Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 8 февраля 2016 г. N 06/2016
Резолютивная часть объявлена 08 февраля 2016 г.
Изготовлено в полном объеме 11 февраля 2016 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
члены Комиссии, |
|
| ||
| ||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", заявитель) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя не поступало) |
|
Заказчик |
Областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Курской области" (далее - ОКУ "УКС Курской области", заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
личность присутствующего удостоверена на основании документов, удостоверяющих личность (паспорт) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0844200000316000003 |
|
Объект закупки |
"Выполнение работ по организации реконструкции объекта: "Реконструкция нежилых помещений II, IV, XXX по адресу: г. Курск, проспект Вячеслава Клыкова, дом N 92 под педиатрическое отделение ОБУЗ "Курская городская детская поликлиника N7"" |
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе...") по следующим основаниям:
1. Документация об электронном аукционе не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, что является нарушением требований пункта 11 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе...".
2. В проекте контракта заказчик установил размеры штрафов за ненадлежащее исполнение сторонами контракта только для одного порогового значения цены контракта, чем нарушил требования частей 5 и 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе...", подпунктов "а" - "г" пунктов 4 и 5 Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063.
3. В документации об аукционе установлено требование к содержанию первой части заявки не соответствующее требованиям подпунктов "а" и "б" пункта 3 части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе...", а именно, требование заказчика о предоставлении в первой части заявки при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг, для выполнения или оказания которых используется товар, информации о "наименовании места происхождения товара" или "наименовании производителя товара".
4. Документация о закупке не содержит требование о наличии у участников данного аукциона лицензии, несмотря на включение в предмет контракта видов работ, подлежащих лицензированию в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
На заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами жалобы, и сообщил, что при проведении аукциона заказчик действовал в соответствии с положениями ФЗ "О контрактной системе...".
Заказчик представил в материалы дела письменные возражения, из которых следует, что в пункте 2.3 Раздела II "Документация об электронном аукционе" и пункте 14 "Порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации" Раздела XIII "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации указана информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации об аукционе в соответствии с положениями статьи 65 ФЗ "О контрактной системе...".
Также, во исполнение требований статьи 34 ФЗ "О контрактной системе...", заказчиком в проекте государственного контракта установлены фиксированные размеры штрафов за ненадлежащее выполнение сторонами условий контракта. В отношении требования о предоставлении в первой части заявки при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг, для выполнения или оказания которых используется товар, информации о "наименовании места происхождения товара" или "наименовании производителя товара", представитель заказчика пояснил, что в документации об аукционе допущена опечатка, по данному вопросу заказчиком были даны разъяснения участникам закупки 21.01.2016 г.
Относительно последнего довода жалобы ОКУ "Управление капитального строительства Курской области" указано, что из условий аукционной документации следует право генерального подрядчика заключить договор субподряда на выполнение работ с организацией, имеющей лицензию по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
Согласно представленным заказчиком сведениям на участие в данном аукционе поступило 17 (семнадцать) заявок.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч. 15 ст. 99, ст. 106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 2.3 Раздела II "Документация об электронном аукционе" и пункте 14 "Порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации" Раздела XIII "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации содержит порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе: "Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой осуществляется проведение электронного аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе. При этом участник электронного аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника электронного аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе".
Комиссией УФАС России установлено, что в нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе не содержит сведений о конкретных датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Кроме того, из представленных заказчиком на заседание Комиссии УФАС России документов следует, что участником закупки 21.01.2016 года был направлен запрос на разъяснения положений аукционной документации в части внесения изменений в документацию и указания конкретных дат начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации. В своем ответе заказчик также сослался на пункт 2.3 Раздела II "Документация об электронном аукционе" и пункт 14 "Порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации" Раздела XIII "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации.
Вместе с тем, как было установлено на заседании Комиссии УФАС России, участниками закупки было направлено 6 (шесть) запросов на разъяснение положений аукционной документации, на которые заказчик дал соответствующие ответы в срок, установленный ФЗ "О контрактной системе...".
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе..." в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5 и 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также
размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что ФЗ "О контрактной системе..." не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
В пункте 7.3. проекта государственного контракта заказчиком установлено: "В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Генеральный подрядчик вправе взыскать с заказчика штраф в размере*:
а) 2 процентов Цены контракта в случае, если Цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
* Размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
В пункте 7.6. проекта государственного контракта заказчиком установлено: "За ненадлежащее исполнение Генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком, Генеральным подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Генеральный подрядчик выплачивает заказчику штраф в размере*:
а) 5 процентов Цены Контракта в случае, если Цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей
* Размер штрафа включается в Контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из Цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, подлежат установлению в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Вместе с тем, в проекте государственного контракта на выполнение работ по организации реконструкции объекта: "Реконструкция нежилых помещений II, IV, XXX по адресу: г. Курск, проспект Вячеслава Клыкова, дом N 92 под педиатрическое отделение ОБУЗ "Курская городская детская поликлиника N7" отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами.
Таким образом, заказчиком в проекте контракта не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
3. В пункте 9 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии со ст. 66 Федерального закона. Рекомендации по ее заполнению" Раздела XIII "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчиком установлено требование о представлении участниками закупки в составе первой части аукционной заявки "наименования места происхождения товара или наименования производителя товара".
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе_" (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 г. N 498-ФЗ), в составе первой части аукционных заявок участниками закупок должно указываться наименование страны происхождения товара.
Согласно части 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе..." требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, положение аукционной документации заказчика в части установления требования о представлении в составе первых частей заявок наименования места происхождения товара или наименования производителя товара не соответствует требованиям части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе_", что является нарушением требований части 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе_".
Комиссия УФАС России считает необходимым также отметить, что пункт 2.2. "Содержание и состав заявки на участие в электронном аукционе" Раздела II "Документация об электронном аукционе" и пункт 3 "Подача заявки на участие в электронном аукционе" Раздела III "Подача заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации содержит требование об указании в составе первой части аукционных заявок участниками аукциона наименования страны происхождения товара.
С учетом изложенного, вышеуказанные действия заказчика нарушают требования частей 5 и 8 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64, частей 3 и 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе...", пунктов 4 и 5 Правил, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 4. Довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" об отсутствии в аукционной документации требования о наличии у участников данного аукциона лицензии, несмотря на включение в предмет контракта видов работ, подлежащих лицензированию в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", признан Комиссия УФАС России несостоятельным ввиду нижеследующего.
Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства. В случае, если в один лот с работами по строительству включены иные работы, для выполнения которых требуется соответствующая лицензия, они могут проводиться иными лицами (субподрядчиками), которые обладают данной лицензией.
Следовательно, установление заказчиком требования о том, что работы должны выполняться непосредственно лицом, осуществляющим организацию строительства, а также о наличии у него соответствующей лицензии будет нарушать положения части 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе...".
Таким образом, Комиссия УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений норм ФЗ "О контрактной системе..." и признает жалобу в этой части необоснованной. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией УФАС России было установлено следующее.
Частью 1 статьи 96 ФЗ "О контрактной системе..." предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 96 ФЗ "О контрактной системе..." контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 6 статьи 96 ФЗ "О контрактной системе..." размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 37 ФЗ "О контрактной системе..." предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Аналогичное требование о применении антидемпинговых мер установлено заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и пункте 12 "Размер обеспечения исполнения Государственного контракта, порядок его предоставления, требования к обеспечению" Раздела XIII "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации.
Согласно части 1 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе..." контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Вместе с тем, в пункте 8.1 проекта контракта заказчиком указано: "Обеспечение исполнения Контракта предоставляется в виде_______в размере 10% от начальной максимальной цены Контракта, что составляет 1 635 000 (Один миллион шестьсот тридцать пять рублей) на срок действия Контракта плюс два месяца". В нарушение вышеуказанных положений ФЗ "О контрактной системе..." в проекте контракта отсутствует указание на размер обеспечения исполнения контракта, в случае применения положений части 1 статьи 37 ФЗ "О контрактной системе...". Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика содержится нарушение требований части 1 статьи 37, частей 1 и 6 статьи 96 ФЗ "О контрактной системе...", выразившиеся в отсутствии в проекте контракта надлежащего указания на размер обеспечения его исполнения в случае применения антидемпинговых мер в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьями 99, 106 ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной в части нарушения заказчиком - Областным казенным учреждением "Управление капитального строительства Курской области" требований частей 5 и 8 статьи 34, части 1 статьи 37, части 1 статьи 64, частей 3 и 6 статьи 66, частей 1 и 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом".
2. Признать заказчика - Областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Курской области" нарушившим требования частей 5 и 8 статьи 34, части 1 статьи 37, части 1 статьи 64, частей 3 и 6 статьи 66, частей 1 и 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом".
3. Выдать заказчику - Областному казенному учреждению "Управление капитального строительства Курской области" предписание об устранении нарушений законодательства Российский Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Выдать единой комиссии заказчика - Областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Курской области" предписание о недопущении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Передать материалы дела N 06/2016 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российский Федерации об административных правонарушениях.
6. Копию решения по делу N 06/2016 направить в Прокуратуру Курской области и УМВД России по Курской области для сведения.
7. Контроль за исполнением предписаний возложить на члена Комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 8 февраля 2016 г. N 06/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2016