Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 10 марта 2016 г. N КС-42/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
с участием представителей: |
А.Г. Киселёвой
Ю.К. Быстровой
|
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
Заказчика - ГБУ КО "Отряд государственной противопожарной службы и обеспечения мероприятий гражданской обороны"
Заявителя - ООО "Системные решения" |
А.П. Ходоско А.Е. Широченкова В.В. Радюшина
Т.Г. Зубатовой |
представителя по доверенности; представителя по доверенности; представителя по доверенности,
представителя по доверенности, |
рассмотрев жалобу ООО "Системные решения" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения Калининградской области "Отряд государственной противопожарной службы и обеспечения мероприятий гражданской обороны" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок (извещение N 0335200009916000002) на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав пользования лицензионным программным обеспечением "Лесной дозор" (далее - Запрос котировок) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 01.03.2016 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения о проведении Запроса котировок.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель считает, что Заказчик утвердил извещение о проведении Запроса котировок, положения которого противоречат общим принципам Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах и развития добросовестной конкуренции.
Заявитель указывает, что Заказчик в извещении о проведении Запроса котировок ссылается на товарный знак программного обеспечения - ООО "Лесной дозор", исключая возможность поставки эквивалентного товара, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Сформулированный подобным образом предмет закупки, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки и не реализует эффективность закупки, ввиду того, что торги пройдут исключительно среди лиц, которые имеют договорные отношения с правообладателем указанного программного обеспечения ООО "ДиСиКон", сведения о котором в настоящее время внесены в реестр недобросовестных поставщиков.
По мнению Заявителя, действия Заказчика противоречат положениям Закона о контрактной системе и нарушают его законные права и интересы.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчиком утверждена документация Запроса котировок в соответствии с нормами Закона о контрактной системе, в том числе ст. 33 Закона о контрактной системе.
Устанавливая требование к предоставлению неисключительных прав пользования лицензионным программным обеспечением "Лесной дозор" Заказчик руководствовался необходимостью обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, что допускается положениями ст. 33 Закона о контрактной системе. Все компоненты системы видеомониторинга леса и обнаружения лесных пожаров уже приобретены и установлены заказчиком.
Замена используемого в программно-аппаратном комплексе программного обеспечения, предполагает серьезную переработку комплекса, которое может в себя включать:
1. Замена вычислительного оборудования и оборудования видеонаблюдения подходящего для работы нового программного обеспечения;
2. Согласование работы встроенного программного обеспечения в оборудование с поставляемым новым ПО;
3. Настройка маршрутов патрулирования камер и системы в целом в соответствии с условиями использования, требует работы специалистами заказчика, времени для их отвлечения от работы нет;
4. Проведение обучение специалистов заказчика с отрывом от производства новому программному обеспечению;
5. Проведение тестирование на возможность работы нового программного обеспечения и разработка новых регламентов;
6. Проведение работ по переустановке программного обеспечения на всех элементах комплекса.
Кроме того, сам процесс замены программного обеспечения предполагает проведение процедур закупки дополнительных услуг и выполнению работ по его интеграции в том числе на высотных объектах.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
25.02.2015 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 499 500,00 рублей.
В силу п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как следует из пояснений Заказчика в организации Заказчика используется программное обеспечение "Лесной дозор" с 2012 года, поставленное на основании протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 20 апреля 2012 года N 033520000991200002-1, от 18 февраля 2013 года N 0335200009913000001-П.
Использование Заказчиком программного обеспечения "Лесной дозор" с 2012 года также подтверждается приказом Агентства по имуществу Калининградской области от 16 января 2012 года "О передаче государственного имущества Калининградской области" в частности программно-аппаратного комплекса точки мониторинга системы "Лесной дозор".
Система видеомониторинга леса и обнаружения лесных пожаров "Лесной дозор" является программно-аппаратным комплексом, в котором элементы системы тесно взаимодействуют друг с другом. Система состоит из камер, серверов, диспетчерских центров. Все эти элементы взаимодействуют друг с другом с использованием специального программного обеспечения через различные каналы связи. Все эти компоненты уже приобретены и установлены Заказчиком.
В пункте 2.42 технического задания к извещению о проведении Запроса котировок (далее - ТЗ) указано, что программное обеспечение должно иметь интерфейсы интеграции со сторонними системами, в частности сопрягаться с комплексом технических средств на базе П-166 ИТК ОС заказчика.
Заявителем представлено письмо ООО "Формоза-Сервис" - правообладателя программного обеспечения "Лесохранитель", согласно которому программное обеспечение "Лесохранитель" полностью соответствует требованиям пункта 2 ТЗ, опыт тестирования показал, что программное обеспечение "Лесохранитель" совместимо со всем используемым Заказчиком оборудованием в составе системы мониторинга пожаров.
При этом, Заявителем не представлены документы, подтверждающие данные сведения.
Вместе с тем, согласно полученного уведомления от ООО "Инком", являющегося правообладателем информационных систем, в том числе информационно-телекоммуникационного комплекса оповещения и связи П-166 ИТК ОС, интеграция с системой дистанционного мониторинга лесных пожаров "Лесохранитель" (разработчик - группа компаний "Формоза") не проводилась, т.е. у "Лесохранителя" отсутствует сопряжение с оборудованием и программным комплексом заказчика.
Таким образом, приобретение неисключительных лицензионных прав для используемого Заказчиком программного обеспечения, является тем случаем, когда необходимо обеспечение взаимодействия приобретаемых товаров и их совместимости с товарами, используемыми заказчиком.
Предоставление неисключительных прав пользования лицензионным программным обеспечением "Лесной дозор" установлено с учетом потребностей Заказчика.
В связи с тем, что не имеется другого способа, обеспечивающего более точного и четкого описания характеристик объекта закупки, Заказчиком включено указание на товарный знак.
Включение правообладателя программного продукта "Лесной дозор" ООО "ДиСиКон" в реестр недобросовестных поставщиков само по себе не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать те лица, которые соответствуют названным целям.
В ходе заседания Комиссии установлено, что потенциальным участником данного аукциона может стать любое лицо, заключившее лицензионное соглашение с правообладателем программного обеспечения "Лесной дозор" - ООО "ДиСиКон".
Таким образом, включение в документацию об Аукционе условий, которые обусловлены потребностями Заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в Аукционе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Системные решения" необоснованной.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
А.Г. Киселёва
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 10 марта 2016 г. N КС-42/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2016