Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 марта 2016 г. N КС-50/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
членов Комиссии: |
Ю.А. Дорофеевой
Ю.К. Быстровой
|
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
с участием представителей: заказчика - государственного учреждения - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) |
Н.Е. Васильевой В.В. Тральщиковой К.А. Ляпустиной М.А. Михайловой |
представителя по доверенности;
представителя по доверенности; представителя по доверенности; представителя по доверенности; |
В отсутствие представителей заявителя - ООО "Медпром" (далее - Заявитель), уведомленных о месте и времени заседания комиссии надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Медпром" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона (извещение N 0235100000916000051) на право заключения государственного контракта на поставку инвалидам слуховых аппаратов в 2016 году (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 09.03.2016 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
В прикрепленном файле извещения о проведении Аукциона (извещение N 0235100000916000051) аукционной документации Заказчиком применяются и установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" применяется в случае, если данный товар входит в перечень медицинских изделий. Заказчиком указан в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации код ОКПД 2 (26.60.14.120 - Слуховые аппараты), а в перечне медицинских изделий ОКПД (33.10.18.110 - Аппараты слуховые).
Таким образом, Заказчик, по мнению Заявителя, вводит в заблуждение участников закупки, устанавливает излишние требования, что в последствии может повлиять на не правомерное отклонение заявок при использовании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно перечню вышеуказанный товар не подпадает под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заказчиком, по мнению Заявителя, неправомерно установлены требования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что является нарушением пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В извещения о проведении Аукциона (извещение N 0235100000916000051) Заказчик в отношении участников закупки установил условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации. При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.214 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящий приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств.
Во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе издан Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 года N 155, которым установлен порядок предоставления преференций в отношении цены контракта участникам закупок, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и казахстанского происхождения, в размере 15 процентов, а также перечень товаров, в отношении которых устанавливаются указанные преференции.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не применяется т.к. аппараты слуховые (ОКПД 26.60.14.120) не входит в перечень товаров, в отношении которых устанавливаются указанные преференции.
Таким образом, Заказчик аукционной документации устанавливает излишние требования к участникам закупки, что нарушает требования части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что является нарушением пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В Разделе 3 Технического задания в пункте 2 "Требования к качеству и безопасности товара" Заказчик указал, что слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, должны иметь регистрационные удостоверения, действующие декларации о соответствии и (или) сертификаты соответствия, которые считаются действительными согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (с учетом изменений и дополнений).
Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51079-2006 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация", ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний".
Поставщик должен обладать лицензией на осуществление медицинской деятельности по профилю "сурдология-оториноларингология" или возможность привлекать субподрядную организацию, имеющую соответствующую лицензию, для настройки слуховых аппаратов.
Сырье и материалы, применяемые для изготовления слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, должны быть разрешены к применению Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также не должны содержать ядовитых (токсичных) компонентов, не должны воздействовать на цвет поверхности, с которой контактируют те или иные детали изделия при его нормальной эксплуатации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 3.18 ГОСТ Р 51024-2012 индивидуальный ушной вкладыш - это ушной вкладыш, изготовленный по слепку ушной раковины и наружного слухового прохода.
Таким образом, индивидуальные ушные вкладыши не могут входить в стандартный комплект поставляемого товара, так как их изготовление осуществляется исключительно по слепку ушной раковины и наружного слухового прохода конкретного инвалида.
В то же время объектом данной закупки является исключительно поставка товара, поскольку услуги по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей при описании объекта закупки не заявлены.
Индивидуальные ушные вкладыши изготавливаются по слепку уха пациента, и обуславливает возможность изготовления с определенными характеристиками, необходимыми для тех или иных слуховых аппаратов или особенностей настроек, гарантируя великолепную передачу звука от аппарата к уху без искажений.
Кроме того, поскольку вкладыш изготавливается индивидуально, он обеспечивает комфорт ношения без натирания, а также надежную акустическую изоляцию и отсутствие эффекта обратной связи "свиста" даже при самых больших потерях слуха на самых мощных модификациях слуховых аппаратов. Таким образом, у индивидуальных вкладышей есть несколько недостатков, а именно: "высокая цена, отсутствие возможности для быстрого слухопротезирования".
Ушные вкладыши изготавливаются для каждого пациента индивидуально, так как ушной проход каждого человека имеет свои особенности. Прежде, чем приступить к изготовлению вкладыша, слухопротезист снимает слепок с ушного прохода. Эта процедура является полностью безболезненной, и проводится с использованием специальной слепочной массы. Снятие слепка занимает несколько минут, и по полученному слепку в дальнейшем изготавливается индивидуальный вкладыш.
Таким образом, в комплект слухового аппарата не входит индивидуальный ушной вкладыш, а входит стандартный.
Стандартный ушной вкладыш производится по стандартным размерам. При использовании стандартного вкладыша на аппаратах средней и большой мощности - увеличивается вероятность возникновения "свиста" слухового аппарата.
В статье 11 Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в РФ" дано определение индивидуальной программе реабилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) должна быть разработана специалистами, проводившими Медико-социальную экспертизу (МСЭ) и утверждена руководителем соответствующего бюро.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) - это основной документ, регламентирующий механизм реализации мероприятий по реабилитации инвалида, обеспечивающий учёт индивидуальных потребностей.
Тем самым считаем, что Государственное учреждение - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации должно действовать в рамках Индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР), тем более, если это касается индивидуальных потребностей каждого инвалида.
При описании Заказчиком объекта закупки не понятно какое количество ушных вкладышей индивидуального изготовления нужно, их цена за 1 штуку, ну и соответственно размеры их.
Таким образом, Заказчик не четко и не объективно описал объект закупки, который предусмотрен в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 закона о контрактной системе, а это объективность и конкретные показатели объекта закупки.
На основании изложенного, считаем обоснованным и законным истребовать в Государственном учреждение - Калининградского регионального отделения Фон да социального страхования Российской Федерации Индивидуальную программу реабилитации инвалидов (ИПР) на соответствие требованиям Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, подтверждающим, что указанные технические характеристики ушных вкладышей соответствуют Индивидуальной программе реабилитации инвалидов (ИПР).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке объект закупки определен как поставка слуховых аппаратов, в том числе с индивидуальными ушными вкладышами.
Таким образом, из наименования объекта закупки следует, что помимо поставки слуховых аппаратов требуется также поставка индивидуальных ушных вкладышей.
В федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, в качестве реабилитационных мероприятий предусмотрено протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов (пункт 4), а в раздел "Технические средства реабилитации" включены слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (пункт 17).
Согласно Классификации технических средств реабилитации (изделий), утвержденной Приказом Минтруда России от 24.05.2013 N 214н, Перечню показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденному Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 65н (новый перечень утвержден Приказом Минтруда России 09.12.2014 N 998н), пункту 17 раздела "Технические средства реабилитации" федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, соответствуют следующие виды технического средства реабилитации (изделия):
- слуховой аппарат аналоговый заушный сверхмощный;
- слуховой аппарат аналоговый заушный мощный;
- слуховой аппарат аналоговый заушный средней мощности;
- слуховой аппарат аналоговый заушный слабой мощности;
- слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный;
- слуховой аппарат цифровой заушный мощный;
- слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности;
- слуховой аппарат цифровой заушный слабой мощности;
- слуховой аппарат карманный супермощный;
- слуховой аппарат карманный мощный;
- слуховой аппарат цифровой заушный для открытого протезирования;
- вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата).
В соответствии с ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытания" слуховой аппарат - электронный прибор, предназначенный для звукоусиления по воздушному или костному звукопроведению; индивидуальный ушной вкладыш - ушной вкладыш, изготовленный по слепку ушной раковины и наружного слухового прохода.
По слепку в лаборатории изготавливается форма, каждое углубление которой повторяет соответствующую выпуклость слепка. По этой форме затем изготавливается вкладыш. Однако, документация об электронном аукционе не содержит информации о том, какое количество ушных вкладышей должно быть изготовлено и в каком количестве, а также их цена.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-93 "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" определяет сурдологию - оториноларингологию в качестве медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.
Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология - оториноларингология", утверждённого приказом Минздрава России от 09.04.2015 N 178н, медицинская помощь по профилю "сурдология - оториноларингология" включает в себя, в том числе профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг") настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой.
Таким образом, объединение в один лот лицензируемой и не лицензируемой деятельности может привести к ограничению количества участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе действия заказчика обязаны быть направлены на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо должно иметь возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В аукционной документации имеется неоднозначность информации при размещении Заказчиком извещения о проведении электронного аукциона, аукционной документации, проекта государственного контракта, а именно: наличие противоречивой информации в объекте закупки, в проекте государственного контракта отсутствует однозначность (неоднозначность выражается либо в отсутствии фактических конкретных условий, либо противоречие в описание объекта закупки, тем самым при размещении аукционной документации, проекта государственного контракта, Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, не соблюдаются требования Закона о контрактной системе, а именно, нарушаются такие принципы, как открытость и прозрачность размещенной информации Заказчиком, эффективность осуществления закупки, что может привести к нарушениям прав и интересов участников контрактной системы в сфере закупок, вводит в заблуждение участников закупки и необоснованному ограничению конкуренции.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Код товара установлен на основании Плана-графика размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2016 год, который сформирован на официальном сайте: www: zakupki.gov.ru и соответствует Постановлению Правительства РФ от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности", утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Ушной вкладыш индивидуального изготовления предусмотрен Перечнем технических средств реабилитации, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" (далее - Перечень). Также слуховые аппараты и ушные вкладыши индивидуального изготовления относятся к одному и тому же разделу данного Перечня. Соответственно, закупка обоснована, как Перечнем, так и указанием данного изделия в Индивидуальных программах реабилитации инвалидов.
Одновременно сообщаем, что из письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.11.2015 N 17-5/10/2-6654 (далее - письмо Минздрава России) следует, что для успешного слухопротезирования индивидуальные ушные вкладыши рекомендуются всем пациентам, а со средней и тяжелой потерей слуха - в обязательном порядке. У детей при малой потере слуха, а также при нестандартной форме ушных проходов, когда используются щелевидные и другие вкладыши индивидуальной формы, потребность в индивидуальных ушных вкладышах составляет 100 %.
В Техническом задании к электронному аукциону Заказчиком установлено требование:
"Наличие специализированного кабинета выдачи изделий, находящегося в г. Калининград и (или) Калининградской области, обязательно. При передаче инвалиду изделия должна производиться его настройка".
В рамках Перечня Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 N 214н существуют аналоговые и цифровые слуховые аппараты. Аналоговые слуховые аппараты имеют возможность для самостоятельной настройки инвалидом по слуху в домашних условиях. Заказчиком осуществляется закупка цифровых слуховых аппаратов, требующих программной настройки специалистом.
На основании пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"). Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 291 от 16.04.2015 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" лицензированию подлежит работа (услуга) по сурдологии-оториноларингологии. В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (Приказ Миндравсоцразвития России от 27.12.2011 года N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг") настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой.
На основании изложенного Заказчик счел необходимым включение в Техническое задание к электронному аукциону требования о том, что Поставщик должен обладать лицензией на осуществление медицинской деятельности по профилю "сурдология-оториноларингология" или возможность привлекать субподрядную организацию, имеющую соответствующую лицензию, для настройки слуховых аппаратов.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
29.02.2016 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Аукциона, а также документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 536 463,58 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В извещении о проведении Аукциона и в документации указаны товары, необходимые к поставке: слуховые аппараты и код классификации товара 26.60.14.120 "Аппараты слуховые".
Из пояснений Заказчика следует, что вышеуказанный код установлен на основании плана-графика размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2016 год, который сформирован на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Код классификации товара 26.60.14.120 "Аппараты слуховые" соответствует Постановлению Правительства РФ от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности", утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Согласно постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" "слуховые аппараты неимплантируемые" указаны под кодом 33.10.18.110. Данный код квалификации товара установлен в соответствии с "ОК 004-93 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17 и действует до 01.01.2017 (переходный период).
В Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к закупаемому товару - слуховым аппаратам, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, а также требования к стандартной комплектации, которая должна включать стандартный вкладыш.
Ушной вкладыш индивидуального изготовления предусмотрен Перечнем технических средств реабилитации, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р" (далее - Перечень). Также слуховые аппараты и ушные вкладыши индивидуального изготовления относятся к одному и тому же разделу данного Перечня.
Представителями Заказчика в ходе заседания Комиссии представлены
Копии индивидуальных программ реабилитации, обосновывающих потребность Заказчика.
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.11.2015 N 17-5/10/2-6654 для успешного слухопротезирования индивидуальные ушные вкладыши рекомендуются всем пациентам, а со средней и тяжелой потерей слуха - в обязательном порядке. У детей при малой потере слуха, а также при нестандартной форме ушных проходов, когда используются щелевидные и другие вкладыши индивидуальной формы, потребность в индивидуальных ушных вкладышах составляет 100 %.
В Техническом задании документации об Аукционе установлено следующее требование: "Наличие специализированного кабинета выдачи изделий, находящегося в г. Калининград и (или) Калининградской области, обязательно. При передаче инвалиду изделия должна производиться его настройка".
В ходе заседания Комиссии Заказчиком дано пояснение о том, что в рамках Перечня Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 N 214н существуют аналоговые и цифровые слуховые аппараты. Аналоговые слуховые аппараты имеют возможность для самостоятельной настройки инвалидом по слуху в домашних условиях. Заказчиком осуществляется закупка цифровых слуховых аппаратов, требующих программной настройки специалистом.
На основании пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 291 от 16.04.2015 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" лицензированию подлежит работа (услуга) по сурдологии-оториноларингологии. В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (Приказ Миндравсоцразвития России от 27.12.2011 года N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг") настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой.
Таким образом, Комиссия полагает, что включение в документацию об Аукционе положения "Поставщик должен обладать лицензией на осуществление медицинской деятельности по профилю "сурдология-оториноларингология" или возможность привлекать субподрядную организацию, имеющую соответствующую лицензию, для настройки слуховых аппаратов" соотвествует требованиям действующего законодательства, в том числе, Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медпром" необоснованной.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Ю.А. Дорофеева
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 марта 2016 г. N КС-50/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2016