Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 29 февраля 2016 г. N КС-35/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Ю.К. Быстровой
Л.В. Шевченко
|
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей: заказчика - акционерного общества "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" |
А.В. Воронцова В.В. Любецкого К.В. Завадской З.А. Шевчук |
представителя по доверенности; представителя по доверенности; представителя по доверенности; представителя по доверенности; |
В отсутствие представителей заявителя - ООО "РТ-ИНЖИНИРИНГ", уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы (ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей);
рассмотрев жалобу ООО "РТ-ИНЖИНИРИНГ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - акционерного общества "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 2035000000116000004) на поставку горизонтально-расточного станка с числовым программным управлением в количестве 1 (одного) комплекта, выполнение в отношении станка монтажных работ, пусконаладочных работ, а также проведение обучения персонала заказчика по эксплуатации и обслуживанию станка (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 19.02.2016 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно не вносит изменения в извещение и аукционную документацию. В настоящее время аукционная документация содержит разночтения, позволяющие двояко толковать изложенные в ней требования. Например, в Техническом задании указано: "Вертикальное перемещение, шпиндельной бабки; не менее- 4000 мм; крутящий момент не менее- 2200 Н*м".
Вместе с тем, в документации об аукционе содержится иная информация: "Вертикальное перемещение, шпиндельной бабки; не менее 3000 мм (значение 4000 мм - опечатка); крутящий момент не менее 1.800 Н*м (значение 2200 Н*м - опечатка)".
Заявитель считает, что разъяснения документации об Аукционе, опубликованные Заказчиком, меняют ее суть, что является нарушением норм Закона о контрактной системе.
Конкретные характеристики товара (каталожные номера) указанны конкретного производителя - Karloy, что также является нарушением норм Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель указывает, что документация об Аукционе не содержит требований о запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Оборудование (включая запасные части и технологическую оснастку, кроме режущего и измерительного инструмента) должно быть изготовлено на территории РФ (требование установлено Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224).
Также документация об Аукционе содержит требование, ограничивающее конкуренция, а именно: "Комплект ЗИП на 24 месяца эксплуатации станка 1 к-т". Данное требование, по мнении. Заявителя, вводит в заблуждение потенциальных поставщиков оборудования.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
В соответствии с частью 6 статьи 63 и частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе АО "ПСЗ "Янтарь" внесены изменения в документацию по электронному аукциону в части касающейся исключения требования"Модель станка и системы ЧПУ не должны быть экспериментальными и должны изготавливаться серийно". Срок окончания приема заявок в Аукционе продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней, то есть до 09.03.2016.
Решение о внесении изменений в документацию об Аукционе принято контрактной службой (создана Приказом Врио генерального директора N 115 от 01.02.2016), в соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе изменения размещены в единой информационной системе в течение одного дня.
По поводу внесения изменений в Техническое задание документации об Аукционе в части разночтений по вертикальному перемещению шпиндельной бабки и крутящему моменту Заказчик поясняет следующее.
АО "ПСЗ "Янтарь" входит в состав АО "Объединённая судостроительная корпорация". В соответствии с пунктом 6 Обязательных указаний АО "ОСК" N 19-01-5786 от 14.07.2015 АО "ПСЗ "Янтарь" имеет право вносить изменения в документацию по закупке, а также в извещение о проведении электронного аукциона, размещенное на ЭТП "Сбербанк-АСТ" и на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) только после согласования данных изменений с АО "ОСК" (Департаментом капитального строительства и модернизации).
В связи с поступившим запросом разъяснений положений документации об электронном аукционе был направлен запрос в АО "ОСК" (исх. N 552/109т от 11.02.2016) о возможности внесения данных изменений в документацию о проведении электронного аукциона. На электронной торговой площадке и ЕИС было дано разъяснение об опечатке без указания информации о возможном внесении изменений, так как на момент подачи разъяснений еще не было получено согласование от АО "ОСК" о внесении изменений в аукционную документацию.
26.02.2016 от АО "ОСК" (исх. N 18-1642) получено согласование внесения изменений в аукционную документацию.
На основании вышеизложенного, в аукционную документацию будут внесены соответствующие изменения в установленном порядке.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" АО "ПСЗ "Янтарь" был сделан запрос в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с просьбой о проведении экспертизы товара, в отношении которого требуется подтверждение отсутствия их производства на территории Российской Федерации.
На обращение АО "ПСЗ "Янтарь" (исх. N 552/89т от 26.01.2015) в Минпромторг России получено Уведомление об отсутствии возможности выдачи заключения об отсутствии производства на территории Российской Федерации товаров, указанных в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N 1224, в связи с чем, в пункте 19 раздела II Информационная карта Документации об открытом аукционе включена информация о том, что "Данное оборудование попадает под запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств согласно Постановления Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224 г. Москва "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства".
Согласно пункта 4 технической части документации об Аукционе в электронной форме "Обозначение инструмента приведено в соответствии с кодами Международной организации по стандартизации ISO. Перечень и исполнение инструмента Поставщик согласовывает с Заказчиком в срок не позднее 60 (шестидесяти) календарных дней с момента подписания Контракта". Данная информация не обязывает поставщика осуществлять поставку металлорежущего инструмента с маркировкой, указанной в пункте 4 технической части документации об аукционе в электронной форме, так как предполагает дополнительное согласование комплекта поставки металлорежущего инструмента.
На основании вышеизложенного и был дан ответ следующего содержания: "Обозначение инструмента в документации приведено в соответствии с кодами Международной организации по стандартизации ISO, ссылки на конкретную торговую марку в документации нет. При формировании перечня металлорежущего инструмента применялись общедоступные каталоги, размещенные в единой информационной сети (Internet). В связи с чем сообщаем, что допускается предлагать эквивалентный (аналогичный по своим характеристикам) инструмент любых марок и производителей".
Согласно ГОСТ 2.601-2013 за основной норматив потребности в запасных частях принимают норму их расхода на срок службы одного изделия, исчисляемый наработкой (в часах, циклах, километрах, календарном времени и т.п.). Нормы расхода запасных частей должны быть рассчитаны применительно ко всей номенклатуре запасных частей на основе показателей надежности изделия и его составных частей, результатов испытании, опыта эксплуатации аналогичных изделий. За основной норматив потребности в материалах принимают норму их расхода на срок службы одного изделия, исчисляемый наработкой (в часах, циклах, километрах, календарном времени и т.п.). На основании норм расходов формируется ведомость ЗИП, которая состоит из разделов: запасные части, инструмент, принадлежности, материалы.
В соответствии с отраслевыми стандартами комплект(ы) ЗИП разрабатывает головной разработчик (разработчик) одновременно с разработкой изделия на основе выбранной системы технического обслуживания и ремонта и в соответствии с требованиями ТЗ на изделие (или ЗИП). Сведения о комплектах ЗИП должны быть приведены в конструкторской документации изделия.
Состав комплекта запасных изделий и принадлежностей (далее ЗИП) отражается в техническом паспорте оборудования либо в руководстве по эксплуатации оборудования конкретного станка, который устанавливает производитель оборудования. В зависимости от модели станка комплект ЗИП будет разный. Не зная конкретной марки станка, прописать в аукционной документации комплект ЗИП не представляется возможным.
В запросах технико-коммерческих предложений, для формирования НМЦК, так же было указано требование, касающееся поставки комплекта ЗИП (запасные части, инструменты, принадлежности и материалы) на 24 месяца эксплуатации станка.
Согласно пункту 3.4. технической части документации об Аукционе поставщик обязан провести обработку пробных деталей по чертежам Заказчика, согласно п. 6.1.5. проекта контракта документации об аукционе в электронной форме "По окончании демонстрации (предъявления) Оборудования в работе, Специалисты Поставщика приступают к проведению обучения специалистов Заказчика по эксплуатации и обслуживанию Оборудования, согласно программе обучения, разработанной Поставщиком и согласованной с Заказчиком. Обучение должно состоять из теоретической и практической частей. Сроки проведения обучения согласуются с Заказчиком. Количество часов в программе обучения должно составлять не менее 80 (восьмидесяти) часов включительно. Теоретическая часть должна состоять из очного семинара, на котором должны быть изложены основы работы Оборудования, техника безопасности при подключении Оборудования и его работе, правил обслуживания Оборудования. Практическая часть должна состоять из демонстрации возможностей Оборудования, непосредственной работы обучаемых с Оборудованием при изготовлении, как минимум, трех изделий на каждой единице Оборудования...".
На основании вышеизложенного считаю нерациональным включение в состав документации об аукционе в электронной форме чертежей всей номенклатуры изделий, планируемых к изготовлению на данном оборудовании, так как состав обрабатываемых деталей будет прописываться в программе обучения.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
05.02.2016 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - Официальный сайт) размещено извещение N 2035000000116000004 и документация по Аукциону.
Начальная (максимальная) цена контракта - 258 666 670,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
1. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров по перечню согласно приложению является включение товаров в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 N 372 "Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость", или соответствующее заключение по результатам экспертизы, проводимой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном порядке.
26.01.2015 Заказчиком в адрес Департамента металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга РФ направлено заявление о выдаче заключения об отсутствии на территории РФ производства товара: "Горизонтальный фрезерно-расточный станок с ЧПУ SKODA HCW2-200" (исх. " 552/89т от 26.01.2015).
19.03.2015 Заказчиком получено уведомление об отсутствии возможности выдачи заключения об отсутствии производства на территории РФ товаров, указанных в приложении к постановлению Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224 (исх. N 05-1167 от 11.03.2015).Так, согласно указанному уведомлению, в настоящее время на территории РФ производится оборудование с техническими характеристиками, аналогичными указанным в заявлении Заказчика.
Согласно пункту 19 части II "Информационная карта" документации об Аукционе оборудование, необходимое к поставке, попадает под запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств согласно постановлению Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства", что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Технической частью документации об Аукционе установлен перечень оборудования, необходимого к поставке, а также характеристики указанного оборудования. В ходе заседания Комиссии установлено, что характеристики товара (каталожные номера) соответствуют различным производителям, в том числе, KARLOY, NORGAU.
Представителем Заказчика даны пояснения, что каталоги вышеуказанных производителей товара находятся в свободном допуске в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".Таким образом, довод жалобы относительно того, что в Технической части документации об Аукционе указаны конкретные характеристики (каталожные номера) конкретного производителя - KARLOY, не нашли своего подтверждения в ходе проведения проверки.
3. Согласно ГОСТ 2.601-2013 за основной норматив потребности в запасных частях принимают норму их расхода на срок службы одного изделия, исчисляемый наработкой (в часах, циклах, километрах, календарном времени и т.п.). Нормы расхода запасных частей должны быть рассчитаны применительно ко всей номенклатуре запасных частей на основе показателей надежности изделия и его составных частей, результатов испытании, опыта эксплуатации аналогичных изделий. За основной норматив потребности в материалах принимают норму их расхода на срок службы одного изделия, исчисляемый наработкой (в часах, циклах, километрах, календарном времени и т.п.). На основании норм расходов формируется ведомость ЗИП, которая состоит из разделов: запасные части, инструмент, принадлежности, материалы.
В соответствии с отраслевыми стандартами комплект(ы) ЗИП разрабатывает головной разработчик (разработчик) одновременно с разработкой изделия на основе выбранной системы технического обслуживания и ремонта и в соответствии с требованиями ТЗ на изделие (или ЗИП). Сведения о комплектах ЗИП должны быть приведены в конструкторской документации изделия.
Состав комплекта запасных изделий и принадлежностей (далее ЗИП) отражается в техническом паспорте оборудования либо в руководстве по эксплуатации оборудования конкретного станка, который устанавливает производитель оборудования.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия полагает, что требования к ЗИП соответствуют нормам Закона о контрактной системе.
4. В силу части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Документация об Аукционе, опубликованная на Официальном сайте содержит следующую информацию: "п. 5.3. "Диапазон перемещений в положительном направлении, не менее (перемещение не должно выходить за установленный объем станка см. п. 3.1.) - 4 000 мм; п. 11.7. "Максимальный крутящий момент, не менее - 2 200 Н*м".
Вместе с тем, 10.02.2016 на Официальном сайте Заказчиком опубликован ответ на разъяснения положений документации об Аукционе (исх. N 552/63 от 09.02.2016). Так, согласно пунктам 3 и 4 данного разъяснения, вертикальное перемещение шпиндельной бабки не менее 3 000 мм (значение 4 000 мм - опечатка); крутящий момент не менее 1 800 Н*м (значение 2 200 Н*м - опечатка).
Таким образом, разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации, что является нарушением части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии установлено, что 11.02.2016 Заказчиком в адрес АО "Объединенная судостроительная корпорация" направлено письмо с просьбой согласовать внесение изменений в пункты 5.3. и 11.7. документации об Аукционе: "пункт 5.3. "Диапазон перемещений в положительном направлении, не менее (перемещение не должно выходить за установленный объем станка см. п. 3.1.) - 4 000 мм" изменить на "Диапазон перемещений в положительном направлении, не менее (перемещение не должно выходить за установленный объем станка см. п. 3.1.) - 3 000 мм"; "пункт 11.7. "Максимальный крутящий момент, не менее - 2 200 Н*м" изменить на "Максимальный крутящий момент, не менее - 1 800 Н*м" (исх. N 552/109т от 11.02.2016).
26.02.2016 Заказчиком получено согласование внесения вышеуказанных изменений в документацию об Аукционе.
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы Заявителя (29.02.2016 12 часов 00 минут (время калининградское), на Официальном сайте соответствующие изменения в документацию об Аукционе Заказчиком не внесены.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РТ-ИНЖИНИРИНГ" обоснованной.
2. Признать Заказчика - акционерное общество "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" нарушившим часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
Л.В. Шевченко
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 29 февраля 2016 г. N КС-35/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2016