Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 марта 2016 г. N КС-49/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
с участием представителей: |
А.Г. Киселёвой
Ю.К. Быстровой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
Заказчик - администрация муниципального образования "Гусевский городской округ"
Уполномоченный орган - Конкурсное агентство Калининградской области |
В.В. Задорожная А.В. Белоногов Г.П. Мукоедов
Р.Г. Норвилас В.Б. Николаева А.А. Корнилов |
представитель по доверенности; представитель по доверенности; представитель по доверенности,
представитель по доверенности; представитель по доверенности; представитель по доверенности, |
в отсутствие представителя заявителя - ООО "БизнесИнформ", о времени и месте проведения заседания комиссии уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "БизнесИнформ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме (извещение N 0135200000516000155) на право заключения контракта на поставку мини-погрузчика (приобретение автотранспорта) по объекту "Строительство блока биологической доочистки сточных сооружений г. Гусева, Калининградская область. (Приобретение автотранспорта мини-погрузчика)" (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 09.03.2016 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель считает, что Заказчик утвердил документацию об Аукционе, которая противоречит общим принципам Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективности использования бюджетных средств и развития добросовестной конкуренции.
Так, в техническом задании на поставку объекта закупки установлены показатели мини-погрузчика конкретной модели и конкретного производителя, а именно Bobcat S510 (США). В локальной смете N 09-02-05 указана стоимость именно погрузчика Bobcat S510.
Между тем, поставка эквивалента мини-погрузчика иной модели иного производителя не представляется возможным из-за несоответствия товаров других производителей техническим характеристикам, указанным Заказчиком в документации об Аукционе.
Кроме того, указанный Заказчиком код 28.22.15.120 "Погрузчики прочие" не соответствует объекту закупки. На необходимый вид погрузчиков, по мнению Заявителя, распространяется код 28.92.26.120 "Погрузчики полноповоротные ковшовые, кроме фронтальных одноковшовых погрузчиков" (в соответствии с ОКПД ОК 034-2014 (КПЕС 2008)), код 29.22.15.312 "Автопогрузчики специальные" (в соответствии с ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002)), что обязывает Заказчика применить положения Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 о запрете на допуск товара, если страной происхождения не является Российская Федерация, Республика Белоруссия или Республика Казахстан.
По мнению Заявителя, действия Заказчика противоречат положениям Закона о контрактной системе и нарушают его законные права и интересы.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчиком утверждена документация об Аукционе в соответствии с нормами Закона о контрактной системе, в том числе ст. ст. 33, 64 Закона о контрактной системе.
В описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование конкретного производителя. Указание конкретной марки производителя в приложениях к документации не является требованием к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и не ограничивает числа участников закупки и использовалось лишь для обоснования начальной максимальной цены контракта.
Код 28.22.15.120 "Погрузчики прочие" применен в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) в связи с необходимостью поставки именно мини-погрузчика, не входящего в иные группировки.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Уполномоченный орган - Конкурсное агентство Калининградской области поддерживает позицию Заказчика, считает, что при формировании документации Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
03.03.2015 уполномоченным органом - Конкурсным агентством Калининградской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (N 0135200000516000155) и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 800 000,00 рублей.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" (далее - ТЗ) установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара - мини-погрузчика, также указано, что в настоящем техническом задании, указание в сметной документации, в положительном заключении экспертизы на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименование производителя, требования к производителю является частью наименования примененной расценки и не является требованием к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме.
Таким образом, ссылка Заявителя на нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе в связи с указанием в локальной смете N 09-02-05 документации об Аукционе наименования погрузчика Bobcat S510, несостоятельна.
Представителем Заказчика даны пояснения, что технические показатели, установленные для мини-погрузчика, необходимы для работы на блоке биологической доочистки сточных сооружений города Гусева Калининградской области.
Так, вес погрузчика при рабочем состоянии (не более 2700 кг) обусловлен уменьшением давления на грунт во избежании увязания мини-погрузчика при работе на песчаной и болотистой почве, а также техническими характеристиками манипулятора, на который планируется осуществлять погрузку и перевозку фронтального мини-погрузчика.
Высота до пальца шарнира ковша (не менее 2900 мм) является необходимой по причине погрузки грунта и отработанного ила в автомобиль КАМАЗ 65115 высота борта которого составляет 2900 мм.
Параметры грузоподъёмности (не менее 800 кг и не более 820 кг) и веса погрузчика при рабочем состоянии (не более 2700 кг) выбраны в соответствии с условиями эксплуатации техники, для уменьшения давления на грунт без потерь в грузоподъемности.
Высота кабины оператора (не менее 1970 мм) обусловлена лучшей обзорностью, при работе оператора.
Использование в мини-погрузчике клапана трехзолотникового с открытым центром со стопором поплавка при подъеме и электрически управляемой вспомогательной катушкой обусловлено тем, что при использовании системы открытого типа давление гидравлической жидкости поддерживается во всей системе и на гидромоторах хода фронтального минипогрузчика и на цилиндрах ковша и стрелы, что дает плавность хода при начале движения и отсутствия рывков при подъеме и опускании стрелы.
Наличие гидравлической системы позиционирования ковша необходимо для удерживания ковша при подъеме стрелы в горизонтальном положении на всем диапазоне подъема, что препятствует высыпанию грунта и камней из ковша и разбиванию фронтального стекла, отсутствие данного показателя является ухудшением качества закупаемой техники.
Таким образом, технические показатели товара определены с учетом потребностей Заказчика исходя из специфики дальнейшего использования поставляемого товара, что является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований и позволяет наиболее эффективно расходовать бюджетные средства.
Представителем Заказчика представлены сведения о соответствии заявленным характеристикам мини-погрузчика Case construction SR160 модель ISM N844LT-F.
В ходе осуществления мониторинга рыночных цен на поставку мини-погрузчика, в целях получения ценовой информации об объекте закупки Заказчиком направлены запросы на предоставление коммерческих предложений о стоимости товара в соответствии с характеристиками, установленными в ТЗ.
Согласно полученным коммерческим предложениям помимо мини-погрузчика Bobcat S510 поставщиками предложен мини-погрузчик TEREX TSR70.
Заявитель указывает, что характеристики товара, установленные Заказчиком, соответствуют только модели погрузчика Bobcat S510.
При этом, Заявителем не представлено доказательств того, что данные показатели, в частности - диапазон веса и грузоподъемность погрузчика, соответствуют только одной конкретной модели погрузчиков, производимых на территориях Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республика Армения, Республика Казахстан или вне их.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен закрытый перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является поставка мини-погрузчика (приобретение автотранспорта).
В документации об Аукционе не установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 656.
В извещении о проведении Аукциона и проекте контракта в отношении поставляемого товара установлен:
- код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008): 28.22.15.120 (погрузчики прочие);
- код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002): 29.22.15.312 (автопогрузчики специальные).
В связи с необходимостью поставки именно малогабаритного автотранспорта (мини-погрузчика) с определенными техническими характеристиками установленный Заказчиком код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008): 28.22.15.120 - "Погрузчики прочие" соответствует предмету закупки.
Код 28.22.15.120 - "Погрузчики прочие" не входит в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 перечень.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию об Аукционе условий, которые обусловлены потребностями Заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в Аукционе.
Доводы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "БизнесИнформ" необоснованной.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
А.Г. Киселёва
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 марта 2016 г. N КС-49/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2016