Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 4 марта 2016 г. N 18/2016
Резолютивная часть объявлена 04 марта 2016 г.
Изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
члены Комиссии, |
|
| ||
| ||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", заявитель) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя не поступало) |
|
Заказчик |
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Курской области (далее - СУ СК России по Курской области, заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
личности присутствующих удостоверены на основании документов, удостоверяющих личность (паспорта) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144100005116000063 |
|
Объект закупки |
"Выполнение работ по строительству объекта: "Административное здание в поселке Горшечное Курской области (строительство)"" |
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе...") по следующим основаниям:
1. Заказчиком в проекте контракта не предусмотрено положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, что нарушает требования части 2 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе...".
2. В проекте контракта заказчик установил размеры штрафов за ненадлежащее исполнение сторонами контракта только для одного порогового значения цены контракта, чем нарушил требования частей 5 и 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе...", подпунктов "а" - "г" пунктов 4 и 5 Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063.
3. В аукционной документации не установлено требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе...".
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
В ходе заседания Комиссии представители государственного заказчика с доводами, изложенным в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Из письменных возражений заказчика и пояснений его представителей, данных в ходе заседания по рассмотрению жалобы, следует, что, по мнению заказчика, документация по вышеуказанному электронному аукциону разработана в полном соответствии с требованиями ФЗ "О контрактной системе...".
Заказчик указал на то, что согласно части 2 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе..." положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта указывается при заключении контракта, и следовательно, может быть включено в контракт при его подписании с победителем аукциона.
Также, во исполнение требований статьи 34 ФЗ "О контрактной системе...", заказчиком в проекте государственного контракта установлены фиксированные размеры штрафов за ненадлежащее выполнение сторонами условий контракта, иные варианты штрафов не включались в проект контракта, поскольку не соответствуют объективным характеристикам объекта закупки.
Относительно последнего довода жалобы заказчиком - СУ СК России по Курской области указано, что в Разделе 2 "Информационная карта аукциона" в соответствии с пунктом 9.2 Раздела 1 "Общие сведения об электронном аукционе" документации об аукционе предусмотрено условие о соответствии участников закупки требованиям, установленным в пунктах 1, 3 - 5, 7 - 10 части 1 и части 1.1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе...". Аналогичное требование установлено в извещении об осуществлении закупки, размещенном в единой информационной системе.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч. 15 ст. 99, ст. 106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. Согласно части 1 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе..." контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с ФЗ "О контрактной системе..." извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в
определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 2 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе..." при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 ФЗ "О контрактной системе...".
Комиссией УФАС России установлено, что заказчиком в проекте контракта не предусмотрено положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, указанные действия заказчика нарушают требования части 2 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе...".
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе..." в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусмотренных контрактом.
При этом частями 5 и 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что ФЗ "О контрактной системе..." не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
В пункте проекта государственного контракта заказчиком установлено: "Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 5 процентов цены контракта, что составляет _________рублей____коп.".
"Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контарктом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2 процента цены контракта, что составляет _________рублей____коп.".
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, подлежат установлению в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого
порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Вместе с тем, в проекте государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Административное здание в поселке Горшечное Курской области (строительство)" отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами.
Таким образом, заказчиком в проекте контракта не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Вышеуказанные действия заказчика нарушают требования частей 5 и 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе...", пунктов 4 и 5 Правил.
3. Согласно части 3 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями пункта 10 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе..." при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Комиссией УФАС России установлено, что в нарушение требований пункта 10 части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." в пункте 9 "Требования к участникам закупки" Раздела 1. "Общие сведения об электронном аукционе" документации об аукционе не предусмотрено данное требование к участникам аукциона.
Вместе с тем, Комиссия УФАС России считает необходимым отметить следующее. В Разделе 2 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе предусмотрено условие о соответствии участников закупки требованиям, установленным в пунктах 1, 3 - 5, 7 - 10 части 1 и части 1.1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе...".
Требование о соответствии участников закупки требованиям пунктах 1, 3 - 5, 7 - 10 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе..." также установлено заказчиком в извещении об осуществлении закупки, размещенном в единой информационной системе.
С учетом изложенного, вышеуказанные действия заказчика нарушают требования пункта 10 части 1 статьи 31, частей 2, 5 и 8 статьи 34, части 3 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе...", пунктов 4 и 5 Правил, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией УФАС России было установлено следующее.
1. В соответствии с частью 5 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально-ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе..." условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе...", включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии с пунктом 5.2 проекта контракта: "Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально-ориентированной некоммерческой организацией, привлекает к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций. Объем привлечения к исполнению контрактов
субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций должен составлять не менее 20 процентов от цены контракта, что составляет не менее_______(_____рублей__копеек)".
При выявленных обстоятельствах, действия заказчика, не установившего в проекте контракта конкретного значения объема (в точном цифровом выражении) привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также не установившего в извещении об аукционе требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей, противоречат требованиям части 6 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе...".
2. В нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе...", заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и документации об аукционе не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а именно, не указано, на какие виды работ, предусмотренные Перечнем, должно быть выдано свидетельство СРО по организации строительства.
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной в части нарушения заказчиком - Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Курской области требований пункта 10 части 1 статьи 31, частей 2, 5 и 8 статьи 34, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом".
2. Признать заказчика - Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Курской области нарушившим требования части 6 статьи 30, пункта 10 части 1 статьи 31, частей 2, 5 и 8 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 6 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом".
3. Выдать заказчику - Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Курской области предписание об устранении нарушений законодательства Российский Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Выдать единой комиссии заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Курской области предписание о недопущении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Передать материалы дела N 18/2016 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российский Федерации об административных правонарушениях.
6. Копию решения по делу N 18/2016 направить в Прокуратуру Курской области и УМВД России по Курской области для сведения.
7. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 4 марта 2016 г. N 18/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2016