Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 29 февраля 2016 г. N 38-03з/2016
Резолютивная часть решения оглашена "29" февраля 2016 года. В полном объеме решение изготовлено "01" марта 2016 года.
в присутствии: /____/, рассмотрев жалобу N38-03з/2016 ООО "СМУ-17" по существу, установила: |
20.02.2016г. в адрес Калужского УФАС России (передана по подведомственности из УФАС по г. Москве вх.N6051 от 19.02.2016г.) поступила жалоба ООО "СМУ-17" на действия заказчика - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0373100068216000076), предметом которого является техническое обслуживание больничных пассажирских и грузовых лифтов.
ООО "СМУ-17" полагает, что заказчиком в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) объединены в один лот работы по техническому обслуживанию, ремонтные работы и техническое освидетельствование.
Заказчиком - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "СМУ-17", в которых указано, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 04.02.2016г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) заказчиком - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России опубликовано извещение N0373100068216000076 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является техническое обслуживание больничных пассажирских и грузовых лифтов. (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляет 6 852 041,32 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступает - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России.
Согласно извещению дата и время окончания подачи заявок - 20.02.2016 09:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "СМУ-17" заказчиком в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ объединены в один лот и включены в единую смету работы по техническому обслуживанию, ремонтные работы и техническое освидетельствование.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что в настоящее время Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ не определены требования к порядку формирования лотов.
Таким образом, само по себе размещение заказа на техническое обслуживание, ремонтные работы и техническое освидетельствование лифтов не может рассматриваться как нарушение требований действующего законодательства.
В отсутствие законодательного запрета на такое объединение, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности использования источников финансирования.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам выполняемой услуги с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к оказанию услуги, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару (услуге).
Исходя из вышеизложенного следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Согласно письменным пояснениям представителя Заказчика перечень работ в смете установлен исходя из потребности заказчика, а также на основе Государственных стандартов и Технического регламента таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов".
Статья 2 Технического регламента устанавливает, что "техническое обслуживание лифта - комплекс операций по поддержанию работоспособности и безопасности лифта при его эксплуатации"; "эксплуатация лифта - стадия жизненного цикла лифта, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество, включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, обслуживание и ремонт".
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 4 Технического регламента - для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования:
п. 3.1 использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя;
п. 3.2 выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом;
п. 3.3 проведение оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта в порядке, установленном статьей 6 настоящего технического регламента.
Порядок проведения технического обслуживания устанавливается стандартом ГОСТ Р 55964-2014 в п. 4.1 которого содержатся требования, аналогичные требованиям пп. 3.1, 3.2 и 3.3 Технического регламента.
Раздел 7 ГОСТ Р 55964-2014 определяет состав и виды работ, выполняемых при эксплуатации лифта, указаны виды работ, входящие в систему плановопредупредительного ремонта, куда помимо технического обслуживания входит осмотр или контроль за состоянием оборудования лифта, а также аварийно-техническое обслуживание. Аварийно-техническое обслуживание включает в себя работы по устранению неисправностей лифта, а также оборудования системы диспетчерского контроля (при наличии).
В п. 8.2 раздела 8 ГОСТ Р 55964-2014 определяющем оценку соответствия лифта в период эксплуатации установлено, что оценка соответствия лифта проводится в форме технического освидетельствования по ГОСТ 53783.
В соответствии с п. 5.10 "ГОСТ Р 53783-2010 с изменением 2" в случае выявления при техническом освидетельствовании дефектов, неисправностей, несоответствий создающих недопустимый уровень риска при эксплуатации лифта, использование лифта по назначению до устранения таких дефектов, неисправностей, несоответствий, не допускается.
Таким образом, исходя из положений Технического регламента, а также положений ГОСТ Р 55964-2014 и ГОСТ Р 53783-2010 установлено, что техническое обслуживание, ремонтные работы и периодическое техническое освидетельствование являются неотделимыми друг от друга работами, что говорит о правомерности их включения в состав одной закупки, с целью оперативного выявления неисправностей в работе лифтового оборудования и их своевременного устранения.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.02.2016г. на участие в аукционе было подано 6 заявок, три из которых были признаны соответствующими требованиям документации и допущены к участию в аукционе, что также свидетельствует об отсутствии ограничений количества участников со стороны Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России также обращает внимание заявителя жалобы на следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "СМУ-17" заявителем не было представлено документальных доказательств со ссылками на нормы закона запрещающих объединение в один лот работ по техническому обслуживанию, ремонтные работы и техническое освидетельствование.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "СМУ-17" - необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
________________ |
/____/ |
Члены комиссии: |
________________ |
/____/ |
|
________________ |
/____/ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 29 февраля 2016 г. N 38-03з/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2016