Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 9 февраля 2016 г. N 07
Резолютивная часть объявлена 09 февраля 2016 г.
Изготовлено в полном объеме 12 февраля 2016 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
|
члены Комиссии, |
||
| |||
| |||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", заявитель) |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя не поступало) |
||
Заказчик |
Областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Курской области" (далее - ОКУ "УКС Курской области", заказчик) |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
(по доверенности), личность присутствующего удостоверена на основании документов, удостоверяющих личность (паспорт) |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0844200000316000002 |
||
Объект закупки |
Выполнение работ по организации строительства объекта: "Центр фехтования по ул. Советская в г. Курске (2-я очередь строительства)". |
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе заказчика не соответствует требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе...") по следующим основаниям:
1. В нарушение требований ст.37, ст.95 ФЗ "О контрактной системе...", проект государственного контракта аукционной документации не содержит положений, предусматривающих изменение размера обеспечения исполнения контракта в зависимости от значения цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт (не предусмотрены антидемпинговые меры).
2. Документация об электронном аукционе не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, что является нарушением требований пункта 11 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе...".
3. В нарушение требования ч.6 ст.30 ФЗ "О контрактной системе...", в аукционной документации заказчиком не установлено конкретное значение объема привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
На заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами жалобы, указав, что аукционная документация заказчика соответствует положениям ФЗ "О контрактной системе...".
Заказчик представил в материалы дела письменные возражения, из которых следует, что антидемпинговые меры предусмотрены заказчиком в п.12 раздела III аукционной документации. Кроме того, согласно пояснений заказчика, в пункте 2.3 Раздела II "Документация об электронном аукционе" и пункте 14 "Порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации" Раздела XIII "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации указана информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации об аукционе в соответствии с положениями статьи 65 ФЗ "О контрактной системе...". Заказчик также указывает, что в п.5.5 ст.5 проекта государственного контракта заказчиком указан объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства в размере "не менее 15%".
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч. 15 ст. 99, ст. 106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0844200000316000002 размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок new.zakupki.gov.ru 12.01.2016г.
Начальная максимальная цена контракта - 24 084 000, 00 рублей.
Дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 03.02.2016г.
Согласно сведений, представленных заказчиком, на участие в электронном аукционе поступило 8 заявок.
1. Частью 1 статьи 96 ФЗ "О контрактной системе..." предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 96 ФЗ "О контрактной системе..." контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 6 статьи 96 ФЗ "О контрактной системе..." размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 37 ФЗ "О контрактной системе..." предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Аналогичное требование о применении антидемпинговых мер установлено заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и пункте 12 "Размер обеспечения исполнения Государственного контракта, порядок его предоставления, требования к обеспечению" Раздела XIII "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации.
Согласно части 1 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе..." контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Вместе с тем, в пункте 8.1 проекта контракта заказчиком указано: "Обеспечение исполнения Контракта предоставляется в виде_______в размере 10% от начальной максимальной цены Контракта, что составляет 2 408 400 (два миллиона четыреста восемь тысяч четыреста)рублей на срок действия Контракта плюс два месяца". В нарушение вышеуказанных положений ФЗ "О контрактной системе..." в проекте контракта отсутствует указание на размер обеспечения исполнения контракта, в случае применения положений части 1 статьи 37 ФЗ "О контрактной системе...". Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика содержится нарушение требований части 1 статьи 37, частей 1 и 6 статьи 96 ФЗ "О контрактной системе...".
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 2.3 Раздела II "Документация об электронном аукционе" и пункте 14 "Порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации" Раздела XIII "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации содержит порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе: "Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой осуществляется проведение электронного аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе. При этом участник электронного аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника электронного аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе".
Комиссией УФАС России установлено, что в нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе не содержит сведений о конкретных датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Вместе с тем, из представленных заказчиком на заседание Комиссии УФАС России документов следует, что в адрес заказчика поступило 4 запроса о разъяснении положений аукционной документации, на которые заказчик дал соответствующие ответы в срок, установленный ФЗ "О контрактной системе...".
3. В соответствии с частью 5 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Как установлено частью 6 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе...", условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе...", включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Пунктом 5.5 проекта государственного контракта аукционной документации заказчика установлено: "генеральный подрядчик привлекает к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% цены Контракта".
В нарушение требования частей 5, 6 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе...", в извещении об осуществлении закупки заказчика отсутствует требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, однако в проекте государственного контракта заказчиком такое требование установлено.
Кроме того, заказчиком в проекте государственного контракта не установлен надлежащим образом (в точном цифровом значении) общий объем договоров, заключаемых исполнителем с субисполнителями из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действиями заказчика, не установившего в извещении о проведении электронного аукциона требование о привлечении к исполнения контакта соисполнителей из числа СМП, СОНО, однако предусмотревшего такое требование в проекте государственного контракта, а также не установившего объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП СОНО, нарушены требования частей 5, 6 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе...".
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика, Комиссией установлено:
1. В соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе..." в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5 и 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что ФЗ "О контрактной системе..." не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
В пункте 7.3. проекта государственного контракта заказчиком установлено: "В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Генеральный подрядчик вправе взыскать с заказчика штраф в размере*:
а) 2 процентов Цены контракта в случае, если Цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
* Размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
В пункте 7.6. проекта государственного контракта заказчиком установлено: "За ненадлежащее исполнение Генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком, Генеральным подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Генеральный подрядчик выплачивает заказчику штраф в размере*:
а) 5 процентов Цены Контракта в случае, если Цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей
* Размер штрафа включается в Контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из Цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, подлежат установлению в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Вместе с тем, в проекте государственного контракта электронного аукциона заказчиком не указаны все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами.
Таким образом, заказчиком в проекте контракта не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
2. В пункте 9 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии со ст. 66 Федерального закона. Рекомендации по ее заполнению" Раздела XIII "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчиком установлено требование о представлении участниками закупки в составе первой части аукционной заявки "наименования места происхождения товара или наименования производителя товара".
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе_" (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 г. N 498-ФЗ), в составе первой части аукционных заявок участниками закупок должно указываться наименование страны происхождения товара.
Согласно части 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе..." требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, положение аукционной документации заказчика в части установления требования о представлении в составе первых частей заявок наименования места происхождения товара или наименования производителя товара не соответствует требованиям части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе_", что является нарушением требований части 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе_".
Комиссия УФАС России считает необходимым также отметить, что пункт 2.2. "Содержание и состав заявки на участие в электронном аукционе" Раздела II "Документация об электронном аукционе" и пункт 3 "Подача заявки на участие в электронном аукционе" Раздела III "Подача заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации содержит требование об указании в составе первой части аукционных заявок участниками аукциона наименования страны происхождения товара.
3. Как установлено Комиссией, в извещении о проведении электронного аукциона, ведомости формирования начальной максимальной цены контракта аукционной документации заказчиком указана начальная максимальная цена контракта в размере 24 084 000,00 рублей.
Вместе с тем, в п.4 раздела XIII "информационная карта электронного аукциона", заказчиком указано иное значение начальной максимальной цены контракта: 22 084 000,00 рублей.
Согласно материалам дела, заказчику от участника определения поставщика поступал запрос об уточнении размера начальной максимальной цены контракта, в ответ на который заказчик разъяснил, что начальная максимальная цена контракта составляет 24 084 000,00 рублей. Указанное разъяснение было размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок/
Допущенное заказчиком разночтение сведений о размере начальной максимальной цены контракта является нарушением требования части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе...".
С учетом изложенного, аукционная документация электронного аукциона N0844200000316000002 не соответствует требованиям частей 5 и 6 статьи 30, частей 5 и 8 статьи 34, части 1 статьи 64, , частей 3 и 6 статьи 66, частей 1, 6 статьи 96 ФЗ "О контрактной системе...", пунктов 4 и 5 Правил, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьями 99, 106 ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной.
2. Признать заказчика - Областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Курской области" нарушившим требования частей 5 и 6 статьи 30, частей 5 и 8 статьи 34, части 1 статьи 64, , частей 3 и 6 статьи 66, частей 1, 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом".
3. Выдать заказчику - Областному казенному учреждению "Управление капитального строительства Курской области" предписание об устранении нарушений законодательства Российский Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Выдать единой комиссии заказчика - Областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Курской области" предписание о недопущении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Передать материалы дела N 07/2016 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российский Федерации об административных правонарушениях.
6. Копию решения по делу N 07/2016 направить в Прокуратуру Курской области и УМВД России по Курской области для сведения.
7. Контроль за исполнением предписаний возложить на члена Комиссии -
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 9 февраля 2016 г. N 07
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2016