложным объектом.
Общество делает вывод о нарушении заказчиком положений части 6 статьи 31 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии, представитель уполномоченного органа указал следующее.
При проведении процедуры подведения итогов электронного аукциона имевшей место 20.01.2016, аукционная комиссия рассмотрела вторые части заявок участников закупки, принявших участие в процедуре электронного аукциона.
Рассмотрение вторых частей заявок участников закупки в силу положений части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, проводится на предмет их соответствия требованиям аукционной документации.
Основанием для отклонения второй части заявки участника электронного аукциона - ООО "ГРЭЙДСТРОЙ" послужило следующее: "п. 46 Информационной карты электронного аукциона, п.1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ ", О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 13.4 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе - непредставление документов ( копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, предусмотренных п. 1,2 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44".
Данный вывод аукционной комиссии, отраженный в протоколе подведения итогов электронного аукциона, сделан на основании следующих обстоятельств.
Пункт 46 Информационной карты электронного аукциона предусматривает следующее дополнительное требование к участнику данной закупки: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится закупка.
Наличие опыта подтверждается: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Данный пункт информационной карты электронного аукциона содержит информацию о правовом обосновании установления данного требования, а именно: "Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случае отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"".
Представленные в составе второй части аукционной заявки копии документов невозможно расценить, в качестве подтверждения участником закупки своего соответствия вышеназванным дополнительным требованиям.
Акт приемки законченного строительством объекта по госконтракту от 03.04.2015 N 58 не имеет номера и даты окончания работ. Сумма контракта не соответствует сумме акта приемки работ. Кроме того, условиями данного контракта предусмотрено, что оплата выполненных работ осуществляется с момента подписания акта о приемке выполненных работ (по форме N КС-2) и на основании справки о стоимости выполненных работ выполненных работ и затрат (по форме N КС-3). Данные документы Обществом в составе второй части аукционной заявки представлены не были.
Кроме того, в представленном договоре подряда от 10.01.2014 N 10/1 отсутствует цена выполненных работ. Согласно пункту 4 данного договора, цена определяется локальными сметами и дополнительными соглашениями, которые так же не были представлены в составе второй части заявки Общества.
На основании изложенного уполномоченный орган полагает, что вторая часть заявки данного участника аукциона законно и обоснованно признана не соответствующей требованиям аукционной документации. Аукционная комиссия действовала в строгом соответствии с полномочиями, определенными статьей 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 20.01.2016 содержит всю информацию, предусмотренную частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок. В указанном протоколе содержится информация об причине по которой вторая часть заявки Общества признана не соответствующей требованиям аукционной документации. Названный протокол размещен в Единой информационной системе в сфере закупок в сроки, установленные указанной нормой Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представители заказчика поддержали позицию уполномоченного органа относительно законности действий аукционной комиссии. Полагают, что протокол подведения итогов электронного аукциона содержит всю информацию, предусмотренную частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе правовые основания признания второй части заявки Общества не соответствующей требованиям аукционной документации.
Кроме того, представители заказчика обращают внимание Комиссии Владимирского УФАС России на то обстоятельство, что право обжалования положений аукционной документации Обществом утрачено в силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, указывают, что положения аукционной документации не содержат нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Законность действий заказчика по установлению дополнительных требований к участнику закупки подтверждена решением по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 29-04/2016, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы данного юридического лица.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы и доказательства в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Часть 8 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит о том, что результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
20.01.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона N 0128200000115011988 от 20.01.2016, в соответствии с которым вторая часть заявки участника закупки с порядковым номером 1 (ООО "ГРЭЙДСТРОЙ") признана несоответствующей требованиям аукционной документации.
В частности, названный протокол в качестве правового обоснования принятого аукционной комиссией решения содержит следующую информацию: "п. 46 Информационной карты электронного аукциона, п.1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ ", О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 13.4 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе - непредставление документов (копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, предусмотренных п. 1,2 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44".
В рассматриваемом протоколе содержится указание на положения аукционной документации, которым не соответствует вторая часть заявки Общества, а так же положения заявки, не соответствующие требованиям аукционной документации. Так же приведена ссылка норму Закона о контрактной системе в сфере закупок, в силу которой принято решение о несоответствии второй части заявки Общества требованиям аукционной документации.
Рассматриваемый протокол содержит сведения о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в электронном аукционе.
Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что протокол подведения итогов электронного аукциона от 20.01.2016 для закупки N 0128200000115011988 отвечает требованиям части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. Довод заявителя жалобы относительно несоответствия законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок положений аукционной документации, не рассматривается Комиссией Владимирского УФАС России в силу того, что заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок срок на обжалование положений аукционной документации.
3. Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктом 3.31 Административного регламента, по итогам проведения внеплановой проверки соответствия законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ объекта: "Строительство бассейна в с. Добрынское Суздальского района Владимирской области. (Корректировка проекта N2. Завершение строительства "под ключ") (извещение N 0128200000115011988) приходит к следующим выводам.
А) Частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Часть 4 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит о том, что под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В свою очередь, часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе в сфере закупок предполагает, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
- финансовых ресурсов для исполнения контракта;
- на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусматривает, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 указанной нормы Закона о контрактной системе в сфере закупок закреплено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Кроме того, часть 8 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок определяет, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Наряду с приведенными положениями статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласи о том, что документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Совокупность данных норм Закона о контрактной системе в сфере закупок (с учетом положений статьей 24, 59-71 Закона о контрактной системе в сфере закупок, предполагающих проведение такого открытого конкурентного способа отбора поставщика (подрядчика, исполнителя), как аукцион, только в виде электронного аукциона) указывает на необходимость применения положений пункта 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99-ФЗ (в части установления дополнительных требований к участнику закупки) при проведении аукциона в электронной форме на поставку отдельных видов товаров, работ, услуг. Оснований полагать, что рассматриваемые дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются заказчиком только в случае проведения закрытого аукциона, не имеется.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В приложении N 1 к названному нормативному правовому акту установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 (в редакции, действовавшей на момент утверждения аукционной документации, то есть на 25.12.2015), предусматривался такой вид работ, как: "выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 000 000 рублей" (позиция N 2).
К данному виду работ приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Подтверждением соответствия указанному дополнительному требованию, в соответствии с приложением N 1 к названному Постановлению Правительства РФ будет являться: "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе".
С учетом изложенного, принимая во внимание начальную (максимальную) цену контракта по данной закупке, которая составляет: 46 950 000 рублей, заказчик обоснованно установил дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 и позицией N 2 приложения N 1 к названному нормативному правовому акту.
Постановлением Правительства РФ от 21.11.2015 N 1250 были внесены изменения в приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ 04.02.2015 N 99. В частности, претерпела изменения позиция N 2 приложения N 1 к названному Постановлению Правительства РФ.
В соответствии с названными изменениями, вид работ, отраженный в позиции N 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, звучит в следующей редакции: "Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 21.11.2015 N 1250, указанный нормативный правовой акт вступил в силу с 01.01.2016.
Таким образом, на момент утверждения аукционной документации (25.12.2015) у заказчика имелись правовые основания для установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что аукционная документация, содержащая дополнительные требования к участникам закупки, не противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Б) Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона
Часть 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок определяет, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок закреплено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная комиссия признает заявку на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
- непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе,
- несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Заказчиком в пункте 46 информационной карты аукционной документации было установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии у них "_ опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится закупка".
При этом в силу пункта 46 информационной карты аукционной документации "наличие опыта подтверждается: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Заказчиком в названном пункте информационной карты аукционной документации приведено обоснование установления данного дополнительного требования, а именно: "Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случае отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
При проведении процедуры рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, аукционная комиссия признала вторую часть заявки ООО "ГРЭЙДСТРОЙ" не соответствующей требованиям аукционной документации в порядке пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия Владимирского УФАС России рассмотрела представленные уполномоченным органом документы, в частности надлежащим образом заверенную копию второй части аукционной заявки ООО "ГРЭЙДСТРОЙ", в результате чего установила следующее.
В составе второй части аукционной заявки Общества представлен государственный контракт N 58 от 03.04.2015, заключенный между названным хозяйствующим субъектом и ГКУ Нижегородской области "Центр территориального развития", предметом которого являлось выполнение работ по строительству объекта: "Нижегородская область - технопарк в сфере высоких технологий, создаваемый в деревне Анкудиновке. Строительство сетей водоснабжения, водоотведения, телефонизации, радиофикации, дождевой канализации к Бизнес- центру на территории технопарка" (1 очередь) в соответствии с проектной документацией на строительство Объекта и Техническим заданием на строительство Объекта.
Цена заключенного контракта составляла: 30 382 340, 92 рубля.
В соответствии с пунктом 4.2 данного контракта, оплата выполненных работ по настоящему контракту осуществляется по мере выполнения работ путем перечисления денежных средств областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования с лицевого счета государственного заказчика на лицевой счет подрядчика в течение 14 банковских дней с момента подписания акта о приемке выполненных работ (по форме N КС - 2), на основании акта о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ (по форме N КС-3) и счета- фактуры, предъявленных распорядителем средств предельных объемов финансирования государственному заказчику.
Таким образом, государственным контрактом определены документы, в соответствии с которыми осуществляется приемка работ, являющихся предметом госконтракта.
Вместе с тем, к вышеуказанному госконтракту Обществом прилагается копия документа под названием "Акт N ___ приемки законченного строительства объекта", не датированного, оформленного по типовой отраслевой форме N КС-11. Указанный документ имеет лишь сведения о дате начала работ, однако сведения об окончании работ в названном документе отсутствуют.
Сумма, на которую выполнены работы, согласно названному Акту составляет: 38 238 040 рублей, что не соответствует цене контракта N 58 от 03.04.2015.
Требуемых пунктом 4.2 госконтракта документов, в соответствии с которыми осуществляется приемка работ, а именно копии акта о приемке выполненных работ (по форме N КС - 2), а так же справки о стоимости выполненных работ (по форме N КС-3) в составе второй части заявки Общества представлено не было.
В составе второй части аукционной заявки данного Общества присутствует копия договора подряда N 10/1 от 10.01.2014, заключенного между ним и ООО "Интеликтуальные системы НН" на выполнение работ по ремонту внутренних помещений, фасада и монтажу внутренних инженерных систем здания, а так же на установку различного типа оборудования, а так же поставку материалов и оборудования (кроме оборудования и материалов поставки заказчика), для выполнения указанных работ, участие в пуско - наладочных и пусковых работах, сдачу работ согласно соответствующим СНиП контролирующим органам, своевременное устранение обнаружившихся недостатков и дефектов.
Кроме того, в составе второй части заявки Общества присутствует копия договора подряда N 01/03 от 01.03.2014, заключенного между вышеназванными юридическими лицами, предметом которого является выполнение комплекса работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управление эксплуатацией людей при пожаре, а так же на поставку материалов и оборудования (кроме материалов и оборудования поставки заказчика) для выполнения указанных работ, участие в пуско - наладочных и пусковых работах, сдачу работ согласно соответствующим СНиП контролирующим органам, своевременное устранение обнаружившихся недостатков и дефектов.
В соответствии с указанными договорами подряда (раздел 4) цена договора определяется локальными сметами, утвержденными обеими сторонами, составленными в процессе производства работ.
Однако, приложения к названным договорам подряда (в виде утвержденных обеими сторонами локальных смет), из которых следует информация о цене каждого договора в составе второй части заявки Общества отсутствуют.
Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что действия аукционной комиссии по признанию несоответствующей требованиям аукционной документации второй части заявки ООО "ГРЭЙДСТРОЙ" являются законными и обоснованными, отвечающими требованиям частей 1,6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Аукционная комиссия приняла указанное решение в рамках полномочий, определенных вышеуказанной нормой Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Комиссия Владимирского УФАС России констатирует факт того, что положения аукционной документации, а так же действия аукционной комиссии по признанию второй части заявки ООО "ГРЭЙДСТРОЙ" не соответствующей требованиям аукционной документации ранее являлись предметом проведения внеплановой проверки в рамках дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N 29-04/2016 по жалобе ООО "ГРЭЙДСТРОЙ". По итогам проведения внеплановой проверки, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в положениях аукционной документации и в действиях аукционной комиссии установлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГРЭЙДСТРОЙ" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ объекта: "Строительство бассейна в с.Добрынское Суздальского района Владимирской области. (Корректировка проекта N2. Завершение строительства "под ключ") (извещение N 0128200000115011988) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
2. Довод ООО "ГРЭЙДСТРОЙ" о наличии в документации об электронном аукционе положений, противоречащих законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок не рассматривается, поскольку заявителем пропущен срок на обжалование положений документации об электронном аукционе, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 февраля 2016 г. N Г45-04/2016 (ключевые темы: аукционная документация - электронный аукцион - участники закупок - аукционная комиссия - объекты капитального строительства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2016