Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 16 марта 2016 г. N 26/2016
Резолютивная часть объявлена 16 марта 2016 г.
Изготовлено в полном объеме 21 марта 2016 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
члены Комиссии, |
|
| ||
| ||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Джодас Экспоим" (далее - ООО "Джодас Экспоим", заявитель) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя не поступало) |
|
Заказчик |
Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной перинатальный центр" (далее - ОБУЗ "Областной перинатальный центр", заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
личности присутствующих удостоверены на основании документов, удостоверяющих личность (паспорта) |
|
Уполномоченный орган |
комитет по управлению имуществом Курской области (далее - уполномоченный орган) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей уполномоченного органа |
личность присутствующего удостоверена на основании документа, удостоверяющего личность (паспорт) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144200002415000158 |
|
Объект закупки |
"Поставка лекарственных средств" |
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе...").
В своей жалобе заявитель указывает на то, что в нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), аукционная документация в техническом задании содержит требование к режиму хранения лекарственного препарата, ограничивающее количество участников электронного аукциона.
В подтверждение своих доводов заявитель ссылается на письмо ФАС России N АД/6345/16 от 03.02.2016 г., адресованное ЗАО "БИОКАД", письмо ФАС России N АК/58960/15 от 26.10.2015 г., адресованное ООО "Джодас Экспоим".
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
Из письменных возражений заказчика и пояснений его представителей, данных в ходе заседания по рассмотрению жалобы, следует, что, по мнению заказчика, документация по вышеуказанному электронному аукциону разработана в полном соответствии с требованиями статьи 33 ФЗ "О контрактной системе...".
При разработке аукционной документации заказчик руководствовался нормами действующего законодательства и потребностями в препарате.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч. 15 ст. 99, ст. 106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с порядком, установленным главой 9 ФЗ "О защите конкуренции", письмом ФАС России от 11.10.2007 г. N АЦ/18759, жалоба ООО "Джодас Экспоим", в части нарушения требований ФЗ "О защите конкуренции", передается для рассмотрения в соответствующее структурное подразделение Курского УФАС России. Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ "О контрактной системе...". Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе..." в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Как установлено частью 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе...", документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе..." документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Требования к поставляемому лекарственному препарату установлены заказчиком в Приложении N 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации. Из материалов дела следует, что согласно Приложению N 2 "Описание объекта закупки" к документации об электронном аукционе закупке подлежит лекарственное средство с международным непатентованным наименованием "Меропенем", в том числе, со следующими характеристиками: "Условия хранения: препарат, разведенный 0,9 % раствором натрия хлорида сохраняет удовлетворительную эффективность при хранении в холодильнике (при температуре до 4 0С) в течение 48 часов. Хранение при температуре не выше 30 0С". В ходе заседания Комиссии УФАС России, представители заказчика пояснили, что включение в документацию об электронном аукционе данного требования, касающегося условий хранения разведенного препарата, позволяет не допустить утилизацию неизрасходованного готового раствора по истечении предельного срока хранения препарата. Так же в своих письменных объяснениях заказчик указал, что согласно сведениям из государственного реестра лекарственных средств существуют не менее двух лекарственных средств МНН "Меропенем", имеющих характеристики, соответствующие указанным в техническом задании, в том числе, по сроку хранения готового раствора - 48 часов, например, "Дженем" (Индия), "Меропенем-Векста" (Индия). Из содержания представленного подателем жалобы письма ФАС России N АК/58960/15 от 26.10.2015 г., адресованного ООО "Джодас Экспоим", следует, что в соответствие с позицией ФАС России установление заказчиком требований к температурному режиму хранения лекарственного препарата может приводить к сокращению количества участников закупки. Положения Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" предусматривают проведение Министерством здравоохранения Российской Федерации государственной регистрации лекарственных препаратов в целях подтверждения эффективности, безопасности и качества, и следовательно, зарегистрированный в установленном порядке лекарственный препарат соответствует требованиям эффективности, безопасности и качества. Различия лекарственных препаратов, касающиеся особенной условий хранения препаратов, не могут вести к снижению их эффективности и безопасности. Соблюдение условий хранения лекарственных препаратов должно обеспечиваться заказчиком в местах их хранения в соответствии с требованиями производителей лекарственных препаратов и не связано с терапевтическим эффектом лекарственных препаратов, имеющих одинаковые МНН и разные условия хранения, срок, в течение которого которого лекарственные препараты сохраняют свою стабильность. Заказчиком в материалы дела представлена копия Протокола N 208 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме на право заключения контракта с ОБУЗ ОПЦ на поставку лекарственных средств (Регистрационный номер 09-05/12201) от 14.03.2016 г., согласно которому на участие в электронном аукционе было подано и допущено к участию в аукционе 4 (четыре) заявки. Из письменных пояснений заказчика следует, что с учетом представленной заказчику копии письма ФАС России N АК/58960/15 от 26.10.2015 г., адресованного ООО "Джодас Экспоим", при оценке первых частей заявок на участие в аукционе были допущены в том числе заявки участников, содержащие сведения об условиях хранения препарата: "препарат, разведенный 0,9 % раствором натрия хлорида сохраняет удовлетворительную эффективность при хранении в холодильнике (при температуре до 8 0С) в течение 24 часов"
и "препарат, разведенный 0,9 % раствором натрия хлорида сохраняет удовлетворительную эффективность при хранении в холодильнике (при температуре до 4 0С) в течение 24 часов", не соответствующие требованиям документации об аукционе. Исходя из выявленных обстоятельств, при рассмотрении первых частей заявок аукционной комиссией не принималось во внимание вышеуказанное требование к сроку хранения готового раствора поставляемого лекарственного препарата, предусмотренное в аукционной документации. Таким образом, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что установленные заказчиком характеристики товаров привели к ограничению количества участников закупки, создали одним участникам преимущество перед другими и (или) являлись непреодолимыми для участников закупки. С учетом изложенного, Комиссия УФАС России находит данный довод жалобы заявителя необоснованным. В свою очередь, заказчиком не представлено доказательств обоснованности и необходимости включения в техническое задание характеристики поставляемого лекарственного препарата: "Условия хранения". Таким образом, формирование технического задания на поставку лекарственного средства с включением данного требования является нарушением положений пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе...". Вместе с тем, учитывая представленные в материалы дела документы, Комиссия УФАС России пришла к выводу о том, что выявленные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не повлекли нарушений законных прав и интересов участников электронного аукциона. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курского УФАС России были установлены следующие нарушения требований ФЗ "О контрактной системе..." в действиях аукционной комиссии. В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе..." при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Аналогичное требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе на поставку лекарственных средств установлено в пункте 38 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации. В силу части 1 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе..." аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе..." участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе...". Как следует из представленной заказчиком копии распечатки первой части аукционной заявки участника закупки с порядковым номером заявки - 1, в нарушение требований подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе...", в содержании заявки по всем позициям отсутствует указание на страну происхождения товара, предлагаемого к поставке. Таким образом, аукционная комиссия при рассмотрении первых частей заявок, в нарушение требований частей 3 и 4 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе...", неправомерно приняла решение о допуске к участию в электронном аукционе участника закупки с порядковым номером заявки - 1, поскольку в данной заявке на участие в электронном аукционе отсутствует указание на страну происхождения товара, предлагаемого к поставке.
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Джодас Экспоим" на действия заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной перинатальный центр", уполномоченного органа - комитета по управлению имуществом Курской области обоснованной в части нарушения заказчиком, уполномоченным органом требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика - Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной перинатальный центр", уполномоченный орган - комитет по управлению имуществом Курской области нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа - комитета по управлению имуществом Курской области нарушившей требования частей 3 и 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". 4. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа - комитета по управлению имуществом Курской области предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Передать материалы дела N 26/2016 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российский Федерации об административных правонарушениях.
6. Контроль за исполнением предписаний возложить на члена Комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 16 марта 2016 г. N 26/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2016