Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 февраля 2016 г.
Резолютивная часть оглашена 16.02.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков(подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", Общество, Заявитель) на положения документации при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта "Очистные сооружения канализации г. Камешково для нужд МУ "УЖКХ" г. Камешково мощностью 4500 куб. м. сут." по комплексному инвестиционному плану модернизации монопрофильной территории города Камешково для нужд МУ "УЖКХ" города Камешково (межбюджетные трансферты)" (N извещения 0128200000115012987), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" города Камешково (далее - МУ "УЖКХ" города Камешково, заказчик) <_> (доверенность от 15.02.2016 Nб/н), <_>(доверенность от 15.02.2016 Nб/н), представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области <_> (доверенность от 11.01.2016 N 9).
ООО "СТРОЙИНВЕСТ" надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление от 10.02.2016 04/542-еес) явку своего представителя не обеспечило.
15.02.2016 в рамках рассмотрения дела Г 56-04/2016 Комиссией был объявлен перерыв до 16.02.2016
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
09.02.2016 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения документации при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта "Очистные сооружения канализации г. Камешково для нужд МУ "УЖКХ" г. Камешково мощностью 4500 куб. м. сут." по комплексному инвестиционному плану модернизации монопрофильной территории города Камешково для нужд МУ "УЖКХ" города Камешково (межбюджетные трансферты)" (N извещения 0128200000115012987).
Заявитель в своей жалобе указал следующее.
По мнению заявителя, в конкурсной документации содержится ряд нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. А именно:
1)Конкурсная документация заказчика не содержит информацию об ответственных за заключение контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.
2) Конкурсная документация содержит противоречивую информацию о гарантийном сроке на выполненные работы:
В пункте 38 Информационной карте указано одно:
"Гарантийный срок на выполненные работы - не менее 5 (пяти) лет со дня сдачи объекта в эксплуатацию.
Объем предоставления гарантий качества работ 100% с учетом объемов выполненных работ и примененных материалов".
В Проекте контракта указано другое:
"16.3 Гарантийный срок на результат выполненных Работ, Материалов, Конструкций и Изделий и Оборудования, смонтированного на Объекте устанавливается с даты получения Заказчиком Разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию и составляет:
16.3.1 на строительно-монтажные и общестроителъные работы - 60 месяцев".
3) В Проекте контракта указано:
"9.3 Если при проведении открытого конкурса Подрядчиком предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начачьной (максимальной) цены контракта, контракта заключается только после предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в п.4.2. настоящего контракта или информации, подтверждающей добросовестность Исполнителя на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ".
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрен механизм борьбы с недобросовестными участниками закупки, предлагающими необоснованное снижение цены контракта, путем введения антидемпинговых мер.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта враз мере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрен механизм защиты заказчика от действий недобросовестных участников закупки в случае необоснованного снижения цены контракта такими участниками.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 млн., но при этом Заказчиком предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, Заказчиком нарушены положения статьи 37 Закона о контрактной системе.
4) Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В разъяснениях, размещаемых заказчиком на Официальном сайте заказчик не дает разъяснений по существу запроса, не приводит текст самого запроса, тем самым не отражает предмет запроса. Учитывая изложенное, а именно отсутствие в тексте разъяснений, размещенных Заказчиком на Официальном сайте, предмета запроса о разъяснениях положений документации об аукционе, позволяет сделать вывод об отсутствии полноты ответа Заказчика на поставленные в запросе о разъяснении положений аукционной документации вопросы.
Таким образом, действия заказчика, не разместившего надлежащим образом на Официальном сайте разъяснения о положениях документации об аукционе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такой вывод подтверждается судебной практикой, например Решением Федеральной антимонопольной службы от 25 февраля 2015 г. N К-141/15"По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок".
Таким образом, заказчик предоставляет Конкурсную документацию с нарушением законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика - МУ "УЖКХ" города Камешково пояснили следующее.
С доводами, изложенными в жалобе, заказчик не согласен по следующим основаниям.
По первому доводу, в п. 7,8 информационной карты конкурса указано контактное лицо и сведения о контрактной службе (контрактном управляющем), которым является <_>- начальник Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" города Камешково, ответственный за заключение контракта и наделенный соответствующими полномочиями.
Таким образом, довод Заявителя, указанный в п. 1 жалобы, не нашел своего подтверждения.
По второму доводу, В пункте 38 Информационной карты конкурса указано, что "гарантийный срок на выполненные работы - не менее 5 (пяти) лет со дня сдачи объекта в эксплуатацию. Объем предоставления гарантий качества работ 100% с учетом объемов выполненных работ и применённых материалов". В п. 16.3 проекта контракта указано: "Гарантийный срок на результат выполненных работ материалов, конструкций и изделий и оборудования, смонтированного на Объекте, устанавливается с даты получения Заказчиком разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию и составляет на строительно- монтажные и общестроительные работы -60 месяцев.
По сроку гарантии 5 (пять) лет и 60 месяцев являются идентичными понятиями, так как 60 месяцев составляет 5 лет. В п.38 информационной карты установлен гарантийный срок-не менее 5 (пяти) лет со дня сдачи. Предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 ГК РФ, составляет пять лет, то и гарантийный срок не может быть менее 5 лет. Также ограничение срока в период "пять лет" ограничивает свободу конкуренции, что запрещено ФЗ-1Э5 "О защите конкуренции". Пункт 16.3 проекта контракта "Гарантийный срок на результат выполненных работ материалов, конструкций и изделий, и оборудования, смонтированного на Объекте", устанавливается с даты получения Заказчиком Разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию и составляет на строительно- монтажные и общестроительные работы - 60 месяцев.
Также в соответствии с информационной картой " при возникновении противоречия между положениями, закрепленными в конкурсной документации и настоящей Информационной карты, применяется положения информационной карты.
Таким образом, довод Заявителя, указанный в п. 2 жалобы, не нашел своего подтверждения.
По третьему доводу, пункт 9.3 проекта контракта содержит следующее условие: "Если при проведении открытого конкурса Подрядчиком, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в п.4 2 настоящего контракта или информации, подтверждающей добросовестность исполнения на дату подачи заявки в соответствии с ч.З ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ".
Исходя из статьи 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок, государственный контракт или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком, предметом которого является осуществление подрядчиком подрядным работ для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Следовательно, основной критерий исполнения гражданско-правового договора между заказчиком и подрядчиком - это предоставление контрагенту исполненного заказа в предусмотренный договором срок, надлежащего качества в рамках цены установленной цены контракта, которая согласно статье 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Указанная в п. 9.3 проекта контракта формулировка не привела к ограничению конкуренции при участии в открытом конкурсе.
По четвертому доводу, заявитель ссылается на нормы ч. 4 ст.65 Закона о Закупках, регламентирующие подачу разъяснений на запрос в отношении аукционной документации, в тоже время закупка проводится заказчиком в форме конкурса и регламентируется ст. 50 Закона о закупках.
Заказчиком был дан полный и развернутый ответ запроса на конкурсную документацию. Каких-либо дополнительных запросов от заявителя в последующем не поступало.
По мнению заказчика, исходя из вышеизложенного, доводы в жалобе заявителя не обоснованы, нарушений в действиях заказчика не имеется.
Представитель уполномоченного органа в обоснование правомерности действий аукционной комиссии заявил следующее.
В соответствии с п. 2.2.1., п. 2.2.6., п. 2.2.9. постановления Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 58 "Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа Владимирской области, осуществляющего полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с государственными заказчиками Владимирской области, государственными бюджетными учреждениями Владимирской области, муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями и (или) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями муниципальных образований" (далее - Порядок взаимодействия) заказчики разрабатывают и утверждают документацию о закупках, извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, а также разъясняют положения документации о закупках по запросу участника закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Документация о проведении данного открытого конкурса утверждена приказом муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" города Камешково от 24.12.2015 N 289.
В соответствии с п. 2.1.12 Порядка взаимодействия, уполномоченный орган Владимирской области осуществляет размещение в единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov,ru/ документации о закупке.
Согласно п. 2.1.8. Порядка взаимодействия, указанные документы рассмотрены в части установления требований к участникам закупок, условий исполнения контракта на соответствие Федеральному закону N 44-ФЗ и размещены департаментом на официальном сайте 31.12.2015, реестровый номер открытого конкурса 0128200000115012987.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Пунктом 12 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что конкурсная документация должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса или данного участника уклонившимися от заключения контракта.
В пункте 8 информационной карты рассматриваемой конкурсной документации "Контрактная служба (контрактный управляющий) заказчика" отражена информация, предусмотренная пунктом 12 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе о лице, ответственном за заключение контракта, которым является <_>.
2. В соответствии с пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
В силу части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
На основании части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В пункте 38 информационной карты конкурсной документации установлено: "Гарантийный срок на выполненные работы - не менее 5 (пяти) лет со дня сдачи объекта в эксплуатацию".
В то же время, в пункте 16.3.1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, содержится следующее положение: "Гарантийный срок на результат выполненных Работ, Материалов, Конструкций и Изделий и Оборудования, смонтированного на Объекте устанавливается с даты получения Заказчиком Разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию и составляет на строительно-монтажные и общестроительные работы - 60 месяцев".
Исходя из того, что в заявке на участие в конкурсе участники закупки могут предложить гарантийный срок на выполненные работы в рамках установленного заказчиком "не менее 5 лет" - более 5 лет, указанный в проекте контракта срок в 60 месяцев, что составляет ровно 5 лет, не соответствует сроку, указанному в пункте 38 информационной карты.
Таким образом, данное положение проекта контракта является необъективным, что нарушает требования частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке составляет 323 925 350,00 руб., то есть более пятнадцати миллионов рублей.
Однако, в нарушение указанного законоположения, пункт 9.3 проекта контракта гласит: "Если при проведении открытого конкурса Подрядчиком предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракта заключается только после предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в п.4.2. настоящего контракта или информации, подтверждающей добросовестность Исполнителя на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ".
4. В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 8 статьи 80 Закона о контрактной системе в течении одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.
13.01.2016 г. Заказчиком был дан ответ на запрос о даче разъяснений, поступивший 12.01.2016 года от участника открытого конкурса. Таким образом, заказчиком были соблюдены сроки и условия, указанные в части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Однако в нарушение части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчиком был дан ответ без указания предмета запроса.
На основании вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований частей 1, 2 статьи 33, части 1 статьи 37, части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы комиссия вправе не выдавать предписание в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли и не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вышеуказанные нарушения в конкурсной документации (проекте контракта) не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, они не могут повлиять на заключение контракта с победителем конкурса, поскольку предложенный в заявке победителя открытого конкурса (единственного участника) гарантийный срок на выполненные работы составил 5 лет, и снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов не произошло.
С учетом изложенных обстоятельств, предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в конкурсную документацию не выдается.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ""СТРОЙИНВЕСТ" на положения документации при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта "Очистные сооружения канализации г. Камешково для нужд МУ "УЖКХ" г. Камешково мощностью 4500 куб. м. сут." по комплексному инвестиционному плану модернизации монопрофильной территории города Камешково для нужд МУ "УЖКХ" города Камешково (межбюджетные трансферты)" (N извещения 0128200000115012987) по доводам, указанным в ней, частично обоснованной (в части противоречивой информации о гарантийном сроке на выполненные работы в конкурсной документации и проекте контракта, указания в проекте контракта не соответствующих требованиям законодательства условий предоставления обеспечения исполнения контракта).
2. Признать заказчика - Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" города Камешково нарушившим требования частей 1, 2 статьи 33, части 1 статьи 37, части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли и не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 февраля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2016