Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 17 марта 2016 г. N КС-53/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
членов Комиссии: |
Ю.А. Дорофеевой
Ю.К. Быстровой
|
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
с участием представителей: заказчика - Калининградская областная таможня (далее - Заказчик) |
Т.Ю. Гусаровой Т.А. Биженко А.В. Месяц |
представителя по доверенности; представителя по доверенности; представителя по доверенности; |
В отсутствие представителей заявителя - ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель), уведомленных о месте и времени заседания комиссии надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона (извещение N 0335100003116000013) "Выполнение работ по капитальному ремонту служебного здания и контрольно- пропускного пункта, расположенных по адресу: г. Калининград, ул. Артиллерийская, 26, строение 1, строение 2" (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 11.03.2016 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Однако, в проекте контракта Заказчиком не указана вышеназванная информация. Заказчик самостоятельно принимает решение о сроках возврата обеспечения. Такое решение обязательно должно быть включено в условия проекта контракта, который публикуется вместе с извещением. Поставщик может ознакомиться с этими сроками, и либо согласиться с ними, либо изначально не подавать заявку на торги.
Подача заявки на аукцион является юридически значимым действием. Поставщик должен просчитывать все риски и объективно оценивать свои силы по исполнению контракта, а отсутствие условия о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, затрудняет ему эту задачу.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил устанавливают указание различных размеров штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным. Однако в проекте Контракта заказчика данное условие, предписанное Правилами, не выполняется:
"6.1.2. За ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик уплачивает штраф, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
б) 1,5 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
6.2.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, (в том числе гарантийных обязательств), предусмотренных контрактом, Подрядчик уплачивает штраф. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
а) 1 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50млн. рублей до 100 млн. рублей".
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Закона о контрактной системе не устанавливает сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, равно как и порядок определения таких сроков для тех случаев, когда указанные сроки контрактом не предусмотрены. Поскольку законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается и на положениях ГК РФ (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе), при решении этого вопроса следует руководствоваться ГК РФ с учётом особенностей, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Таким образом, если срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств подрядчика по контракту, не установлен контрактом, то он должен определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 314 ГК РФ, т.е. заказчик должен вернуть контрагенту денежные средства в течение разумного срока после прекращения обязательств, исполнение которых обеспечивалось в частности после приемки выполненной работы (её результатов) - пункт 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 190 главы 11 ГК срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с вышеназванными требованиями законодательства Калининградская областная таможня в проекте государственного контракта такие сроки установила, в данном случае это исполнение Подрядчиком всех обязательств по контракту и подписания Сторонами Акта об исполнении Контракта.
В соответствии с пунктом 6 статьи Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Не допускаются изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения. Калининградской областной таможней внесены изменения в документацию об электронном аукционе без нарушений сроков. Кроме того, сообщаем, что проект контракта был размещен на сайте вместе с документацией электронного аукциона, поскольку является его неотъемлемой частью.
Статья 34 Закона о контрактной системе не предусматривает обязанности заказчика по установлению штрафов для каждого порогового значения цены контракта.
Таким образом, п.п. 6.1.2 и п. 6.2.2 проекта государственного контракта Калининградской областной таможни полностью соответствуют требованиям законодательства.
Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
26.02.2016 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Аукциона, а также документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 51 480 200,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
1. Согласно пункту 7.4. раздела 1 "Электронный аукцион (общие условия проведения электронного аукциона)" документации об Аукционе в информационной карте документации об Аукционе Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта, в соответствии с документацией об Аукционе. Размер обеспечения исполнения контракта указан в информационной карте документации об Аукционе.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 10.3. раздела N 5 "Проект государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту" документации об Аукционе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется подрядчиком), возвращаются Заказчиком после исполнения всех обязательств по контракту сторонами и подписания акта об исполнении контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что требование о сроках возврата обеспечения исполнения контракта имеется в проекте государственного контракта.
2. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В силу пункта 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил определено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что положениями контракта (пункты 6.2.1. и 6.2.2.) установлено следующее:
"За ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик уплачивает штраф, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
б) 1,5 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
6.2.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, (в том числе гарантийных обязательств), предусмотренных контрактом, Подрядчик уплачивает штраф. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
а) 1 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50млн. рублей до 100 млн. рублей".
Таким образом, учитывая начальную (максимальную) цену контракта - 51 480 200,00 рублей, положения контракта, определяющие размер штрафа, соответствуют нормам Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" необоснованной.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Ю.А. Дорофеева
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 17 марта 2016 г. N КС-53/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2016