Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 20 февраля 2016 г. N 21-06/43-16Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Королевой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей:
- заказчика - КГПОБУ "Камчатский индустриальный техникум" (далее - Заказчик): Масленниковой Е.А. (по доверенности от 19.02.2016 N 09), Моторчука М.В. (по доверенности от 19.02.2016 N 10), Затворницкого В.М. (по доверенности от 19.02.2016 N 11),
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью НПП "КАМТЭКС" (далее - Заявитель): Жукова Н.Л. (по доверенности от 19.08.2015 N 001),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку автомобиля (закупка N 0338200000216000001), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
07.02.2016 Заказчиком начата процедура определения поставщика путем проведения ЭА на поставку автомобиля (далее - Товар) (закупка N0338200000216000001) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 786700,00 рублей.
В извещении о Закупке установлен срок окончания подачи заявок: 15.02.2016.
15.02.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Заявитель обжалует действия Заказчика при разработке документации об ЭА с нарушением требований Закона о контрактной системе, в части установления: диапазонов в характеристиках товара, соответствующих лишь одному товарному знаку УАЗ (UAZ), что влечет за собой ограничение количества участников закупки, требований к комплектации автомобиля, не обоснованных рациональной необходимостью и обладающих избыточной функциональностью, позволяющих отнести требуемый автомобиль к предметам роскоши.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменные возражения на жалобу от 17.02.2016 N 48, пояснив следующее.
Заказчик установил функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационное характеристики товара с указанием максимальных и минимальных значений таких показателей, показателей которые не могут изменяться в соответствии с потребностями заказчика. При этом указаний на фирменные наименования, полезные модели, наименование конкретных производителей товара аукционная документация не содержит.
Закупаемый автомобиль предназначается для проезда сотрудников Заказчика в командировки и перевозки материальных средств, предназначенных для обеспечения учебного процесса филиалов Заказчика, расположенных на значительном удалении от основной базы Заказчика и центральных районов региона, приравненного к районам Крайнего Севера (п. Ключи, п. Усть-Камчатск Камчатского края). Расстояние от основной базы в г. Вилючинске до данных филиалов более 900 км. Единственный транспортный путь к месту расположения филиалов пролегает по местности, где отсутствуют какие-либо виды связи, техническая помощь, дорожное полотно не асфальтировано (грунтовая и посыпанная щебнем). В весенне-осенний и летний периоды дорога подвергается размытию и заболачиванию при таянии снега и осадках, в зимний период дорога засыпается снегом (снежные заносы и переметы).
Такие технические параметры как объем двигателя (не менее 2500 см3), дорожный просвет, мм (не менее) 200, глубина преодолеваемого брода, мм (не менее) 500, общая емкость топливных баков, л. (не менее) 70, зависимая подвеска и т.д. установлены с целью приобретения автомобиля повышенной маневренности и проходимости на труднодоступной местности, чтобы маневренность приобретаемого автомобиля позволяла передвигаться в горных местностях, в условиях ограниченных радиусов поворотов, преодолевать броды, езда по бездорожью.
Кроме того, в соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан обеспечивать безопасность своих сотрудников при выполнении ими своих трудовых обязанностей. Заказчик обязан обеспечивать сохранность своих материальных средств. По этим причинам в техническое задание было включено оборудование, обеспечивающее максимально возможный уровень безопасности при эксплуатации автомобиля.
Например: атермальные стекла, боковые подножки, камера заднего вида, наружные зеркала заднего вида с повторителями поворотов и подогревом, фары с дневными ходовыми огнями, ABS с функцией EBD, воздухозаборник с сеткой и т.д.: для обеспечения безопасности эксплуатации в экстремальных условиях.
Локеры колес, центральный замок, иммобилайзер и т.д.: для обеспечения сохранности материальных средств в экстремальных условиях эксплуатации.
Бокс под задним сидением, штанга поперечная для крепления багажника с базовым креплением, багажник, вставка фаркопа и т.д.: для перевозки материальных средств.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в части 2 "Краткое изложение условий контракта" документации о Закупке указал функциональные, технические и качественные характеристики Товара с указанием максимальных (длина, ширина, высота, мм. (не более) 4800, 1950, 2070) и минимальных значений (дорожный просвет, не менее 200 мм, рабочий объем двигателя, см.3 (не менее) 2500 и т.д.) таких показателей, показателей, значения которых не могут изменяться (колесная формула - 4х4, коробка передач - с ручным управлением и т.д.) в соответствии со своими потребностями.
Заказчик в части 2 "Краткое изложение условий контракта" документации о Закупке установил требования к
- экстерьеру: боковые подножки, наружные зеркала заднего вида с повторителями поворотов и подогревом и т.д.,
- безопасности: камера заднего хода, парктроник и т.д.,
- интерьеру: бокс под задним сидением и т.д.,
- комфорту: электростеклоподъемники передних и задних дверей, центральный замок и т.д.,
к наличию дополнительного оборудования: передний силовой бампер, задний силовой бампер с кронштейном для крепления запасного колеса, лебедка электрическая, вставка фаркопа и т.д.
Установление Заказчиком данных требований к комплектации и дополнительному оборудованию Товара обусловлено эксплуатацией Товара в определенных климатических условиях (район крайнего Севера), в условиях бездорожья, отсутствия возможности получения технической помощи, обеспечения безопасности эксплуатации в экстремальных условиях и т.д. и является потребностью Заказчика.
Документация о Закупке не содержит требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Кроме того, документация о Закупке содержит условие, допускающее поставку Товара с улучшенными по сравнению с качественными, техническими и функциональными характеристиками Товара, указанными в контракте.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Установление Заказчиком значимых функциональных, технических и качественных характеристик товара (рабочий объем двигателя, максимальная мощность двигателя, дорожный просвет, требования к передней/задней подвескам, комплектации и т.д.) обусловлено потребностями Заказчика и является его правом.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
При этом Заказчик представил коммерческие предложения от трех потенциальных участников Закупки, имеющих возможность поставить Товар в комплектации, соответствующей потребностям Заказчика.
Заявитель не представил доказательств того, что совокупность каких либо показателей не позволяет ему поставить Товар с аналогичными или улучшенными техническими и функциональными характеристиками, соответствующими потребностям Заказчика. Кроме того, отсутствие у Заявителя возможности поставки Товара, соответствующего требованиям, установленным Заказчиком, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников закупки.
Заявитель не представил доказательств того, что требуемая Заказчиком в документации о Закупке комплектация автомобиля "не обоснована рациональной необходимостью, обладает избыточной функциональностью, что позволяет отнести закупаемый автомобиль к предметам роскоши", в связи с чем, Заявитель не может поставить закупаемый Товар.
Таким образом, описание Заказчиком объекта Закупки не противоречит правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО НПП "КАМТЭКС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ___________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________Л.Б. Шиханова
____________________ А.М. Королева
_____________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 20 февраля 2016 г. N 21-06/43-16Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2016