Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 18 марта 2016 г. N 56-03з/2016
Резолютивная часть решения оглашена "18" марта 2016года. В полном объеме решение изготовлено "23" марта 2016года.
в присутствии: /____./, рассмотрев жалобу N56-03з/2016 ООО "Строительный Альянс" по существу, установила: |
Резолютивная часть решения оглашена "19" сентября 2014 года. В полном объеме решение изготовлено "22" сентября 2014 года.
в присутствии: /_/ рассмотрев жалобу N219-03з/2014 ООО "ИНЖТЕХСПЕЦСТРОЙ",по существу, |
14.03.2016г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Строительный Альянс" на действия комиссии Заказчика - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского" при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0337100006216000009), предметом которого является ремонт фасадов учебного корпуса.
ООО "Строительный Альянс" полагает, что комиссия заказчика в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) приняла незаконное решение о несоответствии первой части заявки ООО "Строительный Альянс" требованиям, установленным аукционной документацией, а также Заказчик не установил требование к участникам закупки, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчиком - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского" представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Строительный Альянс", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия комиссии Заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 18.02.2016г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0337100006216000009 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является ремонт фасадов учебного корпуса (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 5 681 165,24 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.03.2016 N0337100006216000009-1 на участие в Аукционе поступило 4 заявки, в том числе заявка ООО "Строительный Альянс" (заявка N6), которая была не допущена до участия в Аукционе со следующим обоснованием: п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе:
- п.6 "кирпич", значение показателя "горючесть" должно быть лучше Г1, то есть НГ (не горючий) (согласно таблицы 3 Приложения к Федеральному закону от 22 июля 2008г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (с изменениями на 13 июля 2015 года)), участником предложено значение Г2;
- п.6 "кирпич" значение показателя "группа по теплотехническим характеристикам" для предложенного участником класса средней плотности 2, согласно таблице 1 ГОСТ 530-2012, должна быть "малоэффективные", предложено "условно-эффективные";
- п.7 "сталь кровельная" значение показателя "вес 1м2 готового оцинкованного листа" складывается из веса самого листа и веса покрытия металла 3,925 кг + 0,590 кг - 4,515 кг, (вес самого листа равен произведению его плотности на объем 7850 кг/м3 х 1 м х 1 м х 0,0005м = 3,925кг, плюс предложенная масса покрытия с двух сторон 0,590 кг), участником предложено 4,0 кг.;
- п.15 "растворы цементно-известковые" при перечислении значений показателя "вяжущее" участник не указал значение "известь строительная" (характеристика по применяемым вяжущим - сложные (на смешанных вяжущих)) и согласно п.11 технического задания: "При перечислении наименований товаров, показателей товаров, значений показателей товаров, разделенных знаком "," или союзом "и" Заказчику требуются все товары, их показатели и значения показателей товаров. Участнику размещения заказа необходимо в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме указать конкретные значения всех показателей всех товаров наименования и (или) показатели и (или) значения показателей которых разделены знаком "," или союзом "и";
- п.16 "растворы цементно-известковые" при перечислении значений показателя "вяжущее" участник не указал значение "известь строительная" (характеристика по применяемым вяжущим - сложные (на смешанных вяжущих)) и согласно п.11 технического задания: "При перечислении наименований товаров, показателей товаров, значений показателей товаров, разделенных знаком "," или союзом "и" Заказчику требуются все товары, их показатели и значения показателей товаров. Участнику размещения заказа необходимо в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме указать конкретные значения всех показателей всех товаров наименования и (или) показатели и (или) значения показателей которых разделены знаком "," или союзом "и";
- п.17 "растворы цементно-известковые" при перечислении значений показателя "вяжущее" участник не указал значение "известь строительная" (характеристика по применяемым вяжущим - сложные (на смешанных вяжущих)) и согласно п.11 технического задания: "При перечислении наименований товаров, показателей товаров, значений показателей товаров, разделенных знаком "," или союзом "и" Заказчику требуются все товары, их показатели и значения показателей товаров. Участнику размещения заказа необходимо в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме указать конкретные значения всех показателей всех товаров наименования и (или) показатели и (или) значения показателей которых разделены знаком "," или союзом "и".
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать:
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно Приложению N1 к Информационной карте "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения и документы:
- согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Указанные показатели заполняются в соответствии с разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара.
В случае если в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в форме участника закупки не указаны конкретные показатели товара, предлагаемого к использованию в процессе выполнения работ, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ, не допускается.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Строительный Альянс" комиссия Заказчика неправомерна отклонила первую часть заявки Общества по показателю "горючесть кирпича" и "Вес 1м2 готового оцинкованного листа".
Исследовав документацию электронного аукциона N0337100006216000009, предметом которого является ремонт фасадов учебного корпуса, Комиссией Калужского УФАС России установлено следующее.
Техническим заданием (часть II документации) об аукционе Заказчиком установлены требования к поставляемому товару:
-п. 6 Кирпич: Горючесть - лучше Г1;
-п.7 Сталь кровельная оцинкованная: Вес 1м2 готового оцинкованного листа - не более 6 кг.
Участник ООО "Строительный Альянс", заявка N6 предлагает:
-п. 6 Кирпич: Горючесть - Г2;
-п.7 Сталь кровельная оцинкованная: Вес 1м2 готового оцинкованного листа - 4 кг.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Таким образом, значения в заявке Заявителя жалобы по показателю "Вес 1м2 готового оцинкованного листа - 4 кг" соответствует требованиям аукционной документации, в связи с чем, комиссия Заказчика, в нарушение частей 1,3 статьи 67, пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ неправомерно отклонила заявку по пункту 7 Приложения N3 к Техническому заданию.
Согласно пояснениям представителя Заказчика из таблицы 3 Классы пожарной опасности строительных материалов и статьи 13 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" видно, что материалом с горючестью лучше Г1 является НГ.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что отклонение комиссией заказчика заявки ООО "Строительный Альянс" по пункту 6 Кирпич "Горючесть" правомерно, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 22.07.08г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" лучшим по пожарной безопасности после значения Г1 является значение НГ.
Также, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что заявитель жалобы не оспаривает отклонение своей заявки по - п.6 "кирпич" в части значения показателя "группа по теплотехническим характеристикам", по - п.15 "растворы цементно-известковые", по - п.16 "растворы цементно-известковые", по - п.17 "растворы цементно-известковые".
4. Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно ГОСТ 530-2012. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия:
4.1.3 По прочности кирпич подразделяют на марки М100, М125, М150, М175, М200, М250, М300; клинкерный кирпич - М300, М400, М500, М600, М800, М1000; камни - М25, М35, М50, М75, М100, М125, М150, М175, М200, М250, М300; кирпич и камень с горизонтальными пустотами - М25, М35, М50, М75, М100.
4.1.4 По морозостойкости изделия подразделяют на марки F25, F35, F50, F75, F100, F200, F300.
4.1.5 По показателю средней плотности изделия подразделяют на классы 0,7; 0,8; 1,0;
1,2; 1,4; 2,0; 2,4.
4.1.6 По теплотехническим характеристикам изделия в зависимости от класса средней плотности подразделяют на группы в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Группы изделий по теплотехническим характеристикам
|
|
Класс средней плотности изделия |
Группа изделий по теплотехническим характеристикам |
0,7; 0,8 |
Высокой эффективности |
1,0 |
Повышенной эффективности |
1,2 |
Эффективные |
1,4 |
Условно-эффективные |
2,0; 2,4 |
Малоэффективные (обыкновенные) |
Согласно главе 5 ГОСТ 530-2012. "Технические требования", Изделия должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному предприятием-изготовителем.
В соответствии с пунктом 5.2.8 ГОСТ 530-2012.керамические изделия относятся к негорючим строительным материалам в соответствии с ГОСТ 30244.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика не смог пояснить необходимость установления требования указания горючести материала к заведомо негорючему материалу согласно ГОСТ 530-2012, а также не предоставил подтверждающие документы правомерности установления данного требования.
Таким образом необходимость указания горючести негорючего материала, установленного в Техническом задании вводит участников закупки в заблуждение
В соответствии с пунктом 5.4.2 ГОСТ 530-2012 маркировку наносят на каждую упаковочную единицу. В одной упаковочной единице должно быть не менее 20% идентифицируемых изделий. Маркировка может быть нанесена непосредственно на упаковку или на этикетку, которую наклеивают на упаковку, или на ярлык, прикрепляемый к упаковке способом, обеспечивающим его сохранность при транспортировании.
Маркировка должна содержать:
- наименование предприятия-изготовителя (и/или его товарный знак) и адрес;
- условное обозначение изделия ( в соответствии с пунктом 4.3.1 Условное обозначение керамических изделий должно состоять из обозначения вида изделия в соответствии с таблицами 2 и 3; букв р - для рядовых, л - для лицевых, кл -для клинкерных, пг - для камней с пазогребневой системой, ш - для шлифованных камней; обозначения размера кирпича - в соответствии с таблицей 2, номинальных размеров камня - в соответствии с таблицей 3, рабочего размера камня с пазогребневой системой - в соответствии с таблицей 3, обозначений: по - для полнотелого кирпича, пу - для пустотелого кирпича, марок по прочности, класса средней плотности; марки по морозостойкости и обозначения настоящего стандарта);
- номер партии и дату изготовления;
- число изделий в упаковочной единице, шт. (кг);
- массу упаковочной единицы, кг;
- группу по теплотехнической эффективности;
- знак соответствия при поставке сертифицированной продукции (если предусмотрено системой сертификации).
На основании вышеизложенного, проведя внеплановую проверку Документации в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о наличии завышенных требований к указанию конкретных характеристик в Техническом задании.
Такие показатели пункта 6 "Кирпич" как:
- Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии;
- Средний предел прочности при сжатии;
- Средний предел прочности при изгибе;
- Масса кирпича;
- Предельные отклонения от номинальных размеров по длине;
- Предельные отклонения от номинальных размеров по ширине;
- Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине;
- Отклонение от перпендикулярности смежных граней изделий;
- Отклонение от плоскостности граней изделий;
указаны в ГОСТ 530-2012 и используются предприятием-изготовителем для определения при производстве марки, класса и т.д. кирпича.
Вся исчерпывающая информация о кирпиче содержится в условном обозначении кирпича, указываемого при маркировке.
При выходном контроле на предприятии-изготовителе в соответствии с пунктом 6.11 ГОСТ 530-2012 Каждая партия поставляемых изделий должна сопровождаться документом о качестве, в котором указывают:
- наименование предприятия-изготовителя и (или) его товарный знак;
- наименование и условное обозначение изделия;
- номер и дату выдачи документа;
- номер партии;
- число (массу) изделий в партии, шт. (кг);
- марку по прочности, класс средней плотности, марку по морозостойкости;
- пустотность;
- водопоглощение;
- скорость начальной абсорбции воды;
- кислотостойкость (для клинкерного кирпича);
- группу по теплотехнической эффективности;
- удельную эффективную активность естественных радионуклидов ГОСТ 530-2012 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия.
При экспортно-импортных операциях содержание сопроводительного документа о качестве уточняется в конкретном договоре на поставку изделий.
Таким образом, предъявив завышенные требования для указания конкретных характеристик товара Заказчик умышленно ограничил круг потенциальных участников аукциона, предполагая, что информацией о значениях большинства характеристик, указанных в пункте 6 "Кирпич" может владеть только предприятие-изготовитель, либо участник, у которого есть в наличии необходимая партия кирпича с проведенными результатами испытаний. Тем самым Заказчик лишил возможности участвовать в аукционе участников, которые не имеют в наличии необходимой партии кирпича, но смогут ее приобрести при выполнении работ.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
4.1. В соответствии с главой 1 "Классификация" ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия":
1.1. Сталь тонколистовая оцинкованная (ОЦ) подразделяется:
по назначению на группы
для холодной штамповки - XШ,
для холодного профилирования - XП,
под окраску - ПК,
общего назначения - ОН;
по способности к вытяжке (сталь группы ХШ) на категории
нормальной вытяжки - Н,
глубокой вытяжки - Г,
весьма глубокой вытяжки - ВГ;
по равномерности толщины цинкового покрытия
с нормальной разнотолщинностью - НР,
с уменьшенной разнотолщинностью - УР.
1.2. По согласованию потребителя с изготовителем оцинкованная сталь может изготовляться:
с узором кристаллизации - КР,
без узора кристаллизации - МТ.
1.3. В зависимости от толщины покрытия оцинкованная сталь делится на 3 класса в соответствии с указанным в табл. 1.
Таблица 1
Класс толщины |
Масса 1 м2 слоя покрытия, нанесенного с двух сторон, г |
Толщина покрытия, мкм |
П (повышенный) |
Св. 570 до 855 включ. |
Св. 40 до 60 включ. |
1 |
Св. 258 до 570 включ. |
Св. 18 до 40 включ. |
2 |
От 142,5 до 258 включ. |
Св. 10 до 18 включ. |
В соответствии с пунктом 3.1. ГОСТ 14918-80 оцинкованная сталь должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
На основании вышеизложенного, предприятие-изготовитель производит сталь, определенной группы, с узором/без узора, определенного класса толщины и т.д. В зависимости от группы, марки стали, сталь будет изготовлена с соответствующими значениями показателя в пределах, установленных ГОСТом для данной марки, группы стали. Необходимость указания в Техническом задании конкретных показателей нецелесообразна и необоснованна. Технические показатели определяются предприятием-изготовителем при выходном контроле качества. По результатам проведенных испытаний делается вывод о соответствии произведенной стали требованиям ГОСТ в отношении конкретных групп, марок, заказанных потребителем. После чего товар маркируется и отпускается конечному потребителю.
Согласно пункту 6.1. ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия" маркировка, упаковка, транспортирование и хранение - по ГОСТ 7566-81. Взамен ГОСТ 7566-81 принят ГОСТ 7566-94 "Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение металлопродукции".
В соответствии с ГОСТ 7566-94 каждая партия сопровождается документом, содержащим:
- наименование и (или) товарный знак предприятия-изготовителя;
- наименование потребителя;
- номер заказа;
- дату оформления документа о качестве;
- марку стали, группу или класс прочности;
- номер плавки и номер партии, если плавка делится на партии;
- наименование металлопродукции, размеры, количество мест, их общую массу и, в случае поставки по сдаточной (теоретической) массе, знак "ТМ", коэффициент пересчета (для листового проката допускается вместо коэффициента пересчета указывать теоретическую массу одного листа или 1 м длины рулонного проката), сведения о группах и категориях проката по свойствам, качеству поверхности, назначению и другие требования, предусмотренные НД на прокат;
- номер НД;
- химический состав стали по ковшевой пробе или в готовом прокате;
- результаты всех испытаний, в том числе факультативные показатели по требованию потребителя. Допускается вместо результатов всех испытаний указывать: "Металлопродукция соответствует НД" или сертификату;
- сведение о режиме термической обработки по требованию потребителя;
- штамп отдела технического контроля.
Таким образом, узнать химический состав стали, теоретическую массу одного листа участник аукциона сможет только после заказа конкретной партии товара у предприятия-изготовителя, то есть, Техническое задание Заказчика предполагает наличие необходимой партии товара у участника закупки, ограничивая тем самым круг потенциальных участников.
Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание Заказчика на следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Калужского УФАС России так же отмечает тот факт, что представителями Заказчика на рассмотрение жалобы не было представлено каких-либо документальных подтверждений необходимости и правомерности установления завышенных требований в Техническом задании.
На основании вышеизложенного, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Поэтому, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупки, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе, его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение Заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки приводит к увеличению количества участников закупки, соответственно, значительной экономии бюджетных средств.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС установила, что неясность информации, завышенные требования к материалам, указанные в Техническом задании привели к невозможности корректного заполнения заявки заявителем жалобы ООО "Строительный Альянс", а также других участников закупки.
5. В своей жалобе ООО "Строительный Альянс" указывает, что в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о Контрактной системе извещение не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участниками аукциона.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС установила, что в извещении указано: "Участники должны соответствовать требованиям статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ".
В пункте 1 части 1 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ устанавливается: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Для ремонта фасадов учебного корпуса (объект культурного наследия регионального значения (памятник истории и культуры) народов РФ) необходима действующая лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выданной соответствующим федеральным лицензирующим органом. Информация об этом указана в п.20 информационной карты документации об аукционе.
Также там указана необходимость соответствовать: требованиям о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации( в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ) и требованиям о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта ( в соответствии с пунктом 2 части 2 Статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ), что установлено на основании Постановления Правительства от 4 февраля 2015г. N99. Данное постановление содержит исчерпывающий список документов, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Также в своей жалобе ООО "Строительный Альянс", указывает что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, аукционная документация не содержит перечень документов, которые участник должен приложить в составе 2 части заявки в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ.
В п.20 Информационной карты документации об аукционе указана необходимость в предоставлении в составе заявки на участие в аукционе копии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выданной соответствующим федеральным лицензирующим органом. Лицензия должна содержать следующие виды работ: 1. Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок. 2. Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки. 3.Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций. Также указано, что участник закупки должен соответствовать требованиям Постановления Правительства N99: Требование о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта ( в соответствии с пунктом 2 части 2 Статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ), Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ). Данное Постановление содержит исчерпывающий список документов, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях Заказчика Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ в части установления требований к участникам закупки и содержанию и составу заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, в связи с допущенными Заказчиком существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ при утверждении аукционной документации (Технического задания), Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании электронного аукциона.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Строительный Альянс" частично обоснованной.
2. Признать действия комиссии заказчика - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского" при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме N0337100006216000009, предметом которого является ремонт фасадов учебного корпуса, нарушающими требования частей 1,3 статьи 67, пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. Признать действия заказчика - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского" при утверждении документации аукциона в электронной форме N0337100006216000009, предметом которого является ремонт фасадов учебного корпуса, нарушающими требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 33,части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
4. Выдать заказчику - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ путем аннулирования электронного аукциона N0337100006216000009, предметом которого является ремонт фасадов учебного корпуса;
5. Комиссии заказчика - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского" предписание не выдавать в связи с аннулированием электронного аукциона N0337100006216000009, предметом которого является ремонт фасадов учебного корпуса.
6. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП" обеспечить возможность заказчику - ФГБОУ ВПО "КГУ им. Циолковского" аннулировать электронный аукцион N0337100006216000009, предметом которого является ремонт фасадов учебного корпуса.
7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/____./ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/____./ |
|
___________________ |
/____./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 18 марта 2016 г. N 56-03з/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2016